Инструкция: примерьте к себе каждое пронумерованное утверждение опросника (кроме 15), как бы отвечая на вопрос «Свойственно ли вам: за дело приниматься... » Эти утверждения представляют собой триады (сочетание), которые нужно оценивать в целом, по совокупности, а не выбирать лишь что-нибудь одно из триады. Выберите один ответ из четырех возможных вариантов.
Текст опросника
Утверждение | Да | Пожалуй, да | Пожалуй, нет | Нет | |
1. За дело приниматься без напоминаний; планировать, организовывать свои дела и работу; выполнять порученное задание | |||||
2. Анализировать условия; учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного | |||||
3. Находить верный путь решения задачи; правильно планировать свои занятия и работу; решать задачу разными способами | |||||
4. Справляться с возникающими трудностями; не ошибаться, правильно оценивать свои действия; самим обнаруживать ошибки в своей работе | |||||
5. Находить новые способы решения задачи; исправлять свои ошибки; не повторять ранее сделанных ошибок. | |||||
6. Продумывать свои дела и поступки; справляться с трудными заданиями; справляться с заданиями без помощи со стороны | |||||
7. Поддерживать порядок; заранее знать, что делать; быть аккуратным | |||||
8. Продумывать все до мелочей; требовать подробных объяснений; выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи | |||||
9. Готовиться прежде, чем приступить к делу; избегать риска; полагаться только на точный расчет | |||||
10. Решения принимать без колебаний; быть уверенным в себе; действовать настойчиво, решительно | |||||
11. Быть решительными, предприимчивыми; быть активными; быть ведущими | |||||
12. Осуществлять почти все, что планируется; начатое дело доводить до конца; действовать, а не обсуждать | |||||
13. Обдумывать свои дела и поступки; анализировать свои ошибки и неудачи; планировать дела, рассчитывать силы. | |||||
14. Прислушиваться к замечаниям; не повторять одних и тех же ошибок; знать о своих недостатках и исправлять их | |||||
15. а) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам? б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых? в) На какую из оценок способны, если постараетесь? | |||||
16. Проверять правильность своей работы; доводить дело до конца; добиваться требуемых результатов | |||||
17. Действовать самостоятельно, не советуясь с другими; справляться с трудностями самим; решения принимать, независимо от других | |||||
18. Искать перемены в занятиях; легко переключаться с одной работы на другую; хорошо ориентироваться в новых условиях. | |||||
19. Быть аккуратными; быть внимательными; быть усидчивыми | |||||
20. Справляться с промахами и ошибками; активизироваться при неудачах; разбираться в причинах промахов | |||||
21. Мобилизовать усилия, собраться, если нужно; взвешивать все «за» и «против»; придерживаться правил | |||||
22. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям; слушать разъяснения |
Обработка результатов
|
|
Ответ «Да» оценивается в 3 балла, «Пожалуй, да» – 2 балла, «Пожалуй, нет» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов.
Интерпретация результатов
Предпочтение опрашиваемого к использованию категорических оценок «Да» и «Нет» свидетельствует об уверенности оценивания, оценки «Пожалуй, Да» и «Пожалуй, Нет» – говорят об осторожности, неуверенности самооценивания. В процессе интерпретации оцениваются:
– структурно-компонентные умения саморегуляции (целеполагание и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция (вопросы 1–5);
– функциональные умения саморегуляции(обеспеченность регуляции в целом, упорядоченность, детализация, практическая реализуемость намерений, оптимальность регуляции действий (вопросы 6, 7, 8, 12, 21);
– личностно-стилевые особенности саморегуляции(инициативность, осознанность, ответственность, автономность, податливость воспитанию (вопросы 11, 13, 16, 17, 22);
– динамические характеристики саморегуляции(осторожность, уверенность, пластичность, практичность, устойчивость в регуляции деятельности (вопросы 9, 10, 18, 20).
Данная методика предполагает не столько количественный, сколько качественный анализ собственных характеристик саморегуляции деятельности. Заполните приведенную ниже таблицу, проанализируйте полученные результаты и оцените, какие умения саморегуляции можно считать сформированными (по которым получен 1 балл), а над чем еще следует поработать.
|
Компоненты саморегуляции | Умения саморегуляции | № вопроса | Балл |
Структурно-компонентные умения | Целеполагание и удержание цели | ||
Анализ и моделирование условий | |||
Выбор средств и способов действий | |||
Оценка результатов | |||
Коррекция результатов и способов действий | |||
Функциональные умения | Обеспеченность регуляции в целом | ||
Упорядоченность деятельности | |||
Детализация регуляции действий | |||
Практическая реализуемость намерений | |||
Оптимальность (адекватность) регуляции действий | |||
Личностно-стилевые особенности саморегуляции | Инициативность в действиях | ||
Осознанность действий | |||
Ответственность в делах и поступках | |||
Автономность, относительная независимость от влияния окружающих | |||
Податливость влиянию | |||
Динамические характеристики саморегуляции | Осторожность в действиях | ||
Уверенность в действиях | |||
Гибкость, пластичность в действиях | |||
Практичность, устойчивость в регуляции действий |