Инструкция: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая «галочкой» тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Текст опросника
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да |
Я часто не уверен в собственных решениях. | |||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | |||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | |||||
Я постоянно занят, и мне это нравится. | |||||
Часто я предпочитаю «плыть по течению». | |||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | |||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | |||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | |||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | |||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | |||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | |||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня. | |||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | |||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | |||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | |||||
Иногда меня пугают мысли о будущем. | |||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | |||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | |||||
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | |||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми. | |||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | |||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми. | |||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | |||||
Мне всегда есть чем заняться. | |||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. | |||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано. | |||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | |||||
Мне трудно сближаться с другими людьми. | |||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | |||||
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | |||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | |||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | |||||
Мои мечты редко сбываются. | |||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | |||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | |||||
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. | |||||
Мне не хватает упорства закончить начатое. | |||||
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. | |||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | |||||
Окружающие меня недооценивают. | |||||
Как правило, я работаю с удовольствием. | |||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | |||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | |||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | |||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
Обработка результатов
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла); ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Ключи к Тесту жизнестойкости
Шкала | Прямые пункты | Обратные пункты |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал
Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 |
Стандартное отклонение | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 |
Интерпретация результатов
Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (Леонтьев, Рассказова, 2006).
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь (аналог интернального локуса контроля).
Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Литература:
Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука. 1989.
Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности / Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330 – 346.
Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь, 2007. – 376 с.
Дементий Л.И. Ответственность как способ жизни [Электронный ресурс] https://psy.tsu.ru/data/pdf/1_17.pdf
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. – Гродно: ГрГУ, 2002.
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. С. 45–57.
Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т.20. №2. С.103–114.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.
Леонтьев Д.А, Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006.
Лызь Н.А. Субъектные качества студента как основа самоуправляемой учебной деятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10 (111). С. 203–208.
Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – 135 с. [в свободном доступе https://pibg.tti.sfedu.ru/?cat=15]
Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 213 с.
Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.
Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–12.
Эссе по модулю 2
Темы эссе
1. Деловое общение в моей жизни
2. Одежда как элемент невербальной коммуникации в деловом общении
3. Я среди других
4. Эффективные переговоры: мой личный опыт
5. Как я преодолеваю конфликты в деловой коммуникации
6. Если бы я был руководителем…
7. Профессиональная команда: если бы я был лидером
Возможна замена темы эссе на более актуальную для студента по согласованию с преподавателем.