Методические рекомендации к выполнению задания.




1) подобрать литературу по рассматриваемой проблеме, ориентируясь на публицистические издания, раскрывающие прикладные аспекты делового общения и взаимодействия;

2) проанализировать собранный материал, составить общее впечатление о видах вопросов, которые могут использоваться в деловой беседе для ее успешности;

3) самостоятельно сформулировать примеры к каждому из видов вопросов (2–3 примера);

4) написать предлагаемые примеры вопросов последовательно и в соответствие с их классификацией.

5) в заключение работы рекомендуется сделать краткий вывод, отразив собственное мнение по эффективности видов вопросов в деловой беседе (в каких случаях и при каких обстоятельствах те или иные вопросы будут способствовать эффективной деловой беседе);

6) оформить список используемой литературы.

Критерии оценки задания:

· соответствие утверждений видам вопросов;

· полный список примеров по всем видам вопросов, встречающихся в деловой беседе;

· уровень творчества, оригинальность приводимых примеров;

· степень самостоятельности вклада студента (учитывается опора на свой опыт в деловом общении);

· аргументированность выводов.

Теоретическое введение.

Задавать вопросы в процессе общения – значит обеспечивать взаимопонимание с партнером, приобретать сведения, критически мыслить и проявляя собственную позицию, идти навстречу собеседнику. Спрашивать – значит оказывать доверие собеседнику, проявлять заинтересованность к его личности.

Умение задавать вопросы– это особое искусство владения речью и невербальной коммуникацией. С одной стороны, вопрос заданный не вовремя, либо неуместный вопрос, может приводить к возникновению барьеров и трудностей в общении, что становится отправной точкой развития конфликтов. С другой, если не задавать вопросы, пренебрегать ими, это может привести к искаженному восприятию партнера по общению, возникновению домыслов и иллюзий. Особенно важными и необходимыми вопросы становятся в ходе деловой беседы. Ее эффективность во многом обусловлена точностью и корректностью вопросов, которые собеседники задают друг другу. Психологи, исходя из разных оснований, выделяют множество видов вопросов, создают их разные классификации. Одна из известных и широко распространенных классификаций основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три группы вопросов (Айламазьян, 1999).

Виды вопросов (классификация с точки зрения
широты предстоящего ответа)

Виды вопросов Специфика вопросов Примеры
Закрытые вопросы Вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет»; они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Эти вопросы могут привести к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают информационную составляющую беседы и могут нарушить ход мысли говорящего «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно для вас?»; «Вы предпочитаете это сделать сами?»
Открытые вопросы Это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют развернутого объяснения. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии он имеет возможность, по своему усмотрению, строить содержание ответов «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой подход неудачным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?»
Выясняющие / уточняющие вопросы Вопросы являются обращением к говорящему за уточнением; они вынуждают собеседника размышлять, обдумывать и комментировать то, что было сказано «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?»

Существует классификация вопросов, которые выделяют в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов (Айламазьян, 1999).

Виды вопросов (классификация с точки зрения смысла, соотносимых с вопросами ответов)

Виды вопросов Специфика вопросов Примеры
Альтернативные вопросы Вопросы содержат возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику; ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе. «Где Вам удобнее будет встретиться со мной, в офисе или на выставке?», «Куда вам было бы интересно поехать в Египет или в Турцию?»
Избирательные вопросы Эти вопросы задают некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос «Чем он болен?» - «Гриппом».
Иксовые вопросы Вопросы не предполагают «подсказку» ответа. На вопросы такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны со смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?»
Прямые вопросы Вопросы, которые непосредственно касаются исследуемого предмета и формулируются, как правило, в личной форме «Знаете ли Вы, что…?»; «Что Вы думаете о...?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?»

К обеспечивающим продуктивный внешний диалог относятся информационные, зеркальные и эстафетные вопросы.

Виды вопросов (классификация с точки зрения
продуктивности диалога)

Виды вопросов Специфика вопросов Примеры
Информа­ционный вопрос Это вопрос, который построен так, что он вызывает содержательный ответ (мысль, суждение, изложение фактов, позиции и пр.), «Какие меры вы приняли?»
Зеркальный вопрос Вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны «Вы действительно думаете, что сделали все, что могли в этой ситуации?»
Эстафетные вопросы Эти вопросы придают диалогу динамику; они опережают, развивают высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему «Вы хотите сказать, что…»

 

Литература:

Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

Атватер И. «Я вас слушаю» //Психология внимания. Хрестоматия /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2001.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. М: АСТ, 2009. – 544 с.

Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с. [в свободном доступе https://pibg.tti.sfedu.ru/?p=636

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: