Сознание существуетв формах индивидуального и общественного сознаний. Носителем общественного сознания является общество, индивидуального – индивид. Они существуют не отдельно, а в тесной связи: сфера общественного сознания – это устойчивое, общезначимое в сознании человека (коллективные представления).
Общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. Хотя общественное сознание существует в сознании конкретных людей, но живет относительно самостоятельной жизнью.
Общественное сознание имеет определяющий характер. Индивидуальное сознание относится к общественному как единичное к общему. Индивидуальное сознание является специфической формой проявления общественного. Во-первых, общее присутствует в индивидуальном сознании не целиком, т.к. не может быть полностью охвачено индивидом. Во-вторых, общее в сознании конкретного человека преломляется через призму индивидуального сознания.
История сознания есть история общественного сознания. В филогенезе сознание формируется в рамках трудовой и коммуникативной деятельности людей. Отношение человека к миру предполагает в качестве посредника совокупную деятельность общества. Сознание первобытного человека первоначально имело стадный характер и лишь постепенно становилось индивидуальным, включающим самосознание.
Общественное сознание – высшая ступень сознания. Во-первых, оно формирует индивидуальное сознание. Во-вторых, человек разумен в той мере, в какой усвоил общественное сознание и способен его обогатить. Содержание сознания складывается в процессе исторического развития сознания и культуры. Индивидуальное сознание является общественным по сути. Личность есть индивидуальное выражение ценностей и идеалов общества. Всякое проявление индивидуального сознания, даже если оно не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими людьми, является проявлением общественного сознания.
|
Общественные отношения в своей совокупности определяют сознание индивида. В онтогенезе сознание человека формируется в общении с другими людьми. Личность – это сгусток, отпечаток, отражение той совокупности общественных отношений, в которые вступает человек. Общественные отношения являются призмой, сквозь которую человек воспринимает мир, средством, с помощью которого он его осваивает. Всякий предмет для человека выступает как общественное отношение человека к человеку.
К.Маркс (1818-1895) и Ф.Энгельс (1820-1895) утверждали, что сознание не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием. В философии материальную жизнь общества принято называть общественным бытием, а духовную – общественным сознанием. Способ существования человека – это непрерывный процесс материальной и духовной жизни. Сущность первой состоит в деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилье и т.п.). Сущность второй – деятельность по удовлетворению духовных потребностей (в познании, творчестве, эмоциях и т.п.).
Общественное бытие – независимая от сознания материальная жизнь общества, совокупность материальных отношений и условий существования людей.
Разделение общественного бытия и природного является основой научного анализа общества. В отличие от природного общественное бытие создается людьми. Сфера общественного бытия - экологическое отношение общества к природе, материальное производство и производственные отношения, научно-практическую деятельность, материальные условия жизни человека, материальные отношения людей вне производства (например, между супругами).
|
Производство и производственные отношения являются ядром общественного бытия. Понятие производства употребляется в двух значениях: узком (создание продуктов труда) и широком (создание, распределение, обмен и потребление продуктов труда). Производственные отношения делят на производственно-технические (технологические) и общественно-экономические. Технологические отношения складываются не по произволу нашего сознания, а по объективным законам трудовой деятельности и обусловлены, прежде всего, объективными свойствами предметов и средств труда. Экономические отношения также имеют объективный характер.
Общественное бытие означает все объективное в обществе, существующее вне сознания [Солопов, 2004, с.343]. Объективное присутствует во всех формах общественного сознания. Например, даже «квадрат Малевича» будет обладать художественной ценностью лишь при определенном общественном строе.
Общественное сознание – духовная жизнь общества, совокупность социальных идей, теорий, традиций, чувств, настроений, отражающих общественное бытие.
Единство бытия людей обусловливает единство и преемственность общественного сознания - социальных чувств, убеждений и взглядов.
|
Общественное сознание есть идеальная сторона исторического процесса, целостное духовное явление. В структуре общественного сознания выделяют два уровня (обыденное и теоретическое сознание), два типа (общественная психология и идеология), семь форм (религиозное, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное и философское сознание).
Обыденное сознание – первичная форма отражения действительности на уровне явлений, естественная духовная жизнь общества, возникающая из непосредственной будничной практики людей. Сюда включают общественную психологию и повседневные эмпирические знания о природе, обществе, человеке (мода, фольклор, обычаи и т.д.).
Общественная психология – разнообразные чувства, идеалы, интересы социальных групп, в которых проявляются их потребности. Здесь доминирует не знание, а отношение - оценка действительности.
Теоретическое сознание – рационализированная форма общественного сознания, направленная на раскрытие сущности явлений. Сюда относят идеологию, науку и другие теории.
Идеология - теоретическое выражение интересов определенных социальных групп, классов. По форме идеология похожа на науку, но по содержанию они могут расходиться. Если для науки целью является объективное знание, то для идеологии главным являются интересы каких-либо социальных групп.
Идеологический характер имеют общественные науки. Так, различные философские учения, (а через них наука и искусство) «партийны» в том смысле, что принадлежат к материализму или идеализму, диалектике или метафизике.
Политическое сознание – отражение социально–политических общественных отношений, обосновывающее экономические интересы господствующих классов, социальных групп и этнических образований.
Правовое сознание - отражение в правовых нормах производственных отношений, господствующих форм собственности на средства производства.
Экономические отношения в праве приобретают волевой характер. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса или большинства населения (по содержанию право – свод принудительных, обязательных для исполнения норм и законов).
Нравственное сознание (мораль) – первая форма общественного сознания, совокупность общепризнанных норм и правил поведения людей в обществе, производстве, быту, сложившихся естественным образом (чувства и понимание общественного долга, добра и зла, чести и достоинства, совести и счастья и т.п.). Мораль является отражением разных сфер жизни (экономической, религиозной и т.п.).
Эстетическое (художественное) сознание – совокупность общезначимых чувств, вкусов, интересов, представлений, идеалов, затрагивающих понятия красоты, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д.
Религиозное сознание – социальные чувства, взгляды, идеалы людей, связанные с верой в потусторонний мир, сверхъестественные явления. Религия основывается на морали (а не мораль на религии), немыслима вне искусства. Она выражает обыденный уровень общественного сознания. Помимо мировоззренческой выполняет компенсаторную функцию (психологической поддержки) - обещает верующим в загробной жизни то, чего они не имеют в земной жизни.
Глава 17. ОБЩЕСТВО