Ременные передачи – это передачи трением с гибкой связью.
Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с натяжением и передающего окружную силу с помощью трения (рис. 3.1.1). Предусматривается также натяжное устройство. Возможны передачи с двумя или несколькими ведомыми шкивами.
Рис. 4.1.1 Ременная передача
Основное применение ременные передачи имеют: а) для привода от электродвигателей небольшой и средней мощности машин-орудий; б) для привода от первичных двигателей (внутреннего сгорания) электрических генераторов, сельскохозяйственных и других машин.
Ремни выполняют с сечением в виде узкого прямоугольника – плоские ремни (рис. 4.1.2, a), трапециевидного сечения – клиновые ремни (рис. 4.1.2, б) и поликлиновые ремни (рис. 4.1.2, в); круглого сечения – круглые ремни
(рис. 4.1.2, г).
Наиболее широкое распространение в машинах имеют клиновые и плоские ремни. Плоские ремни применяют как простейшие, испытывающие минимальные напряжения изгиба на шкивах; клиновые и поликлиновые – в связи с их повышенной тяговой способностью. Круглые ремни применяют для передачи малых мощностей, преимущественно в приборах, настольных станках, швейных и бытовых машинах.
Рис. 4.1.2 Формы поперечного сечения ремня
а - плоские ремни; б - клиновые ремни; в) поликлиновые ремни;
г) круглые ремни
Клиновые ремни в передаче применяют по нескольку штук, чтобы варьировать нагрузочную способность и избежать больших напряжений изгиба у одного ремня, который получился бы увеличенного сечения. Плоские ремни, позволяющие изменением ширины ремня варьировать нагрузочную способность, применяют по одному в передаче.
|
Достоинства ременных передач, определяющие области их применения:
1) возможность передачи движения на значительные расстояния;
2) плавность работы – смягчение толчков, бесшумность;
3) возможность работы с высокими частотами вращения;
4) малая стоимость.
Недостатки ременных передач:
1) значительные габариты – обычно в несколько раз большие, чем у зубчатых;
2) неизбежность некоторого упругого скольжения ремня;
3) повышенные силы на валы опоры, так как для передачи сил трения нужны значительные силы прижатия и их приходится назначать по максимальной нагрузке;
4) необходимость, за редкими исключениями, устройств для натяжения
ремня;
5) необходимость предохpанения ремня от попадания масла;
6) малая долговечность ремней в быстроходных передачах.
Ременные передачи, как правило, применяют между параллельными валами, вращающимися в одну сторону (так называемые открытые передачи).
При этом ремень подвергается растяжению и изгибу.
Условием работы ременных передач является натяжение ремня, которое должно сохраняться во время эксплуатации.
В зависимости от схемы передачи движения ременные передачи бывают:
1) открытые (рис. 4.1.3, а);
2) перекрестные (рис. 4.1.3, б);
3) полуперекрестные (рис. 4.1.3, в);
4) с натяжным роликом (рис. 4.1.3, г).
Рис. 4.1.3 Ременные передачи в зависимости от схемы передачи движения
а - открытые; б - перекрестные; в - полуперекрестные;
г - с натяжным роликом
Натяжение обеспечивают одним из следующих способов:
1) перемещением одного из шкивов;
2) натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение ремня, грузом или пружиной;
3) предварительным упругим растяжением ремня (наименее надежный способ выходящий из употребления);
4) автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжения в зависимости от нагрузки.