Основные разделы и функции философии




 

Со структурой предмета и особенностями метода философии тесно связана структура философского знания.

Основные разделы философии:

- онтология – центральный раздел, учение о всеобщем, о бытии;

- гносеология (или эпистемология) – теория познания;

- социальная философия – учение о человеческом обществе;

- философская антропология – учение о человеке;

- аксиология – учение о ценностях;

- история философии – наука о развитии философской мысли.

Трансцендентальность предмета философии не позволяет нормативно зафиксировать философский метод познания. Поэтому усвоение философского метода происходит не столько через непосредственное изучение предмета, как это происходит в науке, а опосредуется непрерывным обращением к истории философии. Это также отличает философию от науки. Философский анализ можно рассматривать как диалог мыслителей всех времен одновременно.

В рамках основных разделов выделяют частные философские дисциплины: логику, философию науки, философию культуры, философию религии, философию права, этику, эстетику и др.

Структура философского знания исторически не оставалась неизменной. Можно выделить несколько сторон этого процесса.

Во-первых, историю философии можно представить как процесс отделения науки от философии. На первом этапе (XVI век) происходит отделение наук естественного цикла. Современная наука появилась в форме экспериментально-математического естествознания, которое включало в себя астрономию, механику и математику. Затем сформировались физика и химия. На втором этапе, начавшемся в конце XVIII века, сформировались науки социально-гуманитарного цикла (психология, социология, экономика и т.д.).

К середине XIX века от философии отделились все основные отрасли научного знания – естественные и общественные науки. Этот процесс продолжается и в настоящее время. В ХХ веке, например, произошло отделение политологии и культурологии.

Во-вторых, процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания происходил в недрах самой философии. В Новое время из целостного философского знания выделились онтология, гносеология и социальная философия, в ХХ веке – антропология.

В-третьих, изменяется структура философии в целом. В античную и средневековую эпохи ядром философского знания была онтология. В Новое время центр тяжести сместился в сторону теории познания. Этот революционный для философии поворот совершил немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), который утверждал, что до исследования познавательных способностей субъекта говорить об онтологии не имеет смысла. В настоящее время в центре активных философских разработок находится антропология.

Эти процессы в философии тесно связаны с развитием науки.

Из структуры философии вытекают функции философии:

- теоретическая (научная) – разрабатывает целостную предельно общую рациональную картину мира; разрабатывает наиболее общие понятия и принципы, отражающие закономерности развития действительности;

- методологическая – исследует принципы, характеризующие всеобщие способы достижения человеком целей;

- логическая (критическая) – прививает культуру мышления, поскольку направляет на понимание сущности явлений; изучение диалектической логики позволяет предельно расширить смысловое поле исследуемого предмета;

- мировоззренческая – выявляет существующие типы мировосприятия, помогает человеку осознать собственное мировоззрение;

- социальная - исследует сущность социальных явлений, закономерность и цель общественного развития;

- аксиологическая (практическая) – исследует принципы, характеризующие всеобщие способы отношения человека к миру; помогает человеку в определении ценностей жизни, идеалов, смысла жизни, призывает к самосовершенствованию.

Глава 3. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Западная философия

 

Родиной научного мировоззрения является Древняя Греция, где возникла идея доказательства, рационального обоснования знания. Здесь философия не только жизненная мудрость, но и теоретическое мышление. Возникновение философии обусловлено архаичностью мифологии, накоплением массива рационального знания о природе и обществе и практическими потребностями изменившегося общества в более разумном объяснении мира.

Историческое значение древнегреческой мифологии состояло в выработке рационального представления о Космосе, послужившем важной предпосылкой формирования научного рационализма. Не боги создали Космос, а Космос создал из себя богов – такой мировоззренческой установкой на выявление естественных причин различных явлений характеризовалась древнегреческая мифология.

Философия является ключом к европейской культуре.

Основными чертами западной философии являются антропоцентризм и рационализм.

Принцип антропоцентризма означает воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной, вершина бытия, цель совершающихся в мире событий. Антропоцентризм свойственен западной культуре в целом. Примером тому является европейский религиозный антропоцентризм: человек есть образ и подобие Бога, царь природы, история человечества есть история Вселенной.

Принцип рационализма означает веру в разумное устройство мироздания и общества; веру в разум человека, могущество научного познания. Рационализм свойственен западной культуре в целом. Например, доктрина католицизма (неотомизм) разрешает поиск доказательств бытия Бога, что противоречит принципу веры.

Рационализм в широком смысле есть культ разума. Развитие рационалистической культуры привело к таким достижениям западной цивилизации, как наука, право, демократия, рыночная экономика.

Исторические этапы развития западной философии.

Античная философия (VIв.до н.э.–Vв.). Начинается с Фалеса Милетского (625-547), считавшего, что все знание следует сводить к единой основе. Конец античного этапа связывается с закрытием академии Платона (427-347) в Афинах в VI веке (529). IV век до н.э. – период расцвета, зрелости античной философии.

Античная философия не знает строгого разграничения материального и идеального – они нагружены друг другом.

Характерная черта античной философии - космоцентризм. Центральным ее элементом является учение о совершенстве Космоса (греч. вселенная), существующем не по прихоти богов, а по естественным законам. Роль богов и место человека в мире было связано с определением сущности Космоса, его законов.

Наиболее типичные представления. Логос - всеобщий закон и порядок, ум и душа Космоса. Душа человека – часть мировой души, т.е. Логоса. Чем ближе человек к Логосу, тем он умнее. Природа людей физического труда неполноценна. Когда человек засыпает или умирает, душа его соединяется с Логосом. Смерть подобна сну, считал Гераклит (544-483). Душа человека, согласно Платону (427-347), живет на звездах. Согласно Аристотелю (384-322), мировая душа вращает небесные сферы. Космос гармоничен и совершенен, поэтому цель человеческой жизни – жить согласно Логосу, т.е. в гармонии с миром и собой (принцип атараксии – невозмутимости духа).

Наиболее выдающиеся мыслители. Основоположник материалистической философии – Демокрит (460-370), идеалистической – Платон (427-347). Аристотель (384-322), с его развитым логическим мышлением, нацеленным на поиск естественной сущности явлений, стоит у истоков современного научного мышления.

Средневековая философия (II-XIV вв.). Религия являлась ведущей формой мировоззрения. Религия и философия уподоблялись соотношению божественного и человеческого (ограниченного) разума. Философия призвана систематизировать религиозные принципы, защищать учение о Боге. Теизм, рассматривающий мир как несамостоятельный, творение Бога, постоянно управляющего его существованием, – характерная черта средневековой философии.

Идеалистическая ориентация средневековой философии диктовалась религией, поддерживаемой государством. Философии предписывалась роль служанки теологии. Библия считалась единственным источником истин, смысл которых зашифрован. Поиск истины - в наилучшем толковании священных писаний (экзегетика – искусство правильного толкования). Зачатки материализма представлял собой номинализм,в противовес реализму подрывавший религиозный принцип о приоритете духовного над материальным.

Средневековое мировоззрение схематично: мир делится на вечный духовный и временный материальный. Бог всемогущ, вечен и непознаваем, есть высшее Благо (источник истины, добра, красоты и справедливости). Он сотворил природу из ничего (принцип креационизма). Люди не в силах изменить установленный Богом порядок и желать этого – смертный грех. Человек – образ и подобие Бога. Чувственно-телесная жизнь - низменна. Тело – источник греха, темница души. Физический труд – наказание человеку, плата за первородный грех. Земная жизнь – приготовление к высшей жизни. Смысл жизни – в спасении души.

В основе позднего средневекового мировоззрения лежит аристотелевско-птолемеевская космология, пришедшая на смену библейской схеме космоса (в окружении вод плоская Земля и шатер из звезд). Геоцентрическая модель Птолемея (90-160) также служила удобным онтологическим базисом религиозного учения о привилегированном положении Земли как избранной Богом арене борьбы божественных и дьявольских сил за человеческие души. История Земли есть история мира.

Наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Августин Блаженный (354-430) сформировал первую религиозную доктрину (вера – атрибут воли, а не разума и тем сильнее, чем сильнее недоказуемость ее догматов) в виде сплава идей христианства с античным неоплатонизмом (верь, чтобы понимать). Он наполнил религию философским содержанием. Августинизм был направлен против естественнонаучных исследований (познание материального мира не приносит пользы, а отнимает время от познания Бога и души).

Крупнейшие арабские философы: Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037), которого называли вторым учителем после Аристотеля (384-322); создатель учения о двойственности истины (независимости религии и философии) Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126-1198). Они оказали влияние на западную философию благодаря сохранению и распространению философии Аристотеля, запрещенную церковью.

С XII века философия и богословие начинают разделяться.

Фома Аквинский (1225-1274) на основе принципа двойственности истины рационализировал религиозное мировоззрение, вынужденно реформировав его с позиции аристотелизма. Но он лишил философию Аристотеля (384-322) элементов материализма и сохранил примат веры над разумом (рациональное знание не должно противоречить догматам веры).

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI). Эпоха секуляризации - освобождения от безраздельного господства церкви в общественной жизни. Девиз эпохи: человек свободен и равен Богу. Процесс проходил под знаком возрождения античной культуры.

Сущность новой философии – пантеизм (тенденция к отождествлению Бога и природы) и гуманизм. Схематично мировоззрение эпохи: Бог и человек едины, так как природа и есть Бог, а человек – венец ее творения. Не противопоставление духовного и природного в человеке, а их гармоничное единство. Что человеку присуще от природы – менее всего заслуживает осуждения. Смысл жизни не в ожидании страшного суда, а в совершенствовании человеком себя как личности. Человек подобен Богу – он способен познать законы, раскрывающие тайны божественных творений. Человек достоин счастья, которое возможно и в земной жизни.

Новая, протестантская религия сыграла большую роль в развитии современной цивилизации. Положение «успешная трудовая деятельность – доказательство богоизбранности человека» стало одним из факторов становления капиталистических отношений.

Выдающиеся мыслители: Николай Кузанский (1401-1464) – создатель пантеистического учения о бесконечности Бога и природы; Николай Коперник (1473-1543) – основоположник научной астрономии, создатель гелиоцентрической картины мира; Джордано Бруно (1548-1600) – создатель пантеистического учения о множестве разумных миров во Вселенной.

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Эпоха торжества научного мировоззрения над религиозным, веры в возможность господства человека над природой на основе познания ее законов. Деизм является характерной чертой философии Нового времени. Это принцип, согласно которому Бог является причиной мира, но не вмешивается в его дальнейшее существование. По утверждению некоторых философов законы природы Богу неподвластны.

Типичные представления. Природа подчиняется естественным законам, является механической системой. Познать природу – познать замысел Бога. Задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Человек может столько, сколько знает. Девиз эпохи: «Знание – сила» (Ф.Бэкон, 1561-1626). Д.Локк (1632-1704) разработал теоретические основы демократического государства - принцип разделения властей и идею естественных прав человека: жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами человека.

Выдающиеся философы: основоположник научного материализма и эмпиризма – Ф.Бэкон, научного рационализма – Р.Декарт (1596-1650), принципов демократии – Д.Локк (1632-1704), учения о субстанции – Б.Спиноза (1632-1677), вершина метафизического материализма – П.Гольбах (1723-1789).

Основателями классической науки являются Галилео Галилей (1564-1642) – основоположник экспериментального метода познания и Исаак Ньютон (1643-1727) – создатель классической механики (1687).

Немецкая классическая (лат. образцовый) философия (вторая половина XVIII-первая половина XIX вв). Здесь ярко выражены принципы классической философии, происходит окончательное разделение материализма и идеализма, отказ от механистического мировоззрения, разработка гносеологии и диалектики.

Основные представители: основоположник агностицизма И.Кант (1724-1804), основоположник диалектики Г.Гегель (1770-1831), критик религии и идеализма Л.Фейербах (1804-1872). Бог есть абстракция сущности человека (Фейербах).

Постклассическая философия (вторая половина XIX-XX вв.). Период разочарования классической философией, ее спекулятивным, оторванным от действительности характером. Достижения классической философии либо уточняются (рациональные философские системы), либо отвергаются (иррациональные системы). Скептицизм, плюрализм, иррационализм, склонность к мистике и религии являются характерными чертами философии неклассической направленности: философы не познают мир, а конструируют собственные представления.

Новые направления западной философии акцентируют внимание на иррациональных факторах познания – воле и интуиции, принижая значение логики и мышления.

Типичные представления иррационалистической философии: бытие сложнее научных представлений, разум не характеризует сущность человека, жизнь бессмысленна, истина – вид заблуждения.

Традиции рационализма классической философии продолжили неокантианство, неогегельянство, позитивизм и диалектический материализм. Диалектический материализм вышел за рамки классического рационализма, связав философию с наукой и социальной действительностью. К.Маркс (1818-1883) впервые ввел материализм в социальную философию и практику в теорию познания.

Философия К.Маркса и Ф.Энгельса (1820-1895) является вершиной европейской мысли. Она преодолела рамки европейской философии, стала принадлежностью мировой культуры. По своему влиянию на человечество она сравнима с мировыми религиями. Такого распространения в массах не знает ни одна философия.

Знаковые философы-иррационалисты, разрабатывавшие идею несовершенства человека и разума. Ф.Ницше (1844-1900) создавал учение о лживости морали и религии, фальшивости науки (фактов нет, есть интерпретации) и философии. З.Фрейд (1856-1939) создал учение о бессознательном как источнике сознания и культуры. М.Хайдеггер (1889-1976) развивал мысль об утрате современным человеком смысла бытия и собственного существования (смысл бытия – в языке). Основоположник постмодернизма Ж.Лиотар (р.1924) разрабатывал учение о мифологической сущности человеческой культуры.

Русская философия (XI-первая половина XX). Зрелости достигла во второй половине XIX века. Для нее характерна концепция, обозначаемая как «русский космизм», в основе которой лежит идея неразрывной связи судьбы человечества и Космоса. В ней выделяют естественно-научное (К.Циолковский, 1857-1935; В.Вернадский, 1863-1945; А.Чижевский, 1897-1964; и др.) и религиозно-философское (Н.Федоров, 1828-1903; В.Соловьев, 1853-1900; П.Флоренский, 1882-1937; и др.) направления.

Основные представители. К.Циолковский (1857-1935) – один из основателей космонавтики (теории ракет). В.Вернадский (1863-1945) – создатель учения о биосфере и ноосфере, а также геохимии, биогеохимии, радиологии. Научная заслуга А.Чижевского (1897-1964) – открытие влияния солнечной активности на биосферу и общество. Н.Федоров (1828-1903) – создатель утопической системы воскрешения человечества. В.Соловьев (1853-1900) – создатель религиозно-философской системы «всеединства» религии, философии и науки.

Восточная философия

 

Философия возникла в VI веке до нашей эры одновременно в нескольких цивилизациях: в Древней Греции, являющейся культурным центром цивилизации западного типа, в Древней Индии и Древнем Китае, являющимися культурными центрами цивилизации восточного типа. Это совпадение социально обусловлено. Философия возникла в период классового расслоения, перехода патриархального общества к экономически более развитому рабовладельческому. В этот период произошло отделение умственного труда от физического.

Западная и восточная философия являются антиподами философского мышления. Тем не менее, западная философия не развивалась изолированно – она впитывала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где происходило становление цивилизации (формировалась письменность, зачатки наук о природе и собственно философские воззрения). Это относится к таким древним странам, как Ливия, Египет, Вавилон и Персия. Имело место и влияние более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.

Средневековая арабская философия до XV века в основных чертах сходна с западной философией, наряду с византийской является связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философией. Поэтому под восточной философией понимается в основном философия Древней Индии (индуизм и буддизм) и Древнего Китая (даосизм, конфуцианство и моизм).

Выделяют следующие подходы к восточной философии.

1) Восточная философия - предфилософия, так как не сумела оторваться от мифологии, поэтому о ней следует говорить лишь как о религиозно-философском мировоззрении. Западная философия является эталоном философии, высшим этапом развития философии, так как сумела перейти от образного к понятийному типу мышления.

Отличие западной философии от восточной состоит в том, что она становится с развитием все более умозрительной, абстрактной. И, наоборот, за тысячи лет восточная философия не продвинулась вперед в понимании бытия, так как в передаче древних знаний заключается смысл почти всех философских учений Древнего Востока.

Традиционализм, направленность восточной философии в прошлое (комментирование первоисточников), роднит ее с религией: чем древнее знания, тем истиннее. Западная философия в своей основе имеет материалистический фундамент, направлена на получение нового, более полного и точного знания.

2) Восточная философия является сверхфилософией, так как опирается не на рациональное, а на интуитивное постижение мира.

Основными чертами восточной философии являются природоцентризми иррационализм.

Принцип природоцентризма подразумевает самоценность природы и невмешательство человека в природу: природа гармонична и сама знает, что делает. Восток не противопоставляет природу и общество: человек должен жить в гармонии с природой, а не подчинять ее своим целям. В индуизме, например, человек является частью развивающейся Вселенной и должен изменять не мир, а себя: совершенствуя себя духовно, человек совершенствует Вселенную.

Принцип иррационализма на Востоке означает, что сущность вещей недоступна разуму, который искажает истину. Что формулируется, не соответствует действительности. Понятия относительны: бытие и небытие, добро и зло, жизнь и смерть (жизнь – часть смерти, смерть – часть жизни). Согласно даосизму «знающий не говорит, говорящий не знает». О рациональной невыразимости Дао (основе и сущности бытия в китайской философии) говорится: «Дао неопределенно и не имеет имени; пусто, но благодаря Дао все существует и не переполняется».

Во-вторых, истину следует искать в себе, а не во вне. Не активная сознательная деятельность, а безличное созерцание. Правильный путь познания – недеяние (против естественности), отключение сознания, сверхчувственное слияние с миром, самосовершенствование путем медитативного выхода за пределы сознания. Такому пониманию мира наиболее соответствует не понятийное, а символическое восприятие действительности. Истина не доказывается, а ощущается.

Выдающиеся мыслители: Будда (567-488), Конфуций (551-479), основатель даосизма – Лаоцзы (6-4? вв. до н.э.), реформатор индуизма - Рамакришна (1834-1886).

Восточный тип религии также отличается от западного. Восточная религия – это пантеистическое учение, а не совокупность представлений о богах, требующих от человека послушания и распределяющих души между раем и адом. В индуизме, например, происходит циклическое рождение и уничтожение Космоса из Хаоса. Вместе с Космосом происходит рождение и уничтожение главных Богов и Бога-отца Брахмы.

Основатель буддизма вообще отвергал существование Бога-отца, а целью учения провозгласил уход от жизни (страданий), достижение прозрения, состояния невозмутимости духа - нирваны (отрешенности от бытия, бессознательного сознания, антиразума). Человек, участвуя в бесконечном цикле метаморфоз и совершенствуя свои способности, может стать Буддой – манифестацией жизненной силы мироздания. Достигнув состояния нирваны, человек сам становится подобен Богу, обладателем неограниченных сил и способностей, может жить в человеческом облике столько, сколько существует материальный мир.

В религиозных учениях Китая отношения Бог - человек отходят на задний план. В даосизме Дао рассматривается как естественный путь вещей. В конфуцианстве Небо является безличным, божественно-натуралистичным началом. Смысл человеческого существования по Конфуцию (551-479) - утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка (жить по правилам).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: