1) подобрать литературу по рассматриваемой проблеме, ориентируясь на публицистические издания, раскрывающие прикладные аспекты делового общения и взаимодействия;
2) проанализировать собранный материал, составить общее впечатление о видах вопросов, которые могут использоваться в деловой беседе для ее успешности;
3) самостоятельно сформулировать примеры к каждому из видов вопросов (2–3 примера);
4) написать предлагаемые примеры вопросов последовательно и в соответствие с их классификацией.
5) в заключение работы рекомендуется сделать краткий вывод, отразив собственное мнение по эффективности видов вопросов в деловой беседе (в каких случаях и при каких обстоятельствах те или иные вопросы будут способствовать эффективной деловой беседе);
6) оформить список используемой литературы.
Критерии оценки задания:
· соответствие утверждений видам вопросов;
· полный список примеров по всем видам вопросов, встречающихся в деловой беседе;
· уровень творчества, оригинальность приводимых примеров;
· степень самостоятельности вклада студента (учитывается опора на свой опыт в деловом общении);
· аргументированность выводов.
Теоретическое введение.
Задавать вопросы в процессе общения – значит обеспечивать взаимопонимание с партнером, приобретать сведения, критически мыслить и проявляя собственную позицию, идти навстречу собеседнику. Спрашивать – значит оказывать доверие собеседнику, проявлять заинтересованность к его личности.
Умение задавать вопросы– это особое искусство владения речью и невербальной коммуникацией. С одной стороны, вопрос заданный не вовремя, либо неуместный вопрос, может приводить к возникновению барьеров и трудностей в общении, что становится отправной точкой развития конфликтов. С другой, если не задавать вопросы, пренебрегать ими, это может привести к искаженному восприятию партнера по общению, возникновению домыслов и иллюзий. Особенно важными и необходимыми вопросы становятся в ходе деловой беседы. Ее эффективность во многом обусловлена точностью и корректностью вопросов, которые собеседники задают друг другу. Психологи, исходя из разных оснований, выделяют множество видов вопросов, создают их разные классификации. Одна из известных и широко распространенных классификаций основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три группы вопросов (Айламазьян, 1999).
|
Виды вопросов (классификация с точки зрения
широты предстоящего ответа)
Виды вопросов | Специфика вопросов | Примеры |
Закрытые вопросы | Вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет»; они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Эти вопросы могут привести к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают информационную составляющую беседы и могут нарушить ход мысли говорящего | «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно для вас?»; «Вы предпочитаете это сделать сами?» |
Открытые вопросы | Это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют развернутого объяснения. Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии он имеет возможность, по своему усмотрению, строить содержание ответов | «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой подход неудачным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?» |
Выясняющие / уточняющие вопросы | Вопросы являются обращением к говорящему за уточнением; они вынуждают собеседника размышлять, обдумывать и комментировать то, что было сказано | «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?» |
Существует классификация вопросов, которые выделяют в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов (Айламазьян, 1999).
|
Виды вопросов (классификация с точки зрения смысла, соотносимых с вопросами ответов)
Виды вопросов | Специфика вопросов | Примеры |
Альтернативные вопросы | Вопросы содержат возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику; ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе. | «Где Вам удобнее будет встретиться со мной, в офисе или на выставке?», «Куда вам было бы интересно поехать в Египет или в Турцию?» |
Избирательные вопросы | Эти вопросы задают некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос | «Чем он болен?» - «Гриппом». |
Иксовые вопросы | Вопросы не предполагают «подсказку» ответа. На вопросы такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны со смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе | «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?» |
Прямые вопросы | Вопросы, которые непосредственно касаются исследуемого предмета и формулируются, как правило, в личной форме | «Знаете ли Вы, что…?»; «Что Вы думаете о...?»; «Каково Ваше мнение по поводу...?» |
К обеспечивающим продуктивный внешний диалог относятся информационные, зеркальные и эстафетные вопросы.
|
Виды вопросов (классификация с точки зрения
продуктивности диалога)
Виды вопросов | Специфика вопросов | Примеры |
Информационный вопрос | Это вопрос, который построен так, что он вызывает содержательный ответ (мысль, суждение, изложение фактов, позиции и пр.), | «Какие меры вы приняли?» |
Зеркальный вопрос | Вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой стороны | «Вы действительно думаете, что сделали все, что могли в этой ситуации?» |
Эстафетные вопросы | Эти вопросы придают диалогу динамику; они опережают, развивают высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему | «Вы хотите сказать, что…» |
Литература:
Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.
Атватер И. «Я вас слушаю» //Психология внимания. Хрестоматия /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: ЧеРо, 2001.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. М: АСТ, 2009. – 544 с.
Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с. [в свободном доступе https://pibg.tti.sfedu.ru/?p=636