Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




Изучение дисциплины «Уголовный процесс» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое занятие с элементами семинарского.

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения. Занятия проводят с использованием активных и интерактивных технологий, в их числе: «мозговой штурм» (метод «дельфи»); анализ конкретных ситуаций (Кейс-стади) с анализом решений судов, данных судебной статистики, практикумом, решением ситуационных задач с составлением необходимых процессуальных документов, составлением алгоритмов действий; модельный метод обучения (деловые, ролевые игры, инсценировка); стратегия IDEAL (увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения); творческие (исследовательские работы); таблицы (концептуальные и сводные (сравнительные)); «кластеры», «денотатный граф»; диалог; дискуссия; работа в малых группах; интеллектуальная разминка и др.

Лекция является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер. Лекции с проблемно-методологическим изложением материала позволяют активизировать познавательный процесс и мыслительную самостоятельность обучающихся, что способствует глубокому и всестороннему изучению дисциплины.

В ходе проблемной лекции преподаватель должен показать образец научного анализа проблемы, стимулировать обучающихся к участию в обсуждении проблемы на последующих групповых занятиях.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации.

Практические занятия проводятся в аудиторной диалоговой форме, предполагающей активное участие обучающихся, направленной на формирование у них навыков самостоятельного теоретического анализа рассматриваемых проблем, в том числе путем изучения текстов первоисточников, накопление практического опыта решения типовых профессиональных задач, умений толковать и применять нормы уголовно-процессуального законодательства, разрешать проблемы, возникающие в процессе применения норм права, вносить теоретически обоснованные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения, а также приобретение навыков принятия процессуальных решений.

В целях реализации практико-ориентированного подхода к обучению, повышения его эффективности и качества, обучающиеся на практических занятиях и в период самостоятельной работы выполняют соответствующие определенной теме задания практикума. Практикум содержит «сквозную» ситуационную задачу, распространяющуюся на все стадии уголовного судопроизводства, на основе которой обучающиеся должны принимать в соответствии с действующим законодательством процессуальные решения, производить следственные и иные процессуальные действия и оформлять необходимые постановления, протоколы и иные процессуальные документы. Кроме того практикум содержит задания, нацеленные на составление алгоритмов действий в той или иной практической ситуации, а также задания по теоретическим вопросам дисциплины, представленные в виде схем, сравнительных таблиц.

Практические занятия по дисциплине «Уголовный процесс» служат трибуной для дискуссий, обмена мнениями, анализа правоприменительной практики, проблем действующего уголовно-процессуального законодательства, мнений ученых и практических работников по отдельным проблемам, внесения аргументированных предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Обсуждение вопросов, рефератов и творческих (исследовательских) работ проводится в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучающихся группы. Можно дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу и др. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.

Практические занятия по ряду тем проводятся в форме деловых или ролевых игр.

Успешному проведению практических занятий способствует предварительная тщательная самостоятельная подготовка обучающихся.

Порядок и форма проведения практических занятий подробно излагаются в соответствующих планах с методическими рекомендациями для подготовки к занятиям, заданиями для самостоятельной работы и списком рекомендуемой литературы.

Основными формами контроля знаний на семинарских и практических занятиях являются:

- оценка устного ответа на вопрос, выступления с сообщением, докладом, творческой (исследовательской) работой, участия в обсуждениях и дискуссиях;

- выполнение практических заданий и их проверка, обсуждение;

- выполнение контрольных заданий и их проверка, обсуждение;

- тестирование.

Оценка устных ответов студентов, выполненных практических заданий, производится с учетом следующих критериев:

Оценка «отлично» – полно раскрыто содержание докладываемого вопроса; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; точно использована терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; точное, правильное выполнение практического задания, поиск решения; продемонстрирована сформированность и устойчивость умений и навыков, способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач.

Оценка «хорошо» – вопрос изложен систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении допущены небольшие пробелы или ошибки; продемонстрировано усвоение основной литературы; правильное выполнение практического задания, поиск решения, есть небольшие неточности в полученном результате или оформлении; продемонстрирована сформированность и устойчивость умений и навыков, способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач, но имеют место отдельные ошибки и неточности.

Оценка «удовлетворительно» – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии; много неточностей в порядке выполнения практического задания, ошибки оформления, затруднения по выполнению аналогичных действий; продемонстрирована сформированность умений и навыков, способность применять знание теории к решению профессиональных задач, но имеют место существенные ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» – не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии; допущены существенные ошибки при выполнении практического задания; сформированы умения и навыки, способность применять знание теории к решению профессиональных задач.

 

11.2. Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов

 

Успешному изучению дисциплины «Уголовный процесс» способствует тщательная самостоятельная подготовка обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся включает в себя: изучение и анализ нормативных правовых документов, учебников, учебных пособий, научных публикаций, подготовку к занятиям, а также выполнение соответствующих заданий, подготовку рефератов, докладов, презентаций, контрольных и творческих (исследовательских) работ и т.п., выступление с докладами и сообщениями на научных мероприятиях различного уровня, подготовку к зачету и экзамену.

Творческая (исследовательская) работа должна состоять из 3 частей:

1 часть: описание проблемы, порожденной несовершенством действующего уголовно-процессуального законодательства;

2 часть: материалы исследования (мнения ученых, практических работников; научные статьи, публикации, материалы, проведенных исследований различными авторами; статистические данные; материалы судебной практики; материалы исследований, проведенных обучающимся (анкетирование, опрос, интервьюирование и др.));

3 часть: предлагаемые обучающимся варианты решения обозначенной в 1 части исследования проблемы.

Контрольная работа выполняется в часы самостоятельной работы. Тематика, задания и требования к выполнению контрольной работы изложены далее (раздел 11.3).

Для более рационального использования времени самостоятельной работы сначала целесообразно ознакомиться с основными вопросами, предлагаемыми для усвоения каждой отдельной темы. Затем проанализировать нормативную правовую базу, при необходимости законспектировать основные положения законов и подзаконных нормативных актов, относящихся к изучаемой проблеме.

Обучающиеся должны работать над официальными текстами Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ и других нормативных правовых актов. Об изменениях законодательства, принятых за последнее время, можно проконсультироваться у преподавателей кафедры, а также воспользоваться оперативными данными справочно-консультационных систем «Гарант», «Консультант +» и т.п.

Затем желательно сделать обзор рекомендованной литературы, выписав при этом выдержки в объеме, достаточном для аргументированного ответа по каждому вопросу. Важнейшей составной частью самостоятельной подготовки является конспектирование изучаемого материала. Оно позволяет развить навыки анализа законодательных, ведомственных нормативных актов, иных источников, умение точно и сжато формулировать необходимые положения, отделить главное от второстепенного. Кроме того, процесс конспектирования способствует более качественному усвоению и запоминанию прочитанного.

Помимо собственных записей в качестве рекомендуемых аннотаций изучаемого материала могут быть использованы лекции по всем темам процессуального права, имеющиеся в учебно-методическом комплексе.

В процессе самостоятельной работы необходимо выполнять соответствующие изучаемой теме задания.

При изучении дисциплины следует обратить внимание на сущность и содержание новелл, касающихся наиболее важных норм и институтов уголовно-процессуального права.

О научных разработках по проблемам уголовно-процессуального права последних лет обучающиеся также должны иметь достаточно четкое представление. Для этого следует поработать над публикациями в журналах «Государство и право», «Уголовный процесс», «Российский следователь», «Закон и право», «Законность», «Юстиция», «Российская юстиция», «Адвокат», «Российский адвокат» и других, сборниках научных статей и материалов различных научно-практических конференций, посвященных актуальным вопросам уголовного судопроизводства.

Если у обучающихся в процессе самостоятельного изучения дисциплины остались сложные для восприятия и неразрешенные вопросы, то в таких случаях необходимо прибегнуть к методу получения индивидуальных консультаций путем постановки вопросов и получения ответов от преподавателей кафедры, в том числе и в электронной форме через сеть «Интернет».

Вопросы организации самостоятельной работы подробно излагаются в соответствующих методических рекомендациях.

Формы контроля самостоятельной работы:

- оценка устного ответа на вопрос, выступления с сообщением, докладом, творческой (исследовательской) работой, участия в обсуждениях и дискуссиях (на практических и семинарских занятиях);

- проверка выполнения письменных практических заданий;

- проверка выполнения письменной контрольной работы;

- тестирование.

Промежуточная форма аттестации по итогам изучения дисциплины – зачет, экзамен.

Критерии оценки устных ответов студентов, выполненных практических заданий приведены в п. 11.1; критерии оценки на зачете в п. 12.3.

Критерии оценки выполненных письменных контрольных работ (творческих (исследовательских) работ): полнота раскрытия содержания вопроса; компетентность автора (разбирается в существе вопроса) и его убежденность; убедительность авторской позиции (аргументированность, доказательность); качество текста (логичность изложения, использование специальных правовых категорий); построение суждений; выбор специальной литературы (количество источников и их соответствие теоретическому заданию); эмпирическая основа (наличие практических примеров, статистических данных); наличие выводов (умение делать промежуточные и конечные выводы); достижение цели исследования.

Оценка (содержательная характеристика) «зачтено»:

Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на вопросы, либо допускает незначительные ошибки.

Оценка (содержательная характеристика) «не зачтено»:

Работа выполнена полностью, но студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: