1- психологические функции обуславливают развитие человека как индивида и личность. в условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стемулирует развитие мыслительных процессов, волевых процессов(активность), эмоциональных процессов(аффективность).
2- социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. интеграция общества возможна только при условиях наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3-инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.
В общении выделяют три функции:
1) информационно – коммуникативная;
2) регуляционно – коммуникативная;
3) аффективно – коммуникативная (Ломов, 1976).
Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
№ 35. Коммуникативная сторона общения. Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации
communico (от лат.) – делаю общим, связываю, общаюсь.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субьектами взаимодействие посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.
В узком смысле: в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями… Это можно рассматривать как информацию, → процесс коммуникации – это обмен информацией. В таком подходе опускаются из виду характеристики человеческой коммуникации, к-ые не сводятся только к процессу передачи информации. С т.зр. теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, но она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходимо выявить специфику коммуникативной стороны общения между людьми.
|
1) Нельзя общение рассматривать только как отправление инф. одной передающей системой и прием другой, т.к. мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из кот. является активным субъектом (налаживание совместной деятельности). Схематично коммуникация м.б. изображена как интерсубъективный процесс (S ↔ S). Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение, познание. (В.Н. Мясищев занимался этим вопросом.)
2) Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен инф. обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений.
3) Коммуникативное влияние возможно когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. «Все должны говорить на одном языке». «Тезаурус» - общая система значений, принимаемых всеми членами группы. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности м.б. тому причиной. У общающихся д.б. идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. Дж. Миллер на житейском примере: Муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальными истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.
|
4) В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Н: из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана – социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, к-ые порождают разную интерпретацию понятий, разное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Барьеры могут носить психологический характер: вследствие индивидуальных псих. особенностей общающихся (Н: чрезмерная застенчивость, - Зимбардо, 1993), скрытность другого, некоммуникабельность), а так же психол. отношениями: неприязни по отношению друг к другу, недоверия.
Однако все это не отвергает возможности заимствовать ряд понятий из теории информации, Н: «направленность сигналов»: а) аксиальный, когда сигналы направлены отдельным людям, б) ретиальный, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Распространение информации в обществе происходит через фильтр «доверия» и «недоверия». Фасцинация – средства, помогающие принятию информации и ослабевающие действия фильтров.
|
Информация:
1) побудительная – приказ, совет, просьба
2) констатирующая – в форме сообщения, имеет место в различных образовательных системах, не предполагает непосредственного изменения поведения, но косвенно способствует этому.
Общение это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информации, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на 2 группы –вербальные и невербальные. Между вербальными и невербальными средствами общения существует различные функции: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному- отношение к партнеру по общению. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.