Основные уровни познания




Познание осуществляется в двух основных формах: чувственной и рациональной. История познания была борьбой рационализма с эмпиризмом, абсолютизировавших противоположные стороны познания: рациональное и чувственное, теоретическое и эмпирическое.

Эмпиризм абсолютизирует роль чувств в познании, единственным источником знания объявляет опыт. Познание есть описание и обобщение опыта. Отрицается качественное отличие мышления и чувств, мышление трактуется как усовершенствованная чувственность (шестое чувство). Основоположники эмпиризма: в античности - Аристотель (384-322), в Новое время - Ф.Бэкон (1561-1626), утверждавший, что знание должно основываться на опыте. Аристотель критиковал Платона (427-347) за то, что тот приписывал идеям самостоятельное существование. Объективной основой эмпиризма является то, что разум непосредственно с внешним миром не связан и знания о мире получает через чувства.

К эмпиризму близок сенсуализм, согласно которому источником познания являются ощущения. Его представителями были и материалисты (Л.Фейербах, 1804-1872), и деисты (Дж.Локк, 1632-1704), и субъективные идеалисты (Дж.Беркли, 1685-1753; Д.Юм, 1711-1776). Формула эмпиризма и сенсуализма: «нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении» (Дж.Локк). Таким образом, содержанием знания объявляются ощущения. Но эмпиризм не объяснял творчество: предсказание (не известных ранее вещей), получение нового знания (о не существовавших в природе вещах, машинах). Не объяснял возникновение общих понятий. Если еще можно указать на чувственного представителя абстракции «дом вообще», то как найти чувственный эквивалент, например, категории сущности, необходимости, нравственности?

Локк по признаку объективности выделил первичные и вторичные качества вещей. Первичные качества: объективные свойства вещей, не зависящие от субъекта - вес, плотность, объем, размеры, скорость. Это свойства, описываемые законами механики. Вторичные качества – субъективные свойства вещей, включающие свойства субъекта (цвет, запах, вкус). Идея вторичных качеств дала начало последовательному субъективному идеализму и агностицизму Дж.Беркли, Д.Юма, И.Канта (1724-1804). Беркли отождествил свойства вещей с ощущениями этих свойств, вещи - с комбинациями ощущений. Юм также считал, что познание является комбинированием ощущений. Эти ощущения являются результатом психологической привычки. А поскольку ощущения недостоверны, недостоверны и человеческие знания.

Согласно рационализму, единственным источником знания является разум, способный минуя опыт постигать истину. Основоположниками являются в античности Платон и в Новое время Р.Декарт (1596-1650). Представителями – Б.Спиноза (1632-1677) и Г.Лейбниц (1646-1716).

Чувственность есть нечто вроде раздражителя интеллекта. Согласно Лейбницу, чувственность дает лишь толчок для самостоятельной деятельности врожденных идей. Опыт – простая констатация данных интеллекта. Принцип рационализма, сформулированный Лейбницем: «нет ничего в интеллекте, кроме самого интеллекта».

Рационализм имел свои слабые стороны. Он не мог объяснить происхождение законов мышления, выдвинув учение о врожденных идеях. Не мог объяснить, откуда в познании, источником которого являются врожденные истины и законы логики, берутся заблуждения.

До И.Канта (1724-1804) разум рассматривался как пассивное вместилище идей, поступающих естественным или сверхъестественным путем. Кант попытался преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма, предположив, что только из соединения понятий и ощущений возникает знание. Но он отделил явление от сущности вещей, содержание знания от его формы и пришел к агностицизму. Он совместил идеи опытного происхождения знаний и существования априорных принципов мышления. По Канту, человек рождается с определенным грузом доопытных форм чувственности, рассудка и разума. Но это не готовые знания, не врожденные идеи Декарта, а пустые, не наполненные конкретным содержанием принципы. Знание – это полученные в опыте ощущения, упорядоченные этими априорными формами. Природа же вещей самих по себе не познаваема.

Происхождение априорных форм для Канта осталось неясным. К ним он относит и формы мышления: качество и количество, отношение, субстанцию, причину и следствие и др., и формы чувственности: пространство (форма восприятия чего-либо вне нас) и время (форма организации внутреннего опыта). Кант превращает логические формы в законы природы. Разум не ищет законы в природе, а приписывает их ей. Познание выступает как процесс конструирования предмета познания.

Следующий шаг сделал Г.Гегель (1770-1831). Он считал источником априорных форм опыт истории, общественно-историческую практику людей, которую он трактовал идеалистически как способ исторического припоминания врожденных идей.

До конца понять роль практики в познании удалось лишь К.Марксу (1818-1883). Диалектический материализм вывел новую формулу познания: «субъект – практика – объект», где опосредующей связью между субъектом и объектом является материальная практика.

«Врожденные идеи» являются не чистой мыслью, а отражением и обобщением практических усилий человечества. В своем всеобщем содержании мышление совпадает со всеобщей формой деятельности. Кант и Гегель пытались доказать истину путем чистого мышления. Маркс утверждал, что истина не теоретический, а практический вопрос. Он связал гносеологию с практикой преобразования мира, где должна доказываться истинность мышления.

Идея – мысль, включающая в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Чувственное и рациональное в познании являются не взаимоисключающими, а диалектически взаимосвязанными. Это способности человека, на базе которых формируются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирическая ступень (фундамент знания, но не все его содержание) отражает внешнюю, наблюдаемую сторону вещей, а теоретическая – внутреннюю, ненаблюдаемую сущность вещей. Общее само по себе, оторванное от вещей, может существовать только в мышлении, а не в чувствах.

Основными формами чувственного отражения являются ощущения и образы (восприятие и представление). Ощущение – элементарное психическое отражение отдельных свойств предметов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - целостный чувственный образ предмета, синтез ощущений. Представление - чувственный образ предмета, содержащийся в памяти.

Основными формами рационального отражения являются мысли - понятие, суждение и умозаключение. В мышлении отражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предметов. Все мыслительное многообразие укладывается в небольшое число форм, носящих общечеловеческий характер. Предметы, в их существенных чертах, отражаются в форме понятия. В форме суждений (отношения между понятиями) отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключения (отношения между суждениями).

Реальное познание не является чисто рациональным, оно переплетается с нерациональными его формами, к которым относятся предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция и т.д. Высшими творческими способностями человека являются воображение (способность создавать новые образы на основе полученных впечатлений) и интуиция (способность непосредственного постижения истины без предварительного умозаключения).

Интуиция в науке предполагает предварительную работу логического мышления. Поэтому она часто рассматривается как свернутая, спрессованная логика. Это особый тип мышления, совершающийся на бессознательном уровне, где ясно осознается лишь результат. Интуиция требует напряжения всех познавательных и духовных способностей человека, всего социокультурного и индивидуального опыта развития. Тем не менее, важная роль интуиции не исключает возможности ошибок. Поэтому интуитивные решения необходимо проверять, обращаясь к логике и доказательству. Логика предшествует творческому акту и завершает его.

Глава 12. ИСТИНА

Истина и заблуждение

 

Центральный вопрос теории познания – истина. Познаваемость мира – сторона основного вопроса философии. Классическая философия характеризуется онтологизацией истины – истина соотносится с действительностью. Здесь выделяются два подхода. В гносеологическом подходе истина является характеристикой знания, не существующая в отрыве от субъекта (традиция Аристотеля, 384-322). В онтологическом подходе истина есть сущность бытия: идеи, существующие автономно от человека (традиция Платона, 427-347), априорные формы мышления у И.Канта (1724-1804), представление о Боге как единственной Истине (религиозная традиция).

Для неклассической философии иррационалистической направленности характерна деонтологизация истины – она мыслится как безразличная к действительности: соответствие человека самому себе (восточная философия), согласованность ощущений (Э.Мах, 1838-1916; Р.Авенариус, 1843-1896), соответствие мышления ощущениям (Д.Юм, 1711-1776; Б.Рассел, 1872-1970), соответствие мышления самому себе (теория когеренции, согласованности знания), либо вообще не рассматривается в качестве проблемы (постмодернизм).

Познание - не кумулятивный процесс накопления истины. Путь к ней сложен и противоречив, поэтому заблуждение – спутник истины, необходимый момент движения к ней. Заблуждение также является характеристикой знания, возникает как абсолютизация отдельных сторон познания, порождается практикой.

Заблуждение следует отличать от лжи, дезинформации как преднамеренного искажения истины; от ошибок как результата неправильных действий индивида; просто от бессмысленных утверждений (например, круглый квадрат).

Истина и заблуждение являются объективными, в определенных условиях переходящими друг в друга противоположностями. Например, в форме такого грандиозного заблуждения, как алхимия, происходило формирование химии. Попытка создать вечный двигатель способствовала открытию закона сохранения энергии. Старые истины либо сменяются новыми (классическая механика сменилась квантовой), либо становятся заблуждениями (понятия эфира, теплорода, флогистона, неделимого атома). Ф.Энгельс (1820-1895) писал: «то, что ныне признается истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением – имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С. 302-303].

Заблуждение – объективное содержание знания, не соответствующее действительности. Истина – знание, соответствующее действительности.

Это классическое, восходящее к Аристотелю понимание истины (теория корреспонденции). Из него следует, что истина объективна по содержанию, т.е. не зависит от произвола субъекта. Это исходное свойство истины. Изменить содержание истины человек не может.

Объективность содержания не значит, что истина вообще независима от субъекта. Истина субъективна по форме (существования, выражения, получения). Во-первых, истина есть свойство знания, т.е. не существует вне субъекта, в вещах. Во-вторых, познавательные способности субъекта обусловлены уровнем развития общества и его практики.

Действительность не может быть сразу и в полном объеме познана людьми, поэтому истина есть процесс. Познание есть диалектически противоречивый переход от относительной истины к абсолютной. Диалектика абсолютной и относительной истины характеризует приближение знания к гносеологическому идеалу – полному и завершенному знанию о действительности (абсолютная истина). Абсолютная истина есть также та часть знаний, которая постоянно подтверждается развитием науки и практики, не может быть уточнена или опровергнута. Относительная истина выражает изменчивость знания, его уточнение по мере развития. Относительная истина - неполное, незавершенное, содержащее заблуждения знание о действительности. Объективно истинное знание в одном контексте выступает как относительная истина, а в другом – как абсолютная. Например, абсолютно истинным является утверждение «вечный двигатель не существует», но содержание этой истины с развитием науки будет уточняться и дополняться.

Примером этой диалектики является принцип соответствия (1923), сформулированный Н.Бором (1885-1962) для физических теорий. Согласно ему, никакая новая теория не может быть истинной, если она не содержит в качестве предельного случая старую. Каждая теория – ступень познания – является относительной истиной. Смена теорий является процессом приближения к абсолютной истине. Новые теории полностью не отрицают старые, которые с определенной степенью точности отражают объективные законы природы.

Истина также характеризуется свойствами абстрактности и конкретности. Диалектика абстрактного и конкретного характеризует приближенность знания к реальности. Категория абстрактного означает односторонность, неполноту воспроизведения реального предмета в мысли. Категория конкретного – воспроизведение мыслью предмета в его конкретной целостности и связях.

Абстрактность истины как принцип означает, что содержание мысли никогда полностью не совпадает с отражаемым предметом. Конкретность истины как принцип означает, что нет истины вообще, не обладающей какими-либо конкретными свойствами.

Принцип конкретности также означает, что истинность знания необходимо оценивать с точки зрения тех конкретных условий, в которых оно получено (находится предмет познания). В науке принцип конкретности истины требует выявлять и строго фиксировать все условия познания, чтобы однозначно определить истинность утверждения. Например, утверждение «вода является жидкостью» истинно лишь при определенных условиях давления и температуры.

Таким образом, объективность и субъективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность являются разными аспектами истины, характеризующими ее развитие.

Так как заблуждение является характеристикой знания, как и истина, то возникает вопрос об их разграничении. В философии выдвигали различные критерии истины. Это простота (бритва У.Оккама, 1285-1349), ясность и отчетливость у Р.Декарта (1596-1650), полезность в прагматизме, общезначимость в позитивизме, логическая непротиворечивость, когерентность (согласованность знания), эвристичность, красота и т.д.

Все эти критерии являются вспомогательными, опосредованными, вторичными критериями истины и не могут использоваться как окончательные. Например, непротиворечивость теории недоказуема в рамках самой теории (теоремы К.Геделя, 1906-1978), красота греческой мифологии не означает ее истинность. Эти критерии находятся внутри сознания. Фундаментальным критерием истины является практика. Например, практика судостроения подтверждает истинность гидродинамики, практика самолетостроения – аэродинамики и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: