Специфика философского мышления наиболее полно проявляется в диалектическом мышлении. Диалектика - ядро философии, теория развития сущего и основанный на ней метод познания. Исходным ее положением является идея противоречивости всего существующего. Диалектика в подвижности своих категорий стремится отразить всеобщую изменчивость бытия. Ее предмет - движение и развитие явлений в рамках общих закономерностей, задаваемых противоречиями этого явления. Диалектика требует все, что имеет место быть, выводить из противоречия.
Стихийная диалектика присуща обыденному сознанию. Это взаимосвязанные друг с другом противоположности, которые сопровождают человечество на всем протяжении его развития: добро и зло, жизнь и смерть, твердое-мягкое, верх-низ и т.д.
Мышление осуществляется по двум направлениям: содержательному (отражение в мышлении объективных связей действительности) и формальному (установление связей между формами самого мышления). Соответственно выделяют диалектическую логику – науку о всеобщих законах мышления (о развитии содержания мышления, знания) и формальную логику – науку о законах абстрактного мышления (о бессодержательных формах мышления). Формальная логика не является наукой о познавательном мышлении, ее выводы не добавляют к истине чего-то нового. Смысл формальной логики таков: о чем бы субъект ни мыслил, он не должен противоречить самому себе и подменять предмет мысли другим. К содержательной истинности суждений формальная логика безразлична. Предметная истинность суждения ищется в формах, выходящих за рамки формальной логики.
Диалектическая логика является логикой противоречий, так как направлена на их поиск. Формальная логика направлена на устранение противоречий, есть логика противоположностей, лишенных их противоречивого единства. Обособленные друг от друга противоположности, доведенные до абсолютной несовместимости, находят выражение в известном законе «или-или». Но формально-логические положения все же выступают моментами диалектической логики [Солопов, 2004, с.162-166].
|
В формальной логике центральным является закон непротиворечия: не могут быть одновременно истинными (ложными) два противоречащих друг другу утверждения. Диалектическую логику характеризуют как логику парадоксов, так как наличие и неустранимость противоречий считается нормой мышления. Пример из науки: природа света (парадокс «волна-частица»). В классической физике истинно утверждение «свет волна или частица», а утверждение «свет одновременно волна и частица» является формально-логическим противоречием. В квантовой физике свет является волной-частицей: распространяется как волна, поглощается и испускается как частица. Формальная логика должна принять за исходное это утверждение, справедливость которого оценивается за ее рамками.
Антиномии, по И.Канту (1724-1804), фиксируют принципиальный предел возможностей рационального знания. Развитие мышления выступает, по Г.Гегелю (1770-1831), как процесс постоянного выявления и разрешения противоречий путем их синтеза.
Современная формальная логика (математическая логика) расширила возможности классической логики. Если традиционная логика использует всего два истинностных значения (истина и ложь), то неклассическая логика может оперировать бесконечным числом значений (истинно, ложно, неопределенно, возможно и т.д.).
|
Позитивистский тезис об алогичности диалектики обосновывался несовместимостью диалектики с формальной логикой. Диалектическая логика не поддается формализации. Диалектическая форма, с одной стороны, совпадает с содержанием, а с другой, - полностью противоположна ему. На этом основании многие философы и логики отрицают существование диалектической логики, а под философской логикой понимают одно из направлений неклассической логики (модальную логику). Абсолютизация принципов формальной логики является методологической основой метафизического метода мышления.
Основателем формальной логики является Аристотель (384-322), диалектической логики (1816) - Г.Гегель (1770-1831), математической логики (1847) - английский математик Джордж Буль (1815-1864).
Диалектическая и формальная логики дополняют друг друга. Во-первых, формальная логика исследует правила мышления, применяемые на эмпирической ступени познания (логические операции систематизации, классификации, обобщения). Формально-логические связи отражают самые простые (внешние) из всеобщих связей бытия. На теоретическом уровне, отражающем чувственно не воспринимаемую природу вещей, формальной логики недостаточно.
Во-вторых, формальная логика является языком диалектики, средством выражения ее противоречий (подобно классической механике, служащей языком квантовой механики). Противоречивые по смыслу утверждения связываются по законам формальной логики.
|
Изучение логики дисциплинирует мышление, так как заставляет мысль вращаться в абстракциях без чувственных опор. В самом общем виде культура мышления заключается, во-первых, в диалектически объективном отражении действительности и, во-вторых, в формально правильном построении мыслительного процесса.
Корни диалектики уходят в Древний Восток, но рациональную форму она приобрела на Западе. Согласно древнегреческому философу Гераклиту (544-483) борьба противоположностей всеобща и является источником вещей. В древнекитайской философии основатель даосизма Лао-цзы (6-4? вв. до н.э.) утверждал, что в мире нет неизменных вещей, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Вообще, учение о взаимодействии полярных сил инь и ян как о первопричине постоянной изменчивости природы является центральным элементом китайской философии.
Античная диалектика, верно схватывая общую картину мира, не имела представления о частях, элементах, из которых складывается целое. Сам термин диалектика в переводе с греческого языка означает «искусство вести беседу» и первоначально употреблялся в соответствии со своим значением. У Сократа (469-399) диалектика – это искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в дискуссии. Для Платона (427-347) противоречие есть необходимое условие побуждения души к размышлению, принцип познания.
У Аристотеля (384-322) диалектика – это уже переход от частных понятий к общим, поиск всеобщих, не сводимых друг к другу категорий, характеризующих род бытия и способ существования. Он считал их содержательными формами самого бытия. Система категорий Аристотеля представлена десятью категориями. Категория сущности отвечает на вопрос: что есть вещь (субстанция)? Остальные категории отвечают на вопрос: каковы свойства (акциденции) вещи? Это качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, состояние, обладание.
Основные категории и законы диалектики впервые теоретически представил Г.Гегель (1770-1831). Его заслуга в том, что хотя его логика была оторванной от действительности (Гегель доказывал, что мышление есть содержание мира) он возвел диалектику в ранг философского метода. В.И.Ленин (1870-1924) видел в диалектике Гегеля «обобщение истории мысли» [Полн. собр. соч. Изд. 5, Т.29, с.298]. По словам Ленина, Гегель гениально угадал диалектику вещей в диалектике понятий.
Логически завершенная диалектика должна перерасти в материализм. Диалектика без материализма является спекулятивной, а без диалектического обоснования материализм является теоретически незавершенным. «Единение материализма с диалектикой привело к глубокому преобразованию не только материализма, но и диалектики» [Солопов, 2004, С.51]. Основы материалистической диалектики заложили К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Дальнейшее развитие она получила в работах Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и «Диалектика природы» (опубликована в 1925). «Гегелевская диалектика так относится к рациональной диалектике, как теория теплорода – к механической теории теплоты, как флогистонная теория – к теории Лавуазье» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20 С.372).
Структура диалектики представляет собой целостную систему принципов, законов и категорий. Они в своей совокупности отражают единство развивающейся действительности в ее всеобщих характеристиках. Центральным принципом диалектики, объединяющим все другие ее элементы, считается принцип противоречивости (или самопротиворечивости) всего существующего.
Основные принципы диалектики:
- принцип монизма: в основе многообразия всего существующего лежит единое основание;
- принцип движения и развития: все в мире находится в состоянии непрерывного движения и обладает способностью к развитию;
- принцип противоречия: всеобщим источником движения и развития является возникновение и разрешение противоречий;
- принцип связи: взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений всеобща (любой объект имеет внутреннюю структуру и, одновременно, является частью внешней структуры);
- принцип причинности, признающий естественную закономерную обусловленность всего существующего.
В диалектическом материализме системными принципами также являются принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что мир познаваем и мерой его познанности является общественно-производственная практика.
В идеалистической диалектике Г.Гегель (1770-1831) выделял принцип тождества бытия и мышления, согласно которому мышление является сущностью происходящих в мире событий (познание абсолютной идеей самой себя), что является гарантом познаваемости мира человеком.
Диалектика – наука о всеобщем. Именно в этом Гегель видел ее ограниченность. Принципы диалектики являются методологическими установками (руководящими идеями) научного познания в его целостности высшей степени общности. Диалектический метод имеет особенности применения, реализуясь через конкретные методы менее общих уровней познания. Законы диалектики – обобщения законов частных наук, но не могут их подменять.
Диалектика имеется на всех уровнях действительности, но проявляется она по-разному. Например, на первой ступени логического мышления или на уровне механических предметов диалектики нет в явном виде. Элементарные предметы (атом, метеорит, автомобиль и т.п.) интересуют диалектику не сами по себе (хотя они изменяются, например, стареют), а в качестве элементов актуально развивающихся систем.
Непосредственным объектом диалектического метода являются саморазвивающиеся системы. Здесь в классическом виде выражена суть диалектики - саморазвитие и его источник (внутренние противоречия). Объект диалектики должен находиться в процессе актуального превращения. Именно данные системы обладают характеристиками самодетерминации, являются носителями конкретно-всеобщего.