Взаимосвязь философии и науки




 

Абсолютизация ценности научного знания лежит в основе западной культуры. Переход на наукоемкие технологии во всех сферах общественной жизни является характерной чертой современного мира.

Важной предпосылкой современного понимания науки стала философия постпозитивизма, предметом изучения которого во второй половине ХХ века были проблемы динамики научного знания. Его представители направили свою критику против неопозитивизма, стремящегося к чистоте научного знания и игнорирующего связи науки с философией и социокультурным контекстом.

Философия и наука в своих мировоззренческих и методологических основаниях дополняют, усиливают друг друга. Взаимодействие между ними заметно в периоды научных революций, характеризующихся глубокими преобразованиями в способах научной деятельности. В своем развитии наука легитимизирует те или иные философские представления, а философия помогает прояснить принципы научного мировоззрения.

Исторические этапы развития науки.

Античная и средневековая наука (VI в. до н.э. – XV вв.) представлена разрозненными элементами: астрономией, математикой, медициной, географией, историей. В Древней Греции начали доказывать теоремы, т.е. здесь возникла идея рационального доказательства знания. Но наука в целом не является самостоятельной, развивается в рамках философского (теоретического, не направленного на практику) стиля мышления. В центре научной картины мира лежит геоцентрическая космология Аристотеля (384-322) и Птолемея (90–160).

Классическая наука (XVI – XIX вв.). Наука отделилась от философии. Это уже наука в собственном смысле слова, наука современного типа в форме экспериментально-математического естествознания. Благодаря Г.Галилею (1564-1642) утвердилась идея необходимости практического доказательства знания – «искать законы в природе, а не подгонять явления под выдуманные сущности».

Научное мировоззрение носит метафизический характер в форме механицизма. Образцом научности считается механика (1687) И.Ньютона (1643-1727). Здесь нет места для эволюции природы и случайности, которая трактовалась как критерий незнания.

Неклассическая наука. Диалектическая по своему мировоззрению. Вхождение категорий субстанции, развития и случайности в фундамент научного знания знаменует диалектико-методологическую революцию. Признается существование различных стилей научного мышления, диктуемых мировоззренческими представлениями теории относительности (СТО, 1905; ОТО, 1915), квантовой механики (1927) и синергетики (1970-е гг).

Иногда говорят о постнеклассической науке, ядром которой считается синергетика. Например, один из основоположников синергетики объявил ее «обобщением физики» [Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. С.160]. Но синергетика дополняет, а не опровергает прежние физические представления. По словам А.И.Липкина, физическая проекция синергетики – не «обобщение квантовой механики и космологии», а еще один раздел физики, являющийся обобщением кинетической теории Больцмана [Философия науки/ под ред. А.И.Липкина, С.419].

В различных отраслях знания переход от донаучного знания к научному происходил в разное время, и был связан с осознанием идеи необходимости доказательства, обоснования знания; с определением предмета познания, соответствующих ему исходных понятий и методов; с открытием фундаментальных законов, позволяющих объяснять множество фактов; с формулированием базовых принципов, на которых создается фундаментальная теория, и т.д. В математике и астрономии такой переход совершился в античности, в физике – в XVII веке, в химии – в XVIII веке, в биологии – в XIX веке, психологии – в ХХ веке.

Выделяют три уровня научного знания: эмпирический, теоретический и методологический (метатеоретический). На методологическом уровне происходит исследование не действительности, а самого научного знания в целях его совершенствования и самопознания. К этому уровню относятся как специальные научные дисциплины (метаматематика, металогика и др.), так и философские – философия науки, методология науки, история науки, социология науки и т.д.

Методология – область науки, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности.

Методология выходит за пределы философских проблем, так как решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, хотя и опирается на разрабатываемые философией мировоззренческие и общеметодологические ориентиры. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются анализ этапов научного исследования, анализ и разработка научных языков, выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент), анализ различных научных подходов и т.д.

Основными методологическими средствами являются принципы и методы, между которыми не существует абсолютных границ.

Принцип (лат. первоначало) – центральная идея, задающая направление мышления.

Метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Основная функция метода – организация и регуляция познания. Истинный метод позволяет избежать ошибок, отличить истинное от ложного, обеспечивает наиболее эффективное решение проблемы.

Методологические принципы находятся в неразрывном единстве с мировоззренческими. Мировоззрение является дескриптивной (описывающей) стороной науки, а методология – прескриптивной (предписывающей). Методологические принципы представляют собой наиболее общие предписания, указывающие, как следует осуществлять познавательную и практическую деятельность.

В методологии науки выделяют следующие основные группы научных методов познания:

- частнонаучные, применяемые в границах одной науки;

- общенаучные (междисциплинарные), применяемые на отдельных этапах научного познания;

- всеобщие (или философские), пронизывающие все области исследования и все этапы познавательного процесса.

Методы познания обусловлены природой изучаемого предмета. Поэтому метод неразрывно связан с теорией. К числу общенаучных методов относят системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, информационный, синергетический и др. К общенаучным понятиям–принципам относят такие понятия, как система, элемент, структура, функция, информация, модель, вероятность, порядок, хаос, нелинейность, бифуркация и т.д.

Философские методы универсальны, но представляют собой не совокупность конкретных законов, а систему методологических принципов, невыразимых в понятиях математической логики или эксперимента. Они отвечают за общую направленность мышления и соответствуют наиболее общим фундаментальным свойствам природы. (Например, создание многих альтернативных ОТО теорий гравитации основываются на мировоззренческих, по сути, представлениях об абсолютности пространства и времени.) Всеобщие законы действуют через специфические, проявляясь в них в качестве более частных законов.

Общими философскими методами являются диалектический и метафизический. В классической науке господствовала метафизика в форме механистической методологии. В науке XX века эти философские методы были представлены в форме диалектического материализма и неопозитивизма.

Характерные принципы неопозитивистской методологии:

- принцип феноменализма (субъективизма) - редукция научного знания к совокупности субъективных представлений об объекте, субъективному опыту личности;

- принцип дескриптивизма (метафизики) – рассмотрение объекта как неизменного, завершенного и изолированного;

- принцип эмпиризма – игнорирование теоретического уровня знания, редукция научного знания к эмпирическому уровню исследований.

Характерные принципы диалектико-материалистической методологии:

- принцип объективности (материализма), означающий, что в познании необходимо идти от объекта, а не от субъекта, его представлений;

- принцип историзма (диалектики) - рассмотрение объекта как изменяющегося и взаимодействующего с другими объектами;

- принцип единства теории и практики как критерия истины, способа выяснения адекватности представлений об объекте с самим объектом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: