Организация текущего контроля успеваемости по дисциплине




 

Текущий контроль по дисциплине проводится в следующих формах:

- оценка устного ответа на вопрос, выступления с сообщением, докладом, творческой (исследовательской) работой, участия в обсуждениях и дискуссиях;

- выполнение практических заданий и их проверка, обсуждение;

- выполнение контрольных заданий и их проверка, обсуждение;

- тестирование.

Оценка устных ответов студентов, выполненных практических заданий, производится с учетом следующих критериев:

Оценка «отлично» – полно раскрыто содержание докладываемого вопроса; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; точно использована терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; точное, правильное выполнение практического задания, поиск решения; продемонстрирована сформированность и устойчивость умений и навыков, способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач.

Оценка «хорошо» – вопрос изложен систематизировано и последовательно; продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении допущены небольшие пробелы или ошибки; продемонстрировано усвоение основной литературы; правильное выполнение практического задания, поиск решения, есть небольшие неточности в полученном результате или оформлении; продемонстрирована сформированность и устойчивость умений и навыков, способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач, но имеют место отдельные ошибки и неточности.

Оценка «удовлетворительно» – неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии; много неточностей в порядке выполнения практического задания, ошибки оформления, затруднения по выполнению аналогичных действий; продемонстрирована сформированность умений и навыков, способность применять знание теории к решению профессиональных задач, но имеют место существенные ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» – не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии; допущены существенные ошибки при выполнении практического задания; сформированы умения и навыки, способность применять знание теории к решению профессиональных задач.

Критерии оценки выполненных письменных контрольных работ (творческих (исследовательских) работ): полнота раскрытия содержания вопроса; компетентность автора (разбирается в существе вопроса) и его убежденность; убедительность авторской позиции (аргументированность, доказательность); качество текста (логичность изложения, использование специальных правовых категорий); построение суждений; выбор специальной литературы (количество источников и их соответствие теоретическому заданию); эмпирическая основа (наличие практических примеров, статистических данных); наличие выводов (умение делать промежуточные и конечные выводы); достижение цели исследования.

Оценка (содержательная характеристика) «зачтено»:

Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на вопросы, либо допускает незначительные ошибки.

Оценка (содержательная характеристика) «не зачтено»:

Работа выполнена полностью, но студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений.

 

Примерные вопросы и практические задания для текущего контроля.

Изучение разделов дисциплины студентами осуществляется в определенной логической последовательности.

Изучение разделов дисциплины студентами осуществляется в определенной логической последовательности.

Раздел 1. Общая часть: общие положение уголовного судопроизводства

Тема 1. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)

Вопросы для контроля:

1. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

2. Система уголовного судопроизводства.

3. Исторические формы уголовного процесса, их понятие.

4. Уголовно-процессуальные функции, их понятие и виды.

5. Уголовно-процессуальная форма, ее единство и дифференциация.

6. Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения): понятие, специфика, момент возникновения и элементы.

7. Уголовно-процессуальные гарантии, их понятие и значение.

8. Уголовный процесс как наука: ее предмет, система, методы и задачи в современных условиях.

9. Уголовный процесс как учебная дисциплина: ее предмет, система и взаимосвязь с другими курсами.

Тематика рефератов:

1. Уголовное судопроизводство и правосудие.

2. Унификация и дифференциация процессуальной формы.

Выполнение заданий практикума № 1 по теме.

Решение тестов.

Тема 2. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство

Вопросы для контроля:

1. Уголовно-процессуальное право как отрасль российского права.

2. Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды, структура, их толкование и применение.

3. Источники уголовно-процессуального права: понятие, система и общая характеристика.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ): его общая характеристика, структура и содержание.

5. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, во времени.

Тематика рефератов:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры – составная часть законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство.

2. Место и роль Конституции РФ в системе уголовно-процессуального законодательства России.

3. Значение для уголовно-процессуальной деятельности постановлений и определений Конституционного Суда РФ, руководящих разъяснений судебной практики Пленума Верховного Суда РФ, ведомственных нормативных актов.

4. Уголовно-процессуальное законодательство и основные этапы в его становлении и развитии (Устав уголовного судопроизводства 1864 г., УПК РСФСР 1922, 1923, 1960 гг.).

Решение тестов.

Тема 3. Принципы уголовного процесса

Вопросы для контроля:

1. Понятие, значение и система принципов уголовного судопроизводства.

1.1 Разумный срок уголовного судопроизводства.

1.2 Законность при производстве по уголовному делу.

1.3 Осуществление правосудия только судом.

1.4 Уважение чести и достоинства личности.

1.5 Неприкосновенность личности.

1.6 Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

1.7 Неприкосновенность жилища.

1.8 Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

1.9 Презумпция невиновности.

1.10 Состязательность сторон.

1.11 Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

1.12 Свобода оценки доказательств.

1.13 Язык уголовного судопроизводства.

1.14 Право на обжалование процессуальных действий и решений.

2. Гарантии обеспечения принципов уголовного судопроизводства и правовые последствия нарушения в уголовном судопроизводстве конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Тематика рефератов:

1. Проблемы реализации принципа разумного срока на стадиях уголовного судопроизводства.

2. Проблемы реализации принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

3. Действие принципа состязательности сторон на каждой стадии уголовного процесса.

4. Реализация принципа языка уголовного судопроизводства на досудебных стадиях.

Выполнение заданий практикума № 1 по теме.

Решение тестов.

Тема 4. Участники уголовного судопроизводства

Вопросы для контроля:

1. Понятие участников уголовного судопроизводства, их классификация.

2. Суд как участник уголовного судопроизводства.

3. Прокурор как участник уголовного судопроизводства: понятие и полномочия.

4. Следователь: понятие и полномочия. Процессуальная самостоятельность следователя.

5. Руководитель следственного органа: понятие и полномочия.

6. Органы дознания: понятие, виды, полномочия.

7. Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания: понятие и правовое положение в уголовном судопроизводстве.

8. Дознаватель: понятие и полномочия.

9. Потерпевший и частный обвинитель: понятие и процессуальное положение.

10. Гражданский истец и гражданский ответчик: понятие и процессуальное положение.

11. Представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

12. Подозреваемый: понятие и процессуальное положение.

13. Обвиняемый: понятие и процессуальное положение.

14. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, их процессуальное положение.

15. Защитник: понятие, полномочия и обязанности. Обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве.

16. Свидетель: понятие и процессуальное положение.

17. Эксперт: понятие и процессуальное положение.

18. Специалист – понятие, права и ответственность.

19. Переводчик: понятие, процессуальное положение.

20. Понятой – понятие и правовой статус.

21. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу. Отводы: понятие, заявление об отводе и его разрешение. Самоотводы.

22. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников и близких лиц.

Тематика творческих (исследовательских) работ:

Ø 1. Понятие, содержание и пределы уголовно-процессуальной компетенции.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие уголовно-процессуальной компетенции участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и ее пределов. Полномочия, подследственность и юрисдикция как основные элементы, характеризующие понятие компетенции. Пределы уголовно-процессуальной компетенции следователей следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Пределы уголовно-процессуальной компетенции различных органов дознания.

Ø 2. Проблемы реализации потерпевшим своих прав в уголовном процессе.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие потерпевшего и особенности его процессуального статуса. Момент приобретения лицом (жертвой преступления) уголовно-процессуального статуса потерпевшего. Проблемы реализации потерпевшим своих процессуальных прав через представителя, а также права знать о предъявленном обвиняемому обвинении, права на возмещение вреда, причиненного преступлением, права ходатайствовать о применении мер безопасности. Передовой опыт зарубежных стран по возмещению потерпевшему вреда, причиненного преступлением. Соотношение права отказаться свидетельствовать против себя и своих близких родственников, круг которых определен УПК РФ, и ответственностью за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ.

Ø 3. Проблема возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Гарантии возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением. Механизм возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением.

Проблема законодательного регулирования обязанности лица, признанного виновным в совершении преступления, возместить потерпевшему причиненный вред.

Проблемы возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, когда преступник не установлен, когда у него отсутствует возможность материальной компенсации причиненного вреда.

Ø 4. Разграничение полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, их полномочия. Реализация полномочий органа дознания через начальника органа дознания.

Соотношение полномочий органа дознания, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

Ø 5. Приобретение лицом, задержанным по подозрению в совершении преступления, процессуального статуса подозреваемого.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Подозреваемый: понятие, основания признания участником уголовного судопроизводства, процессуальный статус. Соотношение понятий подозреваемый и лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления.

Физическое, фактическое и уголовно-процессуальное задержание лица по подозрению в совершении преступления.

Момент, приобретения лицом, задержанным по подозрению в совершении преступления, процессуального статуса подозреваемого. Проблемы обеспечения прав подозреваемого на стадии возбуждения уголовного дела.

Ø 6. Соотношение прав и обязанностей потерпевшего и обвиняемого.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Обвиняемый: понятие, основания признания участником уголовного судопроизводства, процессуальный статус.

Понятие потерпевшего и особенности его процессуального статуса.

Объем прав и обязанностей обвиняемого по отношению к потерпевшему.

Ø 7. Проблемы процессуального положения заявителя.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие заявителя в уголовном судопроизводстве. Правовое положение заявителя в уголовном процессе по законодательству зарубежных государств. Права и обязанности заявителя как субъекта уголовно-процессуальных отношений, проблемы их правового регулирования и проблемы реализации.

Ø 8. Эксперт и специалист как иные участники уголовного судопроизводства: общие черты и отличия.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие эксперта и специалиста как участников уголовного судопроизводства, их полномочия. Момент приобретения лицом процессуального статуса специалиста, эксперта. Требования, предъявляемые УПК РФ к специалисту, эксперту.

Тематика рефератов:

1. Институт задержания подозреваемого в зарубежных странах.

2. Исторические аспекты развития института подозреваемого в России.

3. Передовой опыт зарубежных стран по возмещению потерпевшему вреда, причиненного преступлением.

4. Институт медиации в уголовном судопроизводстве зарубежных стран.

Выполнение заданий практикума № 1 по теме.

Решение тестов.

Тема 5. Уголовное преследование

Вопросы для контроля:

1. Понятие уголовного преследования.

2. Виды уголовного преследования.

3. Порядок осуществления уголовного преследования.

Тематика рефератов:

1. Соотношение уголовного преследования и обвинения.

2. Уголовное преследование и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве.

3. Осуществление уголовного преследования в зарубежных государствах.

Решение тестов.

Тема 6. Доказательства и доказывание в уголовном процессе

Вопросы для контроля:

1. Теории доказательств и доказывания в уголовном судопроизводстве.

2. Предмет и пределы доказывания при производстве по уголовному делу.

3. Доказательства: понятие, свойства и классификация.

4. Показания подозреваемого и обвиняемого: понятие, предмет и значение.

5. Показания потерпевшего и свидетеля: понятие, предмет и значение.

6. Заключение и показания эксперта: понятие, предмет и значение.

7. Заключение и показания специалиста: понятие, предмет и значение.

8. Вещественные доказательства: понятие и виды. Хранение вещественных доказательств.

9. Протоколы следственных действий и судебного заседания как доказательства.

10. Иные документы как доказательства, их виды.

11. Доказывание: понятие и цель. Собирание, проверка и оценка доказательств.

12. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

13. Преюдиция: понятие и значение в уголовном судопроизводстве.

Тематика творческих (исследовательских) работ:

Ø 1. Понятие, сущность, значение и проблемные вопросы свидетельского иммунитета в уголовном процессе.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие свидетельского иммунитета в уголовном процессе. Его сущность и значение. Соотношение права отказаться свидетельствовать себя и своих близких родственников, круг которых определен УПК РФ, и ответственностью за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ. Проблема определения круга следственных действий, при производстве которых возможно освобождение от правовой обязанности свидетельствования. Дискуссионные вопросы правовой регламентации круга лиц, против которых потерпевший, свидетель может не давать показания. Проблемы процессуальной формы реализации свидетельского иммунитета на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Ø 2. Показания и заключение эксперта и специалиста: общие черты и отличия.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие эксперта и специалиста как участников уголовного судопроизводства, их полномочия. Момент приобретения лицом процессуального статуса специалиста, эксперта. Требования, предъявляемые УПК РФ к специалисту, эксперту. Сравнительная характеристика показаний, заключений эксперта и специалиста.

Проблемы правовой регламентации оснований дачи специалистом заключения, процессуального порядка его истребования и представления, формы, структура и содержания. Возможность получения показаний специалиста без предварительного составления им соответствующего заключения.

Ø 3. Особенности доказывания на стадии возбуждения уголовного дела.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Предмет и пределы доказывания на стадии возбуждения уголовного дела. Субъекты доказывания. Виды доказательств. Особенности собирания, проверки и оценки доказательств.

Тематика рефератов:

1. Формирование нормативного регулирования предмета доказывания в уголовном процессе России.

2. Содержание термина «событие преступления», его соотношение с понятием «состав преступления».

3. Понятие вреда, причиненного преступлением, его соотношение с понятием «ущерб». Обстоятельства, характеризующие характер и размер вреда, причиненного преступлением.

4. Соотношение свидетельского иммунитета и ответственности за отказ от дачи показаний по ст. 308 УК РФ.

5. Показания и заключение специалиста: проблемы использования в качестве доказательств.

6. Проблема определения сущности вещественного доказательства и отграничения его от других видов доказательств.

7. Признаки, отличающие вещественные доказательства от документов и документы от документов – вещественных доказательств.

Выполнение заданий практикума № 1 по теме.

Решение тестов.

Тема 7. Меры процессуального принуждения

Вопросы для контроля:

1. Понятие и значение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве, их виды.

2. Задержание подозреваемого: понятие, основания, условия, порядок и срок. Допрос подозреваемого. Освобождение подозреваемого: основания и порядок.

3. Меры пресечения: понятие, значение и виды.

4. Основания для избрания меры пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.

5. Подписка о невыезде и надлежащем поведении.

6. Личное поручительство.

7. Наблюдение командования воинской части.

8. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.

9. Залог.

10. Домашний арест.

11. Заключение под стражу.

12. Иные меры процессуального принуждения: понятие, виды и основания их применения.

13. Обязательство о явке.

14. Привод.

15. Временное отстранение от должности.

16. Наложение ареста на имущество.

17. Денежное взыскание.

Тематика творческих (исследовательских) работ:

Ø 1. Проблема применения домашнего ареста как меры пресечения в уголовном процессе России.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие домашнего ареста как меры пресечения в уголовном процессе. Статистические данные, свидетельствующие о количестве, вынесенных судом решений об избрании домашнего ареста и заключения под стражу. Проблемы правовой регламентации домашнего ареста и правоприменения.

Ø 2. Проблема применения залога как меры пресечения в уголовном процессе России.

В работе необходимо раскрыть следующие вопросы.

Понятие домашнего ареста как меры пресечения в уголовном процессе. Статистические данные, свидетельствующие о количестве, вынесенных судом решений об избрании домашнего ареста и заключения под стражу. Проблемы правовой регламентации домашнего ареста и правоприменения.

Тематика рефератов:

1. Процессуальные гарантии прав и свобод личности при применении мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве.

2. Соотношение меры пресечения в виде заключения под стражу с задержанием и наказанием в виде ареста и лишения свободы.

3.Основания для избрания мер пресечения: проблемы правоприменения.

4. Передовой опыт зарубежных стран по применению домашнего ареста в уголовном судопроизводстве.

5. Передовой опыт зарубежных стран по применению залога в уголовном судопроизводстве.

Выполнение заданий практикума № 1 по теме.

Решение тестов.

Тема 8. Процессуальные документы, ходатайства и жалобы, процессуальные сроки и процессуальные издержки

Вопросы для контроля:

1. Процессуальные документы: понятие и виды.

2. Ходатайства в уголовном судопроизводстве.

3. Жалобы в уголовном судопроизводстве

4. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, их исчисление, продление и восстановление.

5. Процессуальные издержки: понятие, виды, порядок и размеры их возмещения.

Выполнение заданий практикума № 1 по теме.

Решение тестов.

Тема 9. Реабилитация

Вопросы для контроля:

1. Понятие и значение реабилитации в уголовном судопроизводстве.

2. Основания возникновения права на реабилитацию. Лица, имеющие право на реабилитацию. Условия возникновения права на реабилитацию. Признание права на реабилитацию.

3. Возмещение имущественного вреда. Виды материальных затрат, подлежащих возмещению реабилитированному. Порядок определения размера возмещаемого имущественного вреда.

4. Возмещение морального вреда. Понятие морального вреда и порядок его возмещения.

5. Восстановление иных прав реабилитированного.

6. Возмещение вреда юридическим лицам.

Задание: Подготовить иск о компенсации имущественного и морального вреда.

 

Раздел 2. Особенная часть: досудебное производство

Тема 10. Возбуждение уголовного дел

Вопросы для контроля:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: