Происхождение человека
Основными концепциями происхождении человека являются религиозная и научная. Одну из первых попыток естественно-научного объяснения предложил Демокрит (470-371), высказавший идею происхождения человека от животного. В рамках религиозного мировоззрения человек является творением Бога. В древнеегипетской мифологии Бог создал человека из глины на гончарном круге. Законченная религиозная концепция сложилась в христианстве.
Концепция божественного происхождения изложена в Библии: Бог сотворил мир из ничего примерно в середине VI тысячелетия до н.э. за шесть дней, живые существа (растения, животные и человек) были созданы в готовом виде. Человек – образ и подобие Бога. Душа человека бессмертна, но судьба его предопределена. Сущность концепции: человек – творение Бога, а конкретный механизм божественного акта – тайна.
Религиозные представления о том, что между человеком и животными нет ничего общего, господствовали до середины XIX века.
Согласно современным научным представлениям Вселенная возникла 13.5-14 млрд. лет назад (2003), 5 млрд. лет назад возникло Солнце, 3 млрд. лет назад – жизнь, 30 млн. лет назад появились человекообразные обезьяны, 3-2.5 млн. лет назад (датировка самых древних орудий труда) началась социальная эволюция, 150 тыс. лет назад появился человек современного типа.
С древних времен некоторые теологи считали, что Библию следует понимать не буквально, а аллегорически. Согласно богословам, пытающимся примирить науку с религией, текст Библии обусловлен тем, что человечество времен Ветхого завета не было готово к восприятию научных знаний. Под библейским днем следует понимать историческую эпоху или фазу творения, а не земные сутки и т.д. Римский папа Пий XII в 1950 году согласился с правомерностью научного подхода к происхождению человеческого тела. Наиболее либеральные богословы считают, что религии вообще не следует вмешиваться в научное познание: достаточно верить, что мир создан Богом из ничего. Они считают, что к Библии следует относиться не как к научной истине, а как к этической или педагогической ценности.
|
Концепция естественного происхождения исходит из материалистических взглядов и опирается на эволюционную модель. Сущность этой модели изложил английский естествоиспытатель Ч.Дарвин (1809-1882), лет 20 опасавшийся публиковать рукопись.
Возникновение научной антропологии относят к середине XVIII века. К.Линней (1707-1778), классифицируя растения и животных, поместил человека рядом с человекообразными обезьянами (1758). Ж.Ламарк (1744-1829) предположил, что человек произошел от человекообразной обезьяны в силу перемены климата, заставившей перейти обезьян к прямохождению и наземному образу жизни.
Научная разработка проблемы антропогенеза (греч. происхождение человека) началась во конце XIX века, когда благодаря Ч.Дарвину в общественное сознание вошла идея исторического развития природы и общества. Он показал, что в происхождении человека нет ничего божественного. В 1871 году в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин обосновал идею животного происхождения человека, утверждая, что современные обезьяны – боковые ветви антропогенеза.
В теории антропогенеза выделяются три этапа. На первом Ч.Дарвин разработал классическую теорию биологической эволюции, установил ее движущие силы (изменчивость, наследственность, естественный отбор). Неизбежность борьбы за существование он выводил из противоречия между размножением организмов и ограниченностью условий их существования, ведущего к сохранению лишь наиболее приспособленных организмов. Увеличение многообразия живого происходило путем превращения внутривидовых форм в виды, межвидовых – в роды и т.д.
|
В дальнейшем археологические находки и открытия генетиков подтвердили справедливость гипотезы. Были найдены останки человекообразных существ, находящихся на эволюционной линии между животными и человеком. Было выявлено сходство генетического кода человека и шимпанзе на 91%, а человека и неандертальца – на 93%. В генетике и популяционной биологии были открыты дополнительные факторы эволюции (мутации, популяционные волны, изоляция и т.д.).
Но биологические законы не объясняли необходимость превращения биологического существа в социальное, т.к. биологическая эволюция направлена на приспособление к условиям обитания, для которого достаточно биологической специализации (изменения строения тела, режима питания и т.д.). Второй этап теории антропогенеза связан с Ф.Энгельсом (1820-1895). Он показал, что эволюция человека является антропосоциогенезом, т.е. результатом неразрывного единства биологической и социальной эволюции, становлением человека и общества. Человеку приходилось приспосабливаться не только к естественной, но и к создаваемой им искусственной среде (культуре).
|
Основные предпосылки, обеспечившие переход антропоидов к человеку, – прямохождение, развитие руки и мозга (гоминидная триада). Энгельс выделил основные социальные факторы антропогенеза: труд, сознание и язык. Решающим фактором появления человека является общественный труд как планомерное изменение природы. Именно в труде формировалась способность осознания действий, потребность в понимании объективных законов. До человека труда не было, а была приспособительная деятельность животных как естественная форма движения материи. Труд – особая форма взаимодействия с окружающей средой. Появление трудящегося животного является революцией в развитии природы, выходом в надприродный мир.
Труд не отменил действия биологических законов, а преобразовал их характер. Труд вмешивался в биологическую эволюцию через отбор благоприятных для общества биологических признаков. Шел процесс взаимной стимуляции биологических изменений и трудовой деятельности. Новая биологическая форма приспосабливала себя к внешней среде в поисках нового способа взаимодействия, а найденный способ (труд) влиял, в свою очередь, на биологические изменения.
Трудовая деятельность возникла в результате жесткого естественного отбора. Гранью, которая отделила человека от антропоидов, стала коллективная орудийная деятельность, производство орудий труда, опосредующих отношение человека к природе и другим людям. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем изменения строения тела, а путем создания орудий труда. Ни одна обезьяна не создает орудия труда, изменяя форму одного предмета другим.
Результаты труда накапливались, создавая культуру. Именно в процессе труда сформировался человек. Труд составляет основу мышления. Содержание сознания зависит от уровня развития общественной практики. В орудиях труда закреплялся социальный опыт человека, его умения, знания, способ мышления.
Орудия труда лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Ч.Дарвин (1809-1882) не рассматривал. Согласно Ф.Энгельсу (1820-1895), некоторые виды приматов под влиянием изменившихся природных условий вынуждены были изменить образ жизни. Это повлекло необходимость систематического хранения и изготовления орудий труда, которых нельзя было изготовить на месте.
Современный дарвинизм (неодарвинизм) называется синтетической теорией эволюции (СТЭ), возникшей в 20-30е годы ХХ века под влиянием генетики и популяционной биологии. Сущность СТЭ заключается в трактовке эволюции как противоречивого процесса взаимодействия множества внешних и внутренних факторов, реализуемых под давлением естественного отбора в адаптивных преобразованиях популяций. Естественный отбор, слепой и безжалостный, действует в природе подобно селекционеру. Признание естественного отбора главной движущей силой эволюции окончательно утвердило идею о превращении объективно-случайной наследственной изменчивости в адаптивно направленный процесс эволюции, закономерно осуществляемый естественным отбором.
Согласно СТЭ важными факторами эволюции являются природные факторы катастрофического характера. Во-первых, помимо естественной (спонтанной) изменчивости могут происходить генные мутации под влиянием внешних факторов. Мутагенным воздействием обладают радиация, ультрафиолетовое излучение, отравляющие вещества, температурный режим, изменение химического состава атмосферы, вирусы, особенности питания и т.п. Во-вторых, природные факторы могут сделать недостаточным для выживания вида его наличный биологический потенциал, его биологическую эволюцию.
Таким образом, основными факторами антропосоциогенеза были биологические, социальные и природные. Пусковой механизм антропогенеза был «включен» благодаря их совпадению. «Толчком, заставившим его начать работу, послужило маловероятное в принципе пересечение в нужном месте и в нужное время практически независимых друг от друга биологических (формирование у какой-то группы или групп интеллектуально продвинутых гоминоидов предрасположенности к прямохождению), климатических (аридизация) и тектонических (образование Восточноафриканского рифта) процессов. Это случайное стечение обстоятельств закрыло для наших предков возможность адаптации к меняющимся условиям существования обычным – биологическим – путем и подтолкнуло к более активной реализации уже имеющегося у них достаточно высокого интеллектуального потенциала [Вишняцкий, 2009. С. 71-72].
Как биологическое существо современный человек является: вид человек разумный (Homo sapiens), род человек (Homo), семейство гоминиды, отряд приматы, класс млекопитающие. В истории гоминид предстоит много открытий, но в общем виде стадии развития человека выделить можно [Вишняцкий, 2009. С. 36, 81].
Четыре стадии антропогенеза: австралопитеки, архантропы, палеантропы и неоантропы. Одной из переходных форм от высших обезьян (понгид) к человеку является австралопитек (жил 4.2-1.2 млн. лет назад): прямоходящий, использовавший подобранные предметы, но не умевший их обрабатывать.
От них произошли одни из первых представителей рода Homo (люди) – архантропы (1.9 млн. – 600 тыс. лет назад), изготавливавшие около 20 видов орудий труда, обладавшие нечленораздельной речью.
Палеантропы (человек гейдельбергский) жили 600–200 тыс. лет назад. Они пользовались такими же орудиями, но уже умели пользоваться огнем. Сфера, где могли произойти важные изменения – коммуникация. Возможно, они пользовались членораздельной речью.
Последний этап биологической эволюции человека – неоантропы (Homo sapiens, появился в Африке 150 тыс. лет назад). Их прямой предок кроманьонец (возник 40 тыс. лет назад) биологически является человеком современного типа, обладающим развитым сознанием и языком. Общество кроманьонцев характеризуется господством социальных закономерностей над биологическими.
Кроме того, существовал «запасной» вариант человечества - неандертальцы (150-25 тыс. лет назад), которые возникли в Европе из местных палеантропов. Они изготавливали около 60 видов орудий труда, умели добывать огонь и хоронили умерших, что говорит о наличии религиозных верований (первобытного искусства).
Трудности восстановления генеалогии человека состояли в том, что в каждый период эволюции могло существовать несколько параллельных эволюционных линий, исходящих от общего предка. Эволюция приматов не является линейным процессом, вершиной которого должен стать современный человек. Во-первых, эволюционная линия человека представляет собой лишь одну из ветвей генеалогического древа эволюции приматов, которая могла и не состояться, т.к. «цель» биологической эволюции не в появлении сознания, а в приспособлении к окружающей среде. Во-вторых, эволюционная теория, определяя место человека в эволюции, не утверждает абсолютное окончание эволюции человека. В-третьих, «тот вариант антропогенеза, который осуществился в реальности, все же не был ни единственно возможным, ни фатально неизбежным» [Вишняцкий, 2009. С.7].
Линия шимпанзе, ближайших живущих «родственников» человека, отделилась от линии человека 8-6 млн. лет назад, а эволюция человека началась примерно 3-2.5 млн. лет назад. Результатом их эволюции является биологическая специализация (приспособление к определенным условиям существования). По уровню развития они могут стоять на эволюционной лестнице выше непосредственных предков человека (австралопитеков). Чтобы шимпанзе стали гоминидами, необходим основанный на мутациях эволюционный процесс в определенном направлении, который у человека занял несколько миллионов лет.
За 40 тыс. лет человек практически не изменился. Но действие биологических факторов в эволюции современного человека нельзя полностью исключить, так как биологические изменения протекают медленно и сглаживаются социокультурными факторами. В сформировавшемся человеческом обществе естественный отбор ограничен и подавлен. Он перестал играть решающую роль на социальном уровне (возможность оставить потомство есть у любого человека) и главным образом осуществляется на уровне зародышевых клеток. Он сводится к сохранению генофонда, сдерживанию мутаций, устранению нежизнеспособных вариантов человека.
Практической задачей СТЭ является выработка способов управления эволюцией в условиях отсутствия естественного отбора.