Основные участники образовательной деятельности в России




 

Участниками образовательной деятельности являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, структуры и органы управления системой образования.

Органы государственной власти осуществляют общее руководство образовательным процессом, тогда как органы местного самоуправления руководят конкретными образовательными учреждениями. Таким образом, органы гос. власти и местного самоуправления образуют два уровня единой системы управления образовательным процессом.

Структура современной российской системы образования:

· Дошкольное образование. Не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

· Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

· Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения - 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

· Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Высшее профессиональное образование.

· Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Они могут заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Дошкольное образование в России призвано обеспечить интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется:

· в учреждениях дошкольного образовании

· в учреждениях общего образования (предшкола)

· в учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка)

· дома в семье.

Нормативно-правовая деятельность дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Система дошкольного воспитания, ее образовательные учреждения призваны обеспечить удовлетворение потребности населения, семей, имеющих детей дошкольного возраста, в образовательных услугах. Это подчеркивается в Концепции дошкольного воспитания, провозглашено в Законе РФ «Об образовании» и Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. Дошкольные образовательные учреждения выделены в самостоятельный тип образовательных учреждений и определена возможность их видового разнообразия. Образовательная программа дошкольного образования выделена как самостоятельная образовательная программа из общеобразовательных программ. При этом образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными. Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

С начала 2008 года российские детские сады впервые за 85 лет своего существования в качестве государственных учреждений лишились финансирования из федерального бюджета. Их содержание теперь целиком возложено на местные власти. Муниципалитеты обладают ограниченными возможностями для маневрирования между бюджетным дефицитом и платежеспособностью родителей.

С 1 января 2008 года в рамках мероприятий по улучшению демографической ситуации родители, чьи дети посещают государственные и муниципальные детские сады, начали получать такие компенсации. Компенсации в государственных и муниципальных учреждениях рассчитываются следующим образом: 20% платы за содержание - за первого ребенка, 50% - за второго ребенка и 70% - за третьего и последующих детей. Размер компенсации определяется исходя из размера фактически внесенной родителями платы за содержание ребенка в указанных учреждениях.

Общеобразовательная средняя школа - учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования. Образовательные учреждения, дающие общее среднее образование включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, обучение в них продолжается 11 лет. Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет.

Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Существует два основных способа деления учебного года.

· Деление на четыре четверти. Между каждыми четвертями есть каникулы («летние», «осенние», «зимние» и «весенние»).

· Деление на три триместра. Триместры разбиты на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами между III и I триместрами.

В конце каждой четверти или триместра выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года - годовая оценка. При неудовлетворительных годовых оценках, ученик может быть оставлен на второй год.

В конце последнего класса, а также в конце 9 класса ученики сдают экзамены по части предметов. По результатам этих экзаменов и годовых оценок выставляются оценки в аттестат зрелости. По тем предметам, по которым нет экзаменов, в аттестат ставится годовая оценка.

В большинстве школ принята 6-дневная рабочая неделя (выходной - воскресенье), ежедневно по 4-7 уроков. При такой системе приняты уроки длиной 45 минут. Также возможно обучение 5 дней в неделю, но с большим числом уроков (до 9), или с большим числом более коротких уроков (по 35-40 минут). Уроки разделяются переменами по 10-20 минут каждая. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом может по усмотрению учителя и не быть).

Обязательно обучение до 9 класса, обучение в 10 и 11 классе не является обязательным для всех детей. После 9-го класса выпускник получает аттестат об основном среднем образовании и может продолжить обучение в профессиональном учебном заведении (ПТУ, СПТУ), где помимо прочего также возможно окончание обучения по программе полного среднего образования, или в средне-специальное (техникум, колледж, ряд училищ: медицинские, педагогические), где может получить среднее-специальное образование и квалификацию, как правило, техника или младшего инженера, или даже сразу начать работать. После окончания 11-го класса ученик получает свидетельство о полном среднем образовании - Аттестат о полном общем образовании. Для поступления в высшее учебное заведение обычно требуется полное среднее образование: аттестат средней школы, либо документ об окончании среднего профтехучилища, либо диплом техникума, а также результат ЕГЭ (единого госэкзамена).

С 2010 года Единый государственный экзамен приобрел статус обязательного и является единственной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школы.

В системе общего образования могут также быть специализированные средние школы или отдельные классы (предпрофильные и профильные): с углублённым изучением ряда предметов - иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т.п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации. В последнее время развивается сеть школ полного дня, где дети не только получают общее образование, но с ними проводится большой объем внеурочной работы, действуют кружки, секции и другие объединения дополнительного образования детей. Школа вправе предоставлять дополнительные образовательные услуги обучающемуся только в случае заключения с его родителями (законными представителями) Договора оказания дополнительных образовательных услуг, с момента заключения такого договора и на период его действия. Дополнительные образовательные услуги оказываются сверх и не могут быть оказаны взамен или в рамках основной деятельности.

Кроме общеобразовательных школ в России, есть и учреждения дополнительного образования детей - музыкальные, художественные, спортивные и т.д., которые не решают задач общего образования, а ориентированы на цели развития у детей творческого потенциала, выбора ими жизненного самоопределения, профессии.

Высшее образование. В Российской Федерации существует три вида высших учебных заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет.

Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет.

Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.

Учебному заведению право вести образовательную деятельность дает лицензия. Лицензия - это государственный документ, разрешающий вузу (или его филиалу) заниматься подготовкой специалистов в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензию обязаны иметь как негосударственные, так и государственные вузы. Этот документ выдается на 5 лет. По истечении срока действия лицензии деятельность вуза является незаконной. Лицензия вуза или филиала должна иметь приложения. В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку специалистов. Если специальности, на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов по этой специальности является незаконным.

В Российской Федерации существуют различные формы собственности учебных заведений: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) и негосударственные (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу.

сентября 2010 года на Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» министры 33 европейских стран подписал Болонскую декларацию. Со стороны России свою подпись поставил министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. Это решение закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для РФ это означает, что она обязуется до 2011 года воплотить в жизнь основные цели и принципы Болонского процесса. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени - наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Сегодня в российской системе образования магистратура входит в структуру высшего профессионального образования. На сегодняшний момент выпускники вузов могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста или магистра по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все лица, получившие степень бакалавра наук, могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.

Квалификация инженера по специальности может быть получена в системе подготовки без получения степени бакалавра.

Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера.

В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.

Итак, существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет повлек за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. На фоне общего демографического спада России в перспективе 15 - 20 лет, и принимая во внимание тот безусловный факт, что, начиная с 2009 г., число выпускников школ сократится в полтора раза, Россия имеет дело с острой проблемой. При замораживании нынешней ситуации в ряде регионов избыточность предложения на рынке образовательных услуг уже через два-три года привела бы к полному исчезновению конкурсного начала при приеме в вуз - с разрушительными последствиями для качества образования.


Заключение

 

Методы сбора и анализа PR-инфорации могут быть классифицированы следующим образом.

Эмпирические, или бихевиористические, методы PR-исследований начали активно использоваться на рубеже XIX-XX столетий в связи с практической потребностью в объективных знаниях политической действительности, связанной, прежде всего, с участием граждан в политике.

Важное значение в эмпирических исследованиях имеет изучение проблем политического поведения, общественного мнения, политической культуры, ментальности, системный анализ общественно-политических структур, комплексное изучение проблем социального управления, анализ политических институтов, планирование и прогнозирование политических процессов.

Бихевиористические методы свое название получили от английского слова behavior - поведение. Они характеризуются как способ исследования социально-политических явлений с точки зрения анализа поведения отдельных людей и групп. В США, например, общественные науки, которые широко используют этот метод, получили название бихевиоральных. Бихевиоризм, согласно которому явления политической жизни проистекают из природных особенностей людей, играет очень важную роль в политических исследованиях. Согласно этого метода, стремление к власти является доминирующей чертой психики и сознания, решающим фактором политической активности. В основе метода - категория политического поведения, которая рассматривается под углом зрения «стимул - реакция». Под политическим поведением имеют в виду действия личности, которая играет определенную политическую роль, независимо от того, осознанно или неосознанно это происходит. Исходя из этого, рассматриваются процессы политической социализации личности, общественное поведение и некоторые другие актуальные проблемы политологии.

Анализу политического поведения предшествует получение эмпирической информации одним или сразу несколькими методами:

- непосредственным наблюдением;

- контент-анализом документов и информационных потоков;

- экспериментом;

- анкетным опросом;

- интервью.

Использование бихевиористических методов их приверженцы обосновывают тем, что все формы взаимоотношений являются результатом действий и взаимодействий индивидов и связей между ними. Бихевиористические исследования сосредоточены на нескольких основных направлениях. Важнейшим из них является электоральное поведение граждан. Исследования электорального поведения можно разделить на четыре группы направлений:

1. «Микро-микро» - исследования, в которых изучаются связи между биографическими данными человека, его ролями и мотивациями в объединении с политическими настроениями и решениями.

2. «Макро-макро» - исследование влияния структурных связей на уровень политических решений, стабильность и направленность «микро-микро» - связей.

. «Микро-макро» - исследования влияния граждан на политику, стратегию и тактику политических структур (партий, общественных организаций, движений, процедуры принятия решения).

. «Макро-микро» - исследования, связанные с функциями системы структурных ограничителей поддержки, стабилизации всей политической системы.

Количественные методы тесно связаны с бихевиористическими, поскольку политическая практика, которая требует определения политических процессов и явлений, исходит из понимания принципиальной возможности исследования последних. Приверженцы бихевиористического метода активно используют количественные методы обработки информации. Прежде всего через использование ЭВМ в сфере исследования политических ориентаций, позиций и поведения граждан относительно политических институтов общества, выборов. Среди количественных методов больше всего используются контент-анализ, статистический метод, опрос общественного мнения, эксперимент.

Используют контент-анализ и во время изучения сообщений различных средств массовой информации про одно и то же событие или человека. Таким способом, проанализировав большое количество сообщений традиционной, радио- и электронной прессы, можно получить достаточно объективный срез общественного мнения по этому поводу. В свою очередь, проследив в течение достаточно длительного времени сообщения конкретного средства массовой информации, можно оценить и собственные политические симпатии и антипатии данного издания или телерадиокомпании.

Статистический метод исследования политической активности ставит своей целью изучение и анализ закономерностей в поведении избирателей, в зависимости от специфики избирательных округов, состояния общественного сознания граждан. Он базируется на исследовании результатов голосования избирателей на выборах, референдумах, опросах и данных государственных статистических органов.

Опрос общественного мнения может проводиться непосредственно (в так называемых «полевых условиях»), с помощью анкетирования, интервью через средства массовой информации (телефон, телевидение, радио, пресса, почта), через компьютерные сети. Техника опроса базируется прежде всего на основе заранее разработанных анкет, которые состоят из закрытых и открытых вопросов.

Достаточно часто в политической практике используют так называемые экспертные опросы, когда респондентами выступает не большое количество граждан (от нескольких сотен до нескольких тысяч опрошенных), а сравнительно немного специалистов, которые занимаются проблемами политики. При соответствующем подборе экспертов и соответствующем уровне их квалификации результаты таких опросов могут быть очень полезными.

Лабораторные эксперименты используются во время моделирования политических ситуаций с целью разработки правдоподобного сценария возможных политических событий и соответствующих политических решений. Суть эксперимента, как правило, состоит в том, чтобы найти связи между психологическими, политическими и другими качествами людей, которые принимают политические решения, с их возможным политическим поведением.

Использование различных методов и подходов дает возможность получать наиболее полное и правдивое представление о политическом процессе и на базе этого принимать оптимальные политические решения.

 

 


Список литературы

 

1. Блажнов Е.А. Public relations. - М.: Дело, 2009.

2. Блэк С. Public relations. Что это такое? - М.: Мысль, 2009.

. Блэк С. Введение в public relations. - М.: Приам, 2007.

4. Вопросы социологических исследований. / Сост. Кабаева О.О. - М.: ВЛАДОС, 2010.

. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент PR. - Спб.: Проспект, 2011.

. Касьянов В.В. Социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

7. Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

8. Мирошниченко А.А. Public relations в общественно политической сфере. - М.: Дело, 2008.

. Социологические исследования. / Под ред. Ждановой А.Л. - СПб.: Питер, 2008.

10. Социологические исследования. / Под ред. Тихонова П.М. - М.: ИНФРА-М, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: