К естественным морским рубежам




Венианим Григорьевич Богоров

Жизнь моря

 

AAW

«Жизнь моря»: Молодая Гвардия; Москва; 1954

 

Аннотация

 

Известный советский океанолог и гидробиолог в своей книге рассказывает об истории изучения океана, его обитателях, хозяйственном использовании морских ресурсов, о значении его для жизни на Земле.

 

Вениамин Григорьевич Богоров

Жизнь моря

 

 

 

 

Советскому экспедиционному судну «Витязь», его славному экипажу и научному составу посвящает свой труд автор.

 

Великая морская держава

 

 

 

С самых древних времен жизнь народов нашей страны была связана с морем. На морских побережьях располагались поселения наших предков. К морям стремились и обитатели далеких степей и лесов.

Об этом образно сказал великий русский ученый Д. И. Менделеев: «В старых наших сказках зачастую уже говорилось про море‑океан, означая тем инстинктивное стремление из лесов и степей добраться до свободных теплых морей, и вся сознательная история России, особенно со времен Александра Невского и Великого Петра, явно направилась к укреплению на морских берегах, как на местах наступавшей истории человечества, которому, кроме опоры для жилья и почвы для хлеба насущного, нужны и взаимные сношения…»

Море привлекало людей мягким климатом побережий. Летом с моря идет прохлада, зимой на землю идет тепло. И пищу добывать в море было сравнительно легко. Войдя по колено в воду, человек мог без всяких приспособлений набрать моллюсков, раков, червей, нарвать морских водорослей или же нехитрой снастью поймать рыбу. Даже еще проще, когда море во время отлива обнажает дно, можно, бродя по нему, найти что‑либо съедобное. Передвигаться на большие расстояния человеку тоже было легче по воде, нежели прокладывать себе путь среди непроходимых гор, лесов и болот.

Рассматривая древнейшие рисунки в пещерах, старинные вазы и барельефы, мы встречаем на них изображения мореплавателей, морских промыслов, морских пейзажей. С морем связаны легенды и песни различных народов. Фантазия и суеверия древнего человека «населили» море необыкновенными чудовищами, огнедышащими драконами, пожиравшими людей, гигантскими спрутами, опрокидывающими корабли, русалками, сиренами и невиданными животными.

Многообразие морских животных и растений поражает человека до сих пор. Удивительные существа населяют океан. Но все они, однако, не более «чудесны», чем, например, огромный слон или гигантское дерево баобаб, крошечная птичка колибри или растение мухоловка.

Ученые с древних пор интересовались разнообразными явлениями моря и старались объяснить их. Гомер считал, что «неизмеримая Земля имеет вид круглой равнины, окраины которой омываются первобытными водами Океана – тихо текущей глубокой всемирной реки». Но уже в IV веке до нашей эры Аристотель – этот замечательный мыслитель и ученый своего времени – доказывал, что Земля – шар. Веком позже другой древнегреческий ученый, Эратосфен, предполагал, что море занимает две трети всей поверхности Земли, а на долю суши остается только одна треть.

Этим передовым представлениям ученых не суждено было развиться в течение многих веков. Слабость морской техники не позволяла доказать практически, что Земля – шар и что Мировой океан огромен. Кроме того, эти теории, как и все передовое в науке, были встречены с яростной ненавистью средневековыми церковниками, занимавшими в те времена господствующее положение и в науке и в государстве. Учение Аристотеля, утверждения Эратосфена, сделанные еще задолго до возникновения христианства, шли вразрез с библейскими легендами, подрывали авторитет церкви и духовенства. «Безграничность» моря различные религии использовали в своих целях. Там, «за морем», «на краю света» предполагалась некая бездна, куда немедленно должны были бы свалиться отважные путешественники, пожелавшие проверить справедливость религиозных представлений.

Однако когда Магелланом в 1519–1522 годах было совершено первое кругосветное путешествие, удалось практически доказать шарообразность нашей планеты и тем самым нанести серьезный удар церковным басням. Последующие географические открытия и выяснения эволюции живого мира морей подрывали авторитет библейских рассказов о сотворении мира в несколько дней.

Вначале человек на своих легких судах держался только узкой прибрежной полосы. Совершенствуя технику мореплавания, люди стали уходить все дальше в открытое море. Уже давно корабли преодолевают любые пространства Мирового океана.

Успехам мореплавания способствовало создание морских карт с точным очертанием берегов и отметками глубин дна, опубликование лоций – книг, описывающих берега и условия плавания в данном районе.

Развитие морского флота сократило время, необходимое для преодоления расстояния между континентами. Океаны и моря, которые раньше разъединяли страны, стали их соединять удобной морской дорогой, значительно облегчив экономическое и культурное общение различных государств.

Неудивительно, что море стало кормильцем миллионов людей. Рыба и другие «дары» моря – обычная пища человека. Морской промысел дает в год более 25 миллионов тонн рыбы и других продуктов. Советский рыбный промысел занимает первое место в мире. Достаточно сказать, что по плану пятой пятилетки будет добываться в год более 3,5 миллиона тонн рыбы. По содержанию белка это равноценно мясу почти 70 миллионов коров.

Небезинтересно привести еще несколько цифр, характеризующих морские богатства. С одного гектара морского дна можно снять урожай водорослей в 12 тонн, а на одном гектаре поля вырастает всего около 4 тонн травы. На культурных мидиевых отмелях можно собрать с каждого гектара 8–10 тысяч килограммов съедобных моллюсков. У южных берегов Камчатки бывали случаи, когда за двое суток траулер добывал до 250 тонн камбалы.

Морские богатства могут быть использованы для питания людей шире, чем это имеет место в настоящее время, а также и для увеличения кормов домашних животных, выработки медицинских препаратов и для неизмеримо большего использования в технических целях.

Взглянем на карту нашей Родины! Мы увидим, что две трети советских берегов омываются морями. Семь морей – Белое, Карское, Лаптевых, Восточно‑Сибирское, Охотское, Азовское и Аральское – целиком входят в пределы Советского Союза. В морях Балтийском, Баренцовом, Черном, Каспийском, Японском, Беринговом и Чукотском большая часть береговой линии принадлежит нашей стране.

Морские границы СССР тянутся почти на 50 тысяч километров.

Множество советских людей связано с морем. Тысячи и тысячи рыбаков добывают для нашего народа миллионы тонн рыбы. Специальные заводы приготовляют разные рыбные продукты, чтобы трудящиеся наших городов и сел имели круглый год вкусную и питательную пищу. Вся жизнь, все интересы моряков военного, торгового, рыбного флотов неотделимы от моря. «На палубе – дома, на берегу – гость». Действительно, для советского моряка корабль – часть родной земли.

Целая армия научных работников посвятила свою деятельность раскрытию «тайн океана». Вузы Советского Союза постоянно готовят биологов, ихтиологов, гидрологов, метеорологов, физиков, гидрохимиков, геологов, бактериологов, инженеров‑конструкторов океанографических приборов, кораблестроителей. Они будут работать в научных экспедициях и береговых станциях, опускаться на дно моря, делать открытия в лабораториях, наблюдать с гидросамолетов за миграцией рыб, ловить диковинных морских животных и водоросли, охотиться за китами, конструировать приборы и строить новые корабли. Научные работники своей самоотверженной работой помогают овладеть многими «тайнами» моря, стать его полным хозяином, поставить на службу человечеству.

 

 

К естественным морским рубежам

 

Замечательна история освоения морей народами нашей страны. Смелыми мореходами были наши предки – славяне. За несколько сот лет до известных походов Олега и Игоря на Царьград славяне на своих лодках‑однодревках, с нашитыми для морского плавания по бортам досками, бороздили Черное и Балтийское моря.

Славянские племена, населявшие громадные бассейны рек, впадавших в Черное, Каспийское и Балтийское моря, естественно, искали выхода по этим рекам к морю.

Славянские мореходы были известны и за пределами своей родины. Их охотно нанимали на службу другие государства. Так, Доброгаст в VI веке командовал византийской эскадрой.

В начале VII века славяне были частыми гостями Мраморного, Эгейского, Адриатического морей, да и почти всего бассейна Средиземного моря.

Обитавшие по берегам Балтики поморские славяне считались в те времена такими же хозяевами моря, как датчане и шведы. Они не боялись выходить и за пределы этого «внутреннего» моря. Несколько славянских поселений было основано даже на берегах Британских островов.

Особенно ценились привозимые русскими в Византию и Персию меха, тюленье сало, рыба, янтарь и «кость – рыбий зуб» – так называли тогда клыки моржа. Меха добывались на Севере и в Сибири. Оттуда же привозили клыки мамонта. Тюленье сало и моржовая кость шли с Белого и Баренцова морей, янтарь – с Балтийского моря. Обратно с юга суда плыли на север с тканями, фруктами и вином.

От Ледовитого океана и Балтики до юга Черного и Каспийского морей шли караваны судов.

В начале IX века историк Ибн‑Хордадбах писал: «Пути купцов Русов, а они принадлежат к славянам, шли по Днепру и Черному морю в Византию, по Дону и Волге в Хазарию и через Каспийское море в Персию». Черное море Ибн‑Хордадбах и другие летописцы называют «Русским морем». Это название сохранялось в течение всего раннего средневековья. Генуэзские карты еще в XVI веке именовали Черное море «Русским».

Славяне сами строили такие суда, которые могли ходить далеко и по рекам и по морям – для обширной заморской торговли. О том, что эти суда были достаточно хороши, свидетельствует английский историк Ф. Джен. Он пишет: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительно позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет, в действительности, большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские».

Мирные торговые сношения неоднократно прерывались большими военно‑морскими походами русских. Дело в том, что византийские правители неоднократно нарушали договоры о мирной торговле между «Русью и Греки». Они нападали на «слов» и «гостей», отбирали меха и другие денные товары.

В ответ предпринимались крупные военные походы. Летописи рассказывают нам, как в 860 году на 200 боевых ладьях русские пересекли Черное море. Осада Константинополя продолжалась неделю. Византия не приняла боя и откупилась данью.

В 907 году князь Олег пересек Черное море на 2 тысячах боевых ладей. Победа принесла русским свободу торговли в Византии и многие привилегии. В 941 и 944 годах князь Игорь предпринимал грандиозные походы в Византию. По некоторым источникам, к Царьграду подходила флотилия в 10 тысяч ладей.

В X веке Киевское княжество стало обладателем обширных побережий на севере Черного моря и в Крыму.

Путь «из варяг в греки» шел от Финского залива по Неве, в Ладожское озеро, оттуда по Волхову в Новгород, далее через озеро Ильмень, по Ловати, затем волоком на Днепр в районе расположения нынешнего Смоленска. Само название «Смоленск» произошло оттого, что здесь смолили ладьи перед спуском их в реку после волока. Волоки связывали Днепр с Западной Двиной, Волгой и Северной Двиной.

Другой великий водный путь шел по Волге через Каспийское море, тогда именовавшееся Хазарским. Этот путь связывал нашу страну с мусульманским Востоком, почему он и назывался «арабским».

На Каспий из Киева плыли обычно по Днепру, затем вокруг Крыма в Азовское море, далее вверх по Дону до района теперешнего Волго‑Донского канала. Затем волоком переходили к низовьям Волги и оттуда в Каспийское море.

Замечательные морские пути новгородцев и псковичей через Варяжское (Балтийское) море были освоены одновременно с плаваниями в Черном море.

На острове Готланд и в Швеции поныне находят восточные монеты, привезенные славянами еще в VI–VII веках во время плаваний за византийскими и персидскими товарами.

Русским мореходам на Балтике мешали сильные враги. Много раз нашим предкам приходилось отстаивать свое право плавать в балтийских водах. В 1142 году новгородцы наголову разбили флот шведов, насчитывавший 60 боевых судов. Спустя 45 лет новгородцы переплыли Балтику и в отместку за морской разбой и пиратство разгромили тогдашнюю столицу Швеции – Сигтуну. В качестве военных трофеев они привезли чугунные ворота, которые установили в храме новгородской Софии.

В XIII веке татарское иго отрезало Русь от южных морей. Пользуясь ее ослаблением, шведы и немцы оттеснили русских от берегов Балтийского моря.

Оторванные от южных морей и Балтики, русские сильно развили мореплавание на Севере. Плавания русских по Студеному морю (Северному Ледовитому океану) к берегам Шпицбергена (русские звали его Грумантом), к Новой Земле, в устье Оби, вдоль сибирских берегов полны героизма. Сюда их влекла свободная жизнь в крае, богатом ценной рыбой, пушниной, морским зверем и птицей. Тут же устраивались соляные варницы.

В XII и XIII веках русские прочно обосновались на берегах Белого моря, на мурманском побережье. В глубине Кольского залива был основан город Кола, существующий и поныне. В XV веке была открыта Новая Земля.

Долгие годы Север был единственным «окном в Европу». Активность поморов была очень велика. В XV веке русские ранее иностранцев обошли с севера Скандинавский полуостров. Они торговали с Норвегией и Данией.

В это время поморы уже освоили плавание из Белого моря в Обь, Енисей и далее на восток.

В устье Тазовской губы они заложили в 1601 году город Мангазею. Новый город развивался быстро, через него шла большая торговля с Сибирью. Морской путь в Мангазею продолжался три‑четыре месяца. Можно себе представить смелость и отвагу русских людей, совершавших эти плавания в суровых условиях в неведомые земли.

В предвоенные годы советские полярники нашли у берегов Таймыра реликвии старинной русской экспедиции. Так было установлено, что поморы еще в начале XVII века прошли вдоль восточного берега Таймыра, а возможно, что они уже тогда доходили и до устья Лены. Следовательно, неправильно утверждение, что Норденшельд впервые в XIX веке обогнул мыс Челюскин.

Выходу русских к тихоокеанским берегам предшествовали замечательные походы Ермака за «Камень», как тогда называли Урал.

Как только Русь освободилась от татарского ига и объединилась под руководством Московского государства, началась борьба за подступы к западным и южным морям. Первые успехи были достигнуты уже при Иване III.

Иван Грозный, завоевав Казанское и Астраханское царства, открыл путь к Каспийскому морю. Он вел продолжительную войну с Ливонией за выход к Балтийскому морю.

Несмотря на некоторые успехи в продвижении к морю со второй половины XVI века, все же, по отзыву К. Маркса, «ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великою. Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья».

Вот почему Петр I говорил, что он согласен «за каждый квадратный фут моря дать квадратную милю земли».

Все попытки пробиться к морю и обосноваться на его берегах до Петра I велись как сухопутные войны. Петр I одерживал победы не только на суше, но и на морях – Азовском и Балтийском.

27 июля 1714 года в Гангутском сражении русские моряки разбили и взяли в плен шведский флот. По своему значению эта победа была равна Полтавской. «Окно в Европу» было «прорублено». С тех пор русский флот господствует на Балтике.

Освоение наших южных морей произошло позже. Здесь России пришлось вести длительные войны, особенно с Турцией. Они связаны с именами крупнейших русских флотоводцев. Такими, как адмирал Спиридов, разгромивший в 1770 году турецкий флот при Чесме; адмирал Ушаков, взявший остров Корфу и заложивший в 1783 году город Севастополь (что значит «Город славы»); адмиралы Сенявин, Лазарев, Нахимов, Корнилов и многие другие, содействовавшие в XIX веке обоснованию России на естественных границах на Черном море.

 

 

Михаил Петрович Лазарев.

 

Громадное значение для освоения дальневосточных морей имело предпринятое адмиралом Невельским исследование Амурского края и Сахалина. До этого связь с Дальним Востоком осуществлялась очень трудным северным путем, через Охотск.

В 1858 году к России отошло все Приморье, а в 1860 году в бухте Золотой Рог был основан город Владивосток («Владей востоком»). С этого времени появляется на Тихом океане постоянный русский флот.

 

 

Геннадий Иванович Невельской.

 

Русские моряки всегда героически защищали границы своей родины и вписали много славных страниц в историю нашей страны. После первой мировой войны и гражданской войны Советскому государству пришлось создавать флот почти заново. Были созданы флоты на Севере, Балтике, Черном море, Каспии и на Тихом океане.

Могущество советского флота испытали на себе наши враги в Великую Отечественную войну.

Талантливые советские моряки оказались достойными преемниками Ушакова, Нахимова и других передовых людей, создавших славу русскому флоту. Более 400 моряков получило звание Героя Советского Союза. Свыше 160 тысяч награждены орденами и медалями.

В результате исторических побед, одержанных Советским Союзом над гитлеровской Германией и империалистической Японией, нашей стране возвращены издревле принадлежавшие ей земли: на Баренцовом море – Печенга, на Балтике – Калининградская область, на Черном море – Измаильская область, на востоке – Южный Сахалин и Курильские острова. Наша Родина теперь имеет естественные морские границы, соответствующие ее географическому положению, истории, необходимой связи с внешним миром и рациональному использованию морей, омывающих советские берега.

Советский Союз является великой, морской державой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: