Определение, функции и условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и личность. Возможные основания классификации эмоций .




Эмоции – класс психологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями.

 

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они на­правлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптималь­ных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организ­ма и деятельности человека.

Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристи­кой эмоций является их субъективность.

 

Условия возникновения

 

Обычно признается, что эмоции возникают в случаях когда происходит нечто значимое для индивида.

Эмоции связаны с потребностями.

 

Развитие эмоций

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь разви­тия — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психиче­ским процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органически­ми потребностями ребенка. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев.

Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются посте­пенно через игру и исследовательское поведение. Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчи­востью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией.

Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного созна­ния впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания.

Функции эмоций

 

1) Регуляторная - проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей.Вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного, состояние организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом.

2) Отражательную - выражается в обобщенной оценке событий.

3) Предынформационаян, или сигнальная - возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

4) Побудительная или стимулирующая - эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

5) Подкрепляющая. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмо­ции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

6) Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при кон­куренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потреб­ность.

7) Приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

8) Коммуникативная. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другому, информировать о своем отношении к предметам и явлениям окр.действительности.

Личность и эмоции

Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных про­явлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Так же существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональ­ной возбудимости людей. Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: