Опыт человека в отличие от животного зафиксирован во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры, а не генетически запрограммирован. Каждый человек может стать представителем своего вида только если он в определенном объеме усвоит (присвоит) и воспроизведет этот опыт. Культурно – исторический опыт фиксирован в способах употребления предметов, понятиях языка, социальных нормах, ролях и ценностях. Деятельность человека изначально культурно обусловлена. Если фиксация опыта это процесс опредмечивания человеческой деятельности, то передача опыта – это процесс распредмечивания при усвоении индивидом. Усвоение человеческого опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка в его практической деятельности, которая обязательно опосредована взрослым. То есть социокультурная регуляция состоит в том, что продукты культуры усваиваются совместно (социальная деятельность). Обучение и воспитание – это общественно – выраженные способы передачи общественного опыта. Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность.
Условия социализации индивида – это морфофизиологические особенности мозга и общение (Леонтьев). Понятие социализации.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
|
Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Содержание процесса социализации.
Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности.
Общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
Социализация — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.
Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий:
· Самоопределение (поиск позиции в жизни)
· Самореализацию (активность в разных сферах)
· Самоутверждение (достижение, удовлетворенность)
|
· Самооценку
Стадии процесса социализации.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека.
Послетрудовая стадия социализации. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).
Институты социализации. общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.