Письмо к папе Стефану о соборе
Киприан и прочие брату Стефану желают здоровья.
Чтобы привесть в порядок и обсудить oбщим соборным исследованием некоторые дела, мы почли нужным, возлюбленнейший брат, собравши воедино многих священников, созвать и открыть собор, на кoтoрoм многое oбсуждено и пoрешено. Нo тебе надобно написать и с твоею степенностию и мудростию снестись преимущественно о том, что имеет ближайшее отношение к власти священства, к единству и достоинству кафолической Церкви, происходящему от богоустановленного порядка, именно но о том, что людей, принявших пoгpужение на cтoронe вне Церкви и осквернившихся у еретиков и раскольников нечестивою водою, когда они обращаются к нам и к Церкви, кoтoрая едина, надобно крестить, потому что одного возложения рук для принятия Смятого Духа было бы еще недостаточно для них, если бы они не получили c тeм вместе и церковного крещения. Только тогда они могут вполне освятиться и соделаться чадами Божиими, кoгдa вoзрoдятся oбoими таинствами, по Писанию: аще кто не родится водою u Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Да и в Деяниях Апостольских находим, что это правило было тщательно соблюдаемо апостолами и в иcтине спаситeльной веры хранимо. Так, когда в дoмe Корнелия сoтника на бывшиx там язычникoв, гоpевших плaмeнем вeры и всем cepдцем веpовавших в Господа, coшeл Дух Святой и они, иcполнeнныe Им, благословляли Бога разными языками, то блаженный aпoстoл Петр, несмотря на все это, помня Божественную заповедь и Евангелие, повелел, однако же, крестить их, уже исполнившихся Святого Духа, для тогo, чтoбы ни в чeм не было и вида опущения и апостольские чиноначалия всецелo и во всем соблюли закон Божественной заповеди и Евангелия. А что крещение, употребляемое еретиками, не есть крещение и никто из противников Христа не может преуспевать благодатию Христовою, о том недавно со всем тщанием изложено нами в письме, писанном об этом предмете к служителю нашему в Мавритании Квинту, а также и в письме, еще прежде написанном товарищами нашими к соепископам нумидийским: списки с обоих этих писем при сем прилагаем.
|
К тому, возлюбленнейший брат, по общему согласию и власти, мы прибавляем и присовокупляем, что пресвитеров и диаконов, которые или, быв рукоположены сначала в кафолической Церкви, в последствии времени сделались изменниками и возмутителями против Церкви, или же у еретиков лжеепископами и антихристами, вопреки распоряжению Христову, нечестивым рукоположением поставлены, и наперекор единому и Божественному алтарю старались приносить на стороне ложные и святотатственные жертвы, — что и их, когда обращаются, надобно принимать под тем условием, чтобы они допускались к общению как простые миряне. Довольно с них и того, что, бывши врагами мира, они приемлют мир; но никак не следует оставлять при них, по возвращении к нам, те оружия рукоположения и чести, коими они против нас воевали. Ибо священники и служители, предстоящие алтарю и священнодействиям, должны быть чисты и непорочны, как говорит Господь Бог в книге Левит: Человек... аще коему будет на нем порок, да не приступит приноситu дары Бога своего (Лев. 21, 17). То же самое заповедует и внушает Он и в книге Исхода словами: жерцы же приступающии ко Господу Богу да освятятся, да не когда погубит от них Господь (Исх. 19, 22). И еще: егда приходят служити к жертвеннику святыни и да не наведут на ся греха, да не умрут (Исх. 28, 43). А какой же грех может быть тягче или какой порок безобразнее того, как противостать Христу, как разорять Его Церковь, которую Он стяжал и создал Своею Кровию, как, забывши евангельский мир и любовь, с яростию вражескою несогласия восставать против единодушного и согласного народа Божия? Хотя в последствии времени они сами возвращаются в Церковь, однако же они никак не могут с тем вместе ни восстановить, ни призвать с собою всех тех, которые, быв обольщены ими и застигнуты смертию вне Церкви, погибли без общения и мира и которых души в день суда взыщутся от рук тех, кои были виновниками и руководителями их погибели. Потому довольно таким людям при обращении их дать одно прощение; но отнюдь не следует в доме веры возвышать вероломство. Ибо если мы почтим тех, кои отошли от нас и восстали против Церкви, то что же оставим у себя для добрых и невинных, не отпадающих от Церкви?
|
Все это мы доводим до твоего сведения, возлюбленнейший брат, сколько по общему уважению, столько же и по простой любви к тебе, будучи уверены, что по истинному твоему благочестию и вере ты одобришь все то, что благочестно и вместе истинно. Впрочем, мы знаем, что некоторые, раз принявши что-нибудь, ни за что не хотят уже, отказавшись от принятого, переменить своих мнений и держатся однажды допущенных у себя злоупотреблений, не разрывая, однако же, союза мира и согласия с товарищами своими. В этом деле и мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковию по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу.
|
Желаем тебе, возлюбленнейший брат, всегда здравствовать.
Преп. Викентий Леринский. Из "Памятных записок Перегрина"
Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков
(отрывок)
XXVII. Что же делать, спросит кто-нибудь, людям - православным и сынам матери Церкви, если божественными глаголами, изречениями, обетованиями пользуются и диавол и ученики его, из коих одни - лжеапостолы, другие - лжепророки и лжеучители, все же вообще - еретики? Как им отличать истину от лжи по отношению к святым Писаниям?
Так, как написали мы по Преданию святых и ученых мужей в начале настоящей памятной записки. То есть, они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать священное Писание по Преданиям всеобщей Церкви и по правилам (regula) вселенского догматического учения, в самой же Вселенской и Апостольской Церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, погрешительное разномыслие одного или меньшинства против согласия всех или по крайней мере большинства православных, то погрешению части они должны предпочесть непогрешность всеобщности, а в самой всеобщности благоверие старины - непотребству новизны; наконец, в самой же древности, безрассудству одного или меньшинства предпочитать, во-первых, общие, если есть они, решения всеобщего собора, а если их нет, то, во-вторых, следовать самому сподручному, - согласным между собой мыслям большинства великих учителей. Если наблюдем это, при помощи Божией, верно, благоразумно и тщательно; то без большого труда можем узнать заблуждения появляющихся еретиков.
XXVIII. После сего следует, кажется, чтобы я примерами изъяснил, как надобно узнавать и осуждать непотребные новизны еретиков через приведение и сличение согласных между собою мыслей древних учителей. Впрочем, это древнее согласие святых отцов мы должны с большим усердием отыскивать и принимать по отношению не ко всем вопросам из Божественного Закона, но, главным образом, только относительно правила веры.
С другой стороны, не всегда и не все ереси должно обличать этим способом, но только недавние и новые, то есть впервые показывающиеся, пока не успели они, по самой краткости времени, извратить правила (regula) древней Веры, и пока не покусились еще, дальнейшим распространением яда, растлить сочинения предков.
На ереси же распространившиеся и застаревшие мы отнюдь не должны нападать этим путем, потому что они в течение долгого времени постоянно имели случай воспользоваться истиной. Какие бы ни были непотребства расколов или древнейших ересей, мы должны или поражать их, если нужно, не иначе авторитетом Писаний, или же бегать их, как пораженных уже и осужденных вселенскими соборами православных пастырей церкви.
Итак, когда впервые начнет пробиваться гниль какого-нибудь вредного заблуждения и для защиты себя похищать какие-нибудь слова из святого Закона и изъяснять их ложно и коварно: то, при толковании Канона, немедленно должно собрать мысли предков, дабы при помощи их, с одной стороны, со всею очевидностью открыть, а с другой - без нового рассмотрения осудить все, что только окажется новым и непотребным.
Но мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомышленников принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека.
Архиеп. Аверкий (Таушев). Православие истинное и православие фальшивое.
"...Много разных знаний ты нахватал, о, русский человек, за твою долгую скитальческую жизнь, но не знаешь твоей веры, не знаешь высшей науки из наук — христианства. И не думай, что это незнание маловажно, о нет! Последствия его могут быть гибельны, особенно теперь, когда даже иерархи шатаются, духовно слепнут и уходят по ложным путям.
Не людям, не отдельным личностям и их мнимой святости надо верить, а Св. Церкви, Ея Учителям, св. Отцам, которые изложили свое учение в своих творениях, которые дали нам ясное познание внутренних судеб Христианской Церкви и Ее развития, и раскрыли нам водворение и воплощение в жизни человечества новых нравственных начал, внесенных в мир Христианством.
В V веке, во время гонений на православных от ариан, происходили все те же подвиги вольных страданий истинно верующих за чистоту догматов св. Церкви. Многие православные епископы были изгнаны и заменены арианами, но народ отказывался от общения с еретиками и собирался для молитвы в пустынных местах под открытым небом. Имп. Валент, арианин, приказал своему военачальнику Модесту силою разгонять эти собрания и ослушников предавать смерти. Модест, желая избежать кровопролития, обнародовал императорский указ, но собрания продолжались. Тогда военачальник, взял воинов, отправился привести в исполнение приказ царя, но по дороге встретил женщину, которая поспешно шла на молитвенное собрание, ведя за руку ребенка. "Куда идешь?" — закричал Модест, — "я никого не буду щадить, тебя и ребенка твоего там ожидает смерть". — "Я это знаю, — отвечала женщина, — потому и спешу, чтобы с ребенком своим удостоиться мученической смерти". Модест уведомил царя о ревности народа к истинной вере и умолял отменить распоряжение. Имп. Валент смягчил указ, но изгнал многих священнослужителей, несогласных на общение с арианами. Народ встречал и провожал изгоняемых, как святых, и ревность к истинной вере не угасала"...
Свт. Филарет (Вознесенский). Православие в современном мiре. Значение анафемы
"...мне хотелось бы повторить то, что уже приходилось говорить не один раз, но приходится повторять потому, что, во-первых, это забывается, а, во-вторых, потому, что мнoгиe этого не слышали раньше и задают вопросы: каким это образом Православная Церковь в неделю Православия проклинает тех, кто заблудился, кто отошел от Православия и от Церкви и почему она их проклинает? Это слишком сурово, это слишком жестоко!
Да будет известно каждому, что Церковь никогда и никого не проклинает. Слово "проклятие" - страшное слово. И в Евангелии мы знаем одно только указание, когда это страшное слово будет произнесено Тем, Кто один только может его произнести, - когда на Страшном Суде грозный Судия тем, кто был неверен Ему, скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".
Он только один может это сказать, а мы никого не проклинаем. Анафема, возглашаемая Церковью, есть никак не проклятие, не призывание на голову человека кары и гнева Божия, а только отлучение от Церкви, отлучение от нея того, кто фактически перестал в ней уже состоять. В Церкви состоит и ея членом является только тот, кто верен ей.
Вчера мы приводили слова Спасителя: "Кто Церковь не слушает, тот все равно, что язычник н мытарь", т. е. перестал уже быть христианином. О таких Церковь и объявляет, что они себя отсекли от общения с Церковью, перестали слушаться ея материнскаго голоса. И это - не только для сведения других, чтобы они знали это, но и для пользы самих отлучаемых. Церковь уповает, что хоть это грозное предупреждение подействует на них - они содрогнутся, слыша, какому суду Церковь их подвергла за их заблуждения, и одумаются.
Когда-то Апостол Павел писал к Галатским христианам о том, что после него закрались лжеучители, которые старались их сбить столку, проповедуя им не то, что он проповедывал. Указывая Галатам на это, Апостол Павел говорить: "Если не только мы, но и ангел с неба будет вам благовествовать не то, что вы приняли от нас раньше, анафема да будет." Так Апостол и сказал - и после этого снова повторил: "Анафема да будет". Вот потому-то Церковь и возглашает анафему.
Но помните, что провозглашение анафемы соединяется в Торжестве Православия с умилительными молитвами ко Господу о том, чтобы Господь Сам вразумил заблудившихся. Церковь вынуждена о них сказать, что они - анафема, то есть отступники - и отлучаются от Церкви, но она скорбит о них и молится за них, чтобы Господь помог им образумиться и вернуться в лоно матери Церкви"...
Александр Каломирос "Экклесиология"
"Кто устраивает раскол?
Сторонники нового стиля прекрасно поняли важность и обязательность для исполнения XV-го правила. Потому-то они и скрывают фразу: "Ибо они осудили не епископов, а лже-епископов". Все их аргументы, по сути, являются оппозицией этому XV-му правилу, которое диаметрально противоположно их взглядам. Для этих людей епископ является лже-епископом только тогда, когда он осужден Собором. Для них лишить благодати может лишь Собор, а не Бог. Но согласно XV-му правилу, епископ-еретик уже потерял благодать с того момента, как начал публично проповедовать свою ересь. ОН — ЛЖЕЕПИСКОП ДО СИНОДАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
Дерзнувших прекратить поминовение и разорвать общение с епископом-еретиком новостильники называют протестантствующими и раскольниками. Но XV-е правило подчеркивает, что они "не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений". Как можно запретить христианину защищать Церковь от расколов, провоцируемых епископами, которые вносят в Церковь чуждое ей учение? Эти епископы, будь их хоть тысячи, через свои неправославные учения отделяют себя от Церкви Христовой, от Церкви Апостолов и Отцов. Отделяющиеся от таковых епископов обычно малочисленны, и кажется, что именно они и совершают раскол. Имея это в виду, XV-е правило подчеркивает, обращаясь ко всем поколениям христиан: не позволяйте вводить себя в заблуждение внешними формами; устраивает раскол не это малое число пребывающих верными Апостольской Церкви. Раскол устраивают те, кто следуют за епископами-еретиками и отделяются от Церкви Апостолов и Отцов. А малое число отложившихся от таковых епископов, на самом деле, охраняет Церковь от расколов настоящих. Так обязательно это XV-е правило или нет?
"Если клирик действует иначе, т.е., не перестает поминать епископа-еретика и не разрывает общение с ним; если, не придерживаясь учения этого епископа, он продолжает его поминать, в ожидании синодального решения и его осуждения, это правило, — говорят те же новостильники, — нимало не осуждает его". Но если тот, кто прекращает поминовение епископа-еретика и разрывает общение с ним, охраняет Церковь от расколов, то как же тогда тот, кто остается на стороне вносящего раскол, не будет осужденпо XV-му правилу?
Но вот еще один из их восхитительных софизмов: "Никогда, — говорят они, — ни один клирик не заслужил наказания или даже просто порицания за то, что не отложился немедленно от епископа-еретика, но ожидал соборного осуждения последнего". Но каким образом Церковь могла бы наказать клирика, пребывающего вне Церкви? Если после соборного осуждения его епископа он остается верен ему, может ли Церковь наказать его больше, чем она это уже сделала? Она уже осудила его вместе с его епископом. Если он принесет покаяние и раскается после соборного осуждения, если он захочет вернуться в Церковь, даже уже гораздо позже, то как Церковь может, приняв его, наказать? Церковь была научена Господом принимать заблудших так, как сказано в притче о блудном сыне. Церковь стремится спасать души, а не гнать их от себя.
Соборы и лже-соборы
Горе верующему, ожидающему соборного суда! Когда будет возможен созыв собора? И что это будет за собор? Истинный или разбойничий? Когда константинопольские священники перестали поминать своего епископа Нестория, дожидались ли они соборного решения? К счастью, нет. В Константинополе действительно состоялся собор. Каково же было его решение? Осуждение православных и анафема им... Пришлось ждать созыва III-го Вселенского Собора, чтобы все встало на свои места. А если бы обстоятельства сложились иначе, православным еще дольше пришлось бы ждать, пребывая под анафемой, проведения Собора. Какое счастье, что они-то мыслили не так, как те, кто приписывает епископским соборам непогрешимость, которая принадлежит лишь Церкви"...