Методические рекомендации по выполнению заданий.




Предложенные задания диагностического характера носят индивидуальный характер, выполняются последовательно и самостоятельно. По результатам выполнения заданий студенты готовят письменный отчет.

Структура отчета «Субъектные качества как ресурсы личностно-профессионального развития»:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Цели работы.

4. Теоретическое введение (основные понятия).

5. Организация исследования качеств субъекта учебно-профессиональной деятельности.

В данном разделе следует указать:

– данные о студенте: Ф.И.О., возраст, пол, место учебы;

– ситуация проведения исследования (время исследования (число, время суток); обстановка (домашние или какие-либо другие условия); наличие различных помех (шум и т.п.); состояние испытуемого (бодрость, активность, усталость, желание работать и т.п.);

– план проведения исследования с указанием использованных методик: полное название, автор, диагностическая цель.

6. Интерпретация и анализ полученных результатов:

а) результаты по каждой методике представляются отдельно, в соответствии с планом проведения исследования, оформляются в виде таблиц, гистограмм (или другом виде, наглядно представляющем результаты работы).

б) по каждой методике дается развернутая интерпретация и анализ полученных результатов, которые осуществляются на основе информации, содержащейся в описании используемых в работе методик. Обстоятельность и корректность анализа полученных результатов положительно влияет на итоговый балл.

7. Выводы.

Выводы по работе базируются на интерпретации результатов. В выводах необходимо отразить то, как студент оценивает себя как субъекта своей учебно-профессиональной деятельности; отметить, какие субъектные качества имеют нормальный или высокий уровни сформированности, над какими необходима целенаправленная работа; в какой степени субъектные качества способствуют успешной профессиональной самореализации; а также следует отразить степень достижения поставленных целей и задач работы.

8. Список использованных источников.

Данный пункт не обязателен. Наличие списка источников, при корректности их использования в теоретическом введении, разделах «используемые методики» и «интерпретация и анализ результатов» положительно влияет на итоговый балл.

9. Приложение.

В приложении приводятся заполненные бланки протоколов по каждой методике в порядке их упоминания в основном тексте индивидуальной работы.

Обязательные методики:

1. Методика «Локус контроля» (Е.Г. Ксенофонтова)

Диагностическая цель: определение обобщенной локализации контроля личности.

2. Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова)

Диагностическая цель: определение типа рефлексии.

3. Опросник «Саморегуляция» (А. К. Осницкий).

Диагностическая цель: определениесформированности умений саморегуляции деятельности.

4. Тест «Жизнестойкость» Д. А. Леонтьева.

Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и тревоги.

Требования к оформлению работы

Текст печатается согласно соответствующему стандарту: формат страницы – А4; левое, правое, верхнее и нижнее поля – 2 см; шрифт Times New Roman, кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5. При написании работы следует учитывать технические детали оформления, касающиеся правил цитирования, правил оформления таблиц (схем, диаграмм), правил сокращения и т. п.

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, если все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; разд. 6 и 7 содержат развернутую и подробную интерпретацию полученных результатов и их качественный анализ, отражающий осмысление студентом результатов диагностики собственных субъектных качеств; оформление работы соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют срокам, установленным преподавателем;

оценка «хорошо» выставляется студенту, если все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; оформление работы соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют срокам, установленным преподавателем; разд. 6 и 7 содержат недостаточно развернутую и подробную интерпретацию полученных результатов; качественный анализ неполный или недостаточно осмысленный;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если не все разделы работы выполнены в соответствии с описанием работы; оформление работы соответствует или частично соответствует требованиям; сроки сдачи соответствуют или не соответствуют срокам, установленным преподавателем; разд. 6 и 7 содержат слабую интерпретацию полученных результатов; качественный анализ неполный и недостаточно осмысленный.

Теоретическое введение.

Субъектные качества позволяют личности выполнять функции самоорганизации, саморазвития и управления жизнедеятельностью в целом. К ним относятся активность, саморегуляция, рефлексивность, ответственность, ценностные ориентации. Благодаря этим качествам субъект способен эффективно выполнять разные виды деятельности, решать задачи личностного и профессионального саморазвития.

Субъект не просто адаптируется к требованиям учебной, профессиональной или иной деятельности и следует за складывающимся стечением обстоятельств. Обладая устойчивыми внутренними ресурсами, он способен преобразовывать и эти обстоятельства, и деятельность, и самого себя (Лызь, Лызь, 2016).

Важнейшей характеристикой субъекта является его активность – это своеобразная мера субъектности во взаимодействии человека с миром, внутренний источник детерминации поведения, обеспечивающий целостность и развитие субъекта (Волочков, 2007). Активность субъекта связана и проявляется в постоянном разрешении противоречий между той сложной системой, которую представляет он сам, включая его цели, и объективными (социальными, природными, техническими и др.) системами. Активность вообще может стать субъектной активностью только в случае принятия субъектом ответственности за свою жизнь и свою профессиональную карьеру, в случае восприятия себя как причины происходящего. В широком смысле ответственность есть добровольное принятие и осуществление необходимости, требований жизни. Взять на себя ответственность значит самостоятельно, т. е. рассчитывая на свои силы, ставить и решать различного рода задачи (профессиональные, коммуникативные и т. д.). Момент добровольности превращает личность в субъекта, который сам, по своей воле, самостоятельно, преодолевая трудности, берется за реализацию необходимого.

Наиболее легко ответственность как субъектная личностная характеристика обнаруживается в ситуациях преодоления преград, в трудных для личности условиях. Именно в таких ситуациях актуализируются все сущностные признаки ответственности: готовность к преодолению трудностей, определение собственных ресурсов, возможностей для преодоления, механизмы контроля, осознанное предвосхищение последствий ситуации, следовательно, обнаруживается истинная, подлинная ответственность как способ саморегуляции и самоконтроля (Дементий). Ответственность непосредственно связана с такими фундаментальными личностными качествами, как уверенность, самостоятельность, способность к самоконтролю. Одним из важнейших качеств ответственной личности является обращенность требований к самой себе, а не к окружающим. Эмпирическим аналогом ответственности можно рассматривать интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего.

Процесс становления и развития ответственности неразрывно связан с развитием рефлексии и определяется наличием рефлексивной позиции субъекта жизнедеятельности.

В психологической науке рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивность раскрывается А.В. Карповым как качество субъекта, с помощью которого он способен как формировать определенные качества своей самости, так и распознать те качества, которые не принадлежат ему как субъекту (Карпов, 2003). Рефлексия деятельности субъекта рассматривается в ее трех формах по «временному» принципу: ситуативная (актуальная), ретроспективная и перспективная рефлексия. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметами рефлексии являются мотивы и причины произошедшего, содержание прошлого поведения, его результаты, допущенные ошибки. Перспективная рефлексия выражается в тщательности обдумывания и планирования человеком своего будущего поведения.

По мнению ученых, рефлексия выступает значимым компонентом самопонимания, результатом которого является объяснение человеком своих чувств, мотивов, умение обнаруживать смысл поступков. Рефлексивные свойства характера связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, способствуя образованию и стабилизации единства личности, выполняя функцию саморегуляции, которая является одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта, в том числе и субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Саморегуляцию учебной деятельности можно определить как осознанную активность студента по инициации, построению, поддержанию и управлению учебной деятельностью, обеспечивающую достижение принимаемых им учебных целей.

Саморегуляция генетически выступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психики, позволяющая человеку реализовать себя как творца, исполнителя и контролера своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом. Осознанная саморегуляция выступает как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (Моросанова, Аронова, 2007).

Система саморегуляции имеют свою структуру, компоненты которой выполняют различные функции в осознанном управлении деятельностью. Это такие компоненты как планирование (целеполагание), моделирование условий, программирование действий, оценка результатов. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: