Передача вербальной информации.




Использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту инф. И.А. Зимняя выделила термины «говорение» и «слушание» как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С т.зр. передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) ассиметрична:

 

Текст

 

Для коммуникатора смысл инф. предшествует процессу кодирования, т.к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей». Диалог, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения (т.е. обогащение, развитие информации).

При характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями). Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случает будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимания смысла того, что говорит другой (Бахтин).

Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно – речевая ориентация (ЛРО) и социально – речевая ориентация (СРО).

В соц. псих. сущ. большое количество эксперим. исслед., выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Н: выражением сопротивления принятию инф. м.б. отключение внимания слушающего, умышленное снижение в свеем представлении авторитета коммуникатора, умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.

«Убеждающая коммуникация» - совокупность мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, на основе которой разрабатывается искусство убеждения посредством речи. К. Ховланд предложил «матрицу убеждающей коммуникации», к-ая представляет модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения таких моделей в том, чтобы не упустить ни одного элемента процесса. Н: Г. Лассуэлл предложил модель для изучения убеждающего воздействия СМИ, модель включает 5 элементов:

1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2) Что? (передается) - Сообщение (текст

3) Как? (осуществляется передача) - Канал

4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5) С каким эффектом? - Эффективность

 

 

№ 36. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно м.б. назван перцептивной стороной общения.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

 

Перцепция – процесс и результат восприятия окружающего мира и самого себя, способствующий взаимопониманию участников общения.

 

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции:

-познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

-познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

-прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

 

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

 

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

-формирования содержания межличностного восприятия;

-содействия установлению взаимопонимания;

-обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

 

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

 

 

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В его всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

 

А.А.Бодалев выделяет пять компонентов, которые влияют на формирование первого впечатления о человеке:

1 Характеристика внешнего облика человека.

2 Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).

3Экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния).

4 Поведение.

5 Предполагаемые качества личности.

Как видите, в формировании первого впечатления значительная роль отведена одежде. Еще Фрэнсис Бэкон писал: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? С точки зрения психологии это легко

объяснимо. Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содержанию».

Еще одной важной характеристикой в том, как воспримут вас окружающие люди, играет осанка человека. Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, у него плохая осанка, это воспринимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.

Каждому человеку необходимо владеть искусством самопрезентации, самопозиционирования. Умение «преподнести» себя в выигрышном свете, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки является настоящим искусством и так же влияет на то впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Именно в силу того большого значения, которое отводится формированию первого впечатления так важно при первом знакомстве произвести впечатление человека успешного, уверенного в себе (не путать с самоуверенностью!), грамотного специалиста.

Основными факторы которые влияют на первое впечатление:

1 Фактор превосходства – когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам. То есть происходит своего рода личностная переоценка.

2 Фактор привлекательности – существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше.

3 Фактор отношения к наблюдателю – людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и по другим показателям.

Для достижения эффективности взаимодействия необходимо знать закономерности восприятия человека человеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительности. Существуют различные эффекты, которые искажают восприятие и которые необходимо учитывать. Это:

 

- Эффект первичности – мнение, сложившееся вначале очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первая информация сильнее последующей. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.

- Эффект новизны – о человеке хорошо знакомом нам важнее новая информация (вспомним фильм "Самая обаятельная и привлекательная", когда главная героиня, которую все считали "синим чулком" вдруг пришла на работу совершенно преображенная, в новом наряде).

- Эффект бумеранга – людям обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается обычно как покушение на их право свободного выбора.

- Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные - либо затушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «приклеиванием ярлыков».

- Эффект последовательности состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.

- Эффект проекции - неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.

- Эффект снисходительности - щедрая, излишняя благожелательность, то есть некритичность при оценке другого человека.

Зная основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает создание определенного имиджа, самопрезентация в процессе общения.

 

№ 37. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие с точки зрения трансактного анализа.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия (взаимного действия).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: