Групповая, микрогрупповая и межличностная идентичность оказывают положительное влияние на желание членов группы участвовать в совместной деятельности, сохранять и развивать свою группу, на их экстраролевое поведение и др. Это положительно отражается на результативности работы группы и организации в целом. Вместе с тем, взаимосвязь идентичности и эффективности носит достаточно сложный характер. Это связано как с особенностями структуры самих феноменов эффективности и идентичности, так и с влиянием множества других факторов и условий, от которых зависит их взаимовлияние. Во-первых, в показатели всопринимаемой членами прозводственно-экономической эффективности группы делает вклад прежде всего микрогрупповая идентичность по всем ее компонентам (когнитивному, аффективному и поведенческому). Это значит, что неформальные подгруппы выступают в роли своеобразных посредников в отношениях индивида с группой: сотрудники, сильно идентифицирующие себя со своей подгруппой, воспринимают группу в целом как успешную в профессиональной деятельности.
Во-вторых, на показатели социально-психологической эффективности группы положительно влияют все компоненты межличностной и групповой идентичности, в то время как микрогрупповая идентичность с этим видом групповой эффективности не связана, а в некоторых случаях связана отрицательно. То есть, если работники идентифицируют себя в большей степени с группой в целом, а не с подгруппой, уровень этого вида групповой эффективности возрастает. С социально-психологической эффективностью подгрупп, в свою очередь, положительно связаны микрогрупповая и межличностная идентичность по всем их компонентам. В свою очередь, связь этой эффективности с групповой идентичностью либо очень слабая (по аффективному и поведенческому компонентам), либо – вовсе отрицательная (по когнитивному компоненту). Это значит, что высокая удовлетворенность индивидов подгруппой, их психологический комфорт в подгруппе и содействие подгруппы их развитию наблюдаются тогда, когда члены неформальной подгруппы воспринимают себя прежде всего как часть этой подгруппы, а не группы в целом, идентифицируют себя прежде всего с представителями своей подгруппы.
|
В-третьих, разные уровни идентичности, взаимодействуя друг с другом, оказывают совместное влияние на социально-психологическую эффективность групп и подгрупп. В частности, одновременно высокая групповая и/или межличностная идентичность в сочетании с низкой микрогрупповой идентичностью оказывают положительноек действие на этк эффективность группы. Следовательно, как микрогрупповая и групповая идентичность, так и микрогрупповая и межличностная идентичность в определенной мере взаимоисключают друг друга с точки зрения их действия на социально-психологическую эффективность группы. В социально-психологическую эффективность подгрупп, наоборот, делает вклад сочетание высокой микрогрупповой и низкой групповой идентичности. Внутри неформальных подгрупп микрогрупповая и групповая, микрогрупповая и межличностная идентичность либо взаимоисключают, либо в слабой мере взаимодополняют друг друга, но с доминированием микрогрупповой идентичности в плане влияния на тот или иной показатель социально-психологической эффективности подгруппы.
|
В-четвертых, взаимосвязь идентичности и эффективности зависит от действия некоторых характеристик группы и условий ее жизнедеятельности. В их число входят доверие, мотивация, сплоченность и др. Так, социально-психологическая эффективность группы определяется сочетанием высокой групповой идентичности, группового доверия и низкой микрогрупповой идентичности и микрогруппового доверия, а эффективность подгрупп – сочетанием высокого проявления микрогруппового доверия и микрогрупповой идентичности с низким проявление группового доверия и групповой идентичности. При этом межличностная идентичность и межличностное доверие вносят положительный вклад в социально-психологическую эффективность и группы, и подгруппы. Таким образом, разные феномены отношений в командах – доверие и идентичность – взаимодополняют друг друга, оказывая совместное влияние на эффективность.
Влияние идентичности на эффективность группы во многом зависит и от особенностей мотивации ее членов. В частности, в группах с высокой идентичностью сотрудников снижается эффект «социальной лености» (стремления индивидов уменьшать свои усилия по достижению общей цели в надежде, что другие члены группы справятся с задачей и без них), что положительно сказывается на эффективности.
Кроме того, высокий уровень мотивационного единства и сплоченности группы в сочетании с высоким уровнем групповой и низкой микрогрупповой идентичностью обеспечивает высокую социально-психологическую эффективность группы.