Развитие образовательной деятельности в России




информация общественность исследование образовательный

Проблемы образования, его настоящего и будущего, всегда являлись весьма актуальными для всего общества. Особенно актуальными они становятся сейчас, в современную эпоху формирования информационной цивилизации, в начале нового века и нового тысячелетия.

В последнее время активно развивается новая наука - философия образования, возникшая немногим более пяти десятков лет назад. Что же связывает эти два понятия - философия и образование?

Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце XVIII начале XIX веков Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной педагогики и в сумме образуют так называемую «классическую» систему или модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением. Немецкая философия XIX века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного и университетского образования. И в XX веке крупнейшие мыслители размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов. Назовем хотя бы имена В. Дильтея, М. Бубера, К. Ясперса, Д.Н. Уайтхода. Их наследие - золотой фонд философии образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, но выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века в Колумбийском университете (США) создается общество, цели которого - исследование философских проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ и др. Философия образования занимает важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. В целом повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

На достижение основной цели и решение задач развития образования, кроме средств федерального бюджета предполагается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем реализации совместных проектов в рамках федеральной и региональных программ развития образования. Также планируется привлечение средств из внебюджетных источников.


Таблица 1 - Запланированный объем финансового обеспечения образовательных учреждений

Источники финансирования Объем финансирования, в том числе по годам (млн. руб.)
  всего          
Всего 61952,35 9485,20 10360,97 12740,85 13622,23 15743,11
Федеральный бюджет 45335,02 7847,7 7518,44 9300,87 9836,08 10831,93
Прочие источники в том числе: 16617,33 1637,5 2842,53 3439,98 3786,15 4911,18
Бюджеты субъектов Российской Федерации 12501,75 1161,23 2133,82 2486,79 2831,63 3888,28
Внебюджетные источники 4115,58 476,27 708,71 953,19 954,52 1022,9

 

В результате реализации ФЦПРО будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания Общенациональной системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования. Также будет обеспечено опережающее развитие ряда отечественных вузов, как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.

Вместе с тем, принимаемые меры не обеспечивают необходимого темпа и эффективности преобразований в сфере образования. Успешная реализация приоритетных направлений развития образования затруднена, в том числе, из-за неполноты полномочий федеральных органов управления образованием. Прежде всего, необходимы полномочия по обеспечению совместной деятельности, координации взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием, заинтересованной общественности в деле последовательного обновления системы образования.

Эффективное выполнение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2007-2011 годы, приоритетных национальных проектов невозможно без адекватного изменения законодательной и нормативной правовой базы.

До настоящего времени оценка и контроль качества образования проводились структурно разрозненными, нормативно и методически не связанными подразделениями органов управления образованием практически всех ветвей федеральной и региональной власти, муниципальных органов. В течение десяти лет после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» не удалось сформировать государственную аттестационную службу. Все это сказалось и продолжает сказываться на снижении качества образования.

В связи с этим необходимо пересмотреть положения действующего законодательства в области образования с учетом возможности создания уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, передав им функции лицензирования, аттестации, государственной аккредитации, а также надзора за деятельностью образовательных учреждений и контроля качества образования в образовательных учреждениях соответствующих типов.

Эффективное управление в системе образования невозможно без наличия в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих норм о привлечении лиц и организаций, не исполняющих или нарушающих законодательство об образовании, к ответственности.

С учетом специфики реализации права на образование и возникновения образовательных правоотношений, представляется целесообразным дополнить главу 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об образовании.

Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века.

Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации».

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующему:

) недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

) плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

) низкая заработная плата педагогов;

) доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Таким образом, платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

– большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;

– отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;

– большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: