1уровень Внутридисциплинарные связи: Общая психология, Возрастная психология, Детская психология, Педагогическая психология, Клиническая психология, Социальная психология.
Связь с общей псих.: базис, категориальный аппарат, псих. аппарат, закономерности, знания о норме, определения, методы.
Связь с возрастн. псих. изуч. процесс развития (норма).
Связь с педагогич. псих.: установление закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками людьми с атипиями.
2 уровень междисциплинарные связи:
философия, социология, биология, медицина, педагогика, дефектология, неврология, психиатрия, физиология.
Понятийный аппарат специальной психологии носит в основном общепсихологический характер, однако многие понятия обрели специфику в связи с особенностью предмета и объекта специальной психологии. Кроме того, эти понятия в большинстве случаев отражают разные точки зрения, закрепленные исторически в моделях разных областей научного знания.
Понят. аппарат спец. псих. нужно рассматривать в историческом, социокультурном контексте.
1) Наиболее ранней моделью была каритативная модель. В основе: религия, христианская любовь к ближнему, больному, страждущему. Если они будут опекать убогих, бог простит им грехи. «убогость», «опека», «страждущий», «презреть».
2) Клиническая модель – устранение причины, нужно лечить, диагносцировать, отобрать. Появляется авторитарность, врач решает. Появл. лечебная педагогика, дифференцир. обучение. Понятийный аппарат: дефект, аномалия, диагностика, отбор, лечебная педагогика, дифференцированное обучение, «больной ребенок», «аномальный», «слепой», «дебил», «логопат».
3) Социально – реабилитационная модель. Нужно адаптировать человека к жизни путем коррекции нарушенных функций. Термины: коррекция, аномальный ребенок. Появл. КРО (коррекционные классы), спец. школы. Коррекция как воздействие – авторитарность.
|
4) Социокультурная модель. Воплощает культурно – историческую теорию Выгодского. Общество создает некоторые барьеры или препятствия для людей с атипией и общество само должно пойти на встречу. Термины: адаптация, социализация. Рассм. возможность совместного обучения детей с атипичным развитием и обычных детей.
Понятия, составляющие ядро проблемного поля спец псих:
- психопрофилактика (система мероприятий, направл на сохр психич здоровья реб, создание адекват услов развит его психич сферы),
- психодиагностика (разраб методов выявления и оценки особенностей личн),
- психокоррекция (метод психол воздействия на нарушенные психич мех-ы чел в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения его адаптации),
- психологическая реабилитация (система психол мер по восстановлению психич функций реб и N развития его личности),
- психологическая компенсации (2 типа компенсации: внутрисистемный – за счет привлечения сохранных структур; межсистемный – вкл в работу новых элементов из других структур),
- психологическая адаптация (процесс преспособления человека к жизни в общ-е),
- интеграция (сотрудничество детей с атипией развития и нормально развив детей).
№ 32. Методы специальной психологии. Их специфика. Роль каждого из методов в диагностической, консультативной и реабилитационной работе психолога.
|
3 группы методов:
1) Методы исследования
а) методы сбора информации
б) методы обработки информации
2) Методы профилактики
3) Методы воздействия (взаимодействия).
Методы исследования.
1) Методы сбора информации. Обеспечивают знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики развития.
Методы: 1. Изучение документации ребенка
- анамнез
- педагогическая характеристика
- отдельные медицинские документы
2. Изучение продуктов деятельности ребенка
- рисунки
- поделки
- учебная работа (Н: тетради)
3. Наблюдение за ребенком
4. Беседа с родителями, учителями
5. Эксперимент (констатирующий, формирующий)
6. Тест.
Методы обработки информации.
Относятся все способы анализа интерпретации полученных данных (классификацию фактов, построение теоретических моделей), создание типологий, а так же метод математической статистики - корреляционный, статистический анализ).
Подходы: а) патопсихологический – используется в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых, именно этот подход позволяет осуществить отбор детей.
б) нейропсихологический- направлен на выявление сущности дефекта. Более плодотворный подход для специальной психологии.
Методы профилактики.
3 вида профилактики: первичная, вторичная, третичная.
Первичная ( широкая система мероприятий по предупреждению нарушений психического развития ребенка ) осуществляется через работу с семьей ребенка, учителями и общества в целом. Разъяснить трудности, возможности (+ и -).
Вторичная состоит в раннем выявлении отклонений в психол. развитии, контроля за состоянием ребенка и оказание ему срочной помощи, начало психокоррекционной работы.
|
Третичная основана на психич. поддержке ребенка, ее цель – предупреждение рецидивов.
Методы воздействия.
-Психокоррекция преодоление отклонений развития.(общая психология, частная психология, специальная психология).
-интервенция - вмешательство в развитие с целью повлиять на него.
Под воздействием понимается изменение психич. характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет изменения психич. и социально – психич. закономерностей.
№ 33. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
Социальная психология – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Задачи
- Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
- Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
- Массовые психические явления.
- Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
- Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.