Специальная психология в системе научного знания




1уровень Внутридисциплинарные связи: Общая психология, Возрастная психология, Детская психология, Педагогическая психология, Клиническая психология, Социальная психология.

Связь с общей псих.: базис, категориальный аппарат, псих. аппарат, закономерности, знания о норме, определения, методы.

Связь с возрастн. псих. изуч. процесс развития (норма).

Связь с педагогич. псих.: установление закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками людьми с атипиями.

2 уровень междисциплинарные связи:

философия, социология, биология, медицина, педагогика, дефектология, неврология, психиатрия, физиология.

 

 

Понятийный аппарат специальной психологии носит в основном общепсихологический характер, однако многие понятия обрели специфику в связи с особенностью предмета и объекта специальной психологии. Кроме того, эти понятия в большинстве случаев отражают разные точки зрения, закрепленные исторически в моделях разных областей научного знания.

Понят. аппарат спец. псих. нужно рассматривать в историческом, социокультурном контексте.

1) Наиболее ранней моделью была каритативная модель. В основе: религия, христианская любовь к ближнему, больному, страждущему. Если они будут опекать убогих, бог простит им грехи. «убогость», «опека», «страждущий», «презреть».

2) Клиническая модель – устранение причины, нужно лечить, диагносцировать, отобрать. Появляется авторитарность, врач решает. Появл. лечебная педагогика, дифференцир. обучение. Понятийный аппарат: дефект, аномалия, диагностика, отбор, лечебная педагогика, дифференцированное обучение, «больной ребенок», «аномальный», «слепой», «дебил», «логопат».

3) Социально – реабилитационная модель. Нужно адаптировать человека к жизни путем коррекции нарушенных функций. Термины: коррекция, аномальный ребенок. Появл. КРО (коррекционные классы), спец. школы. Коррекция как воздействие – авторитарность.

4) Социокультурная модель. Воплощает культурно – историческую теорию Выгодского. Общество создает некоторые барьеры или препятствия для людей с атипией и общество само должно пойти на встречу. Термины: адаптация, социализация. Рассм. возможность совместного обучения детей с атипичным развитием и обычных детей.

 

Понятия, составляющие ядро проблемного поля спец псих:

  • психопрофилактика (система мероприятий, направл на сохр психич здоровья реб, создание адекват услов развит его психич сферы),
  • психодиагностика (разраб методов выявления и оценки особенностей личн),
  • психокоррекция (метод психол воздействия на нарушенные психич мех-ы чел в целях нормализации его взаимодействия со средой, улучшения его адаптации),
  • психологическая реабилитация (система психол мер по восстановлению психич функций реб и N развития его личности),
  • психологическая компенсации (2 типа компенсации: внутрисистемный – за счет привлечения сохранных структур; межсистемный – вкл в работу новых элементов из других структур),
  • психологическая адаптация (процесс преспособления человека к жизни в общ-е),
  • интеграция (сотрудничество детей с атипией развития и нормально развив детей).

 

№ 32. Методы специальной психологии. Их специфика. Роль каждого из методов в диагностической, консультативной и реабилитационной работе психолога.

3 группы методов:

1) Методы исследования

а) методы сбора информации

б) методы обработки информации

2) Методы профилактики

3) Методы воздействия (взаимодействия).

 

Методы исследования.

1) Методы сбора информации. Обеспечивают знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики развития.

Методы: 1. Изучение документации ребенка

- анамнез

- педагогическая характеристика

- отдельные медицинские документы

2. Изучение продуктов деятельности ребенка

- рисунки

- поделки

- учебная работа (Н: тетради)

3. Наблюдение за ребенком

4. Беседа с родителями, учителями

5. Эксперимент (констатирующий, формирующий)

6. Тест.

Методы обработки информации.

Относятся все способы анализа интерпретации полученных данных (классификацию фактов, построение теоретических моделей), создание типологий, а так же метод математической статистики - корреляционный, статистический анализ).

Подходы: а) патопсихологический – используется в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых, именно этот подход позволяет осуществить отбор детей.

б) нейропсихологический- направлен на выявление сущности дефекта. Более плодотворный подход для специальной психологии.

 

Методы профилактики.

3 вида профилактики: первичная, вторичная, третичная.

Первичная ( широкая система мероприятий по предупреждению нарушений психического развития ребенка ) осуществляется через работу с семьей ребенка, учителями и общества в целом. Разъяснить трудности, возможности (+ и -).

Вторичная состоит в раннем выявлении отклонений в психол. развитии, контроля за состоянием ребенка и оказание ему срочной помощи, начало психокоррекционной работы.

Третичная основана на психич. поддержке ребенка, ее цель – предупреждение рецидивов.

Методы воздействия.

-Психокоррекция преодоление отклонений развития.(общая психология, частная психология, специальная психология).

-интервенция - вмешательство в развитие с целью повлиять на него.

Под воздействием понимается изменение психич. характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет изменения психич. и социально – психич. закономерностей.

 

 

№ 33. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

 

Социальная психология – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

 

Задачи

  • Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
  • Массовые психические явления.
  • Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
  • Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: