Тест «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев)




Инструкция: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая «галочкой» тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Текст опросника

  Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
  Я часто не уверен в собственных решениях.        
  Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.        
  Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.        
  Я постоянно занят, и мне это нравится.        
  Часто я предпочитаю «плыть по течению».        
  Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.        
  Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.        
  Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня        
  Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.        
  Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.        
  Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.        
  Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.        
  Лучше синица в руках, чем журавль в небе.        
  Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.        
  Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.        
  Иногда меня пугают мысли о будущем.        
  Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.        
  Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.        
  Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.        
  Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.        
  Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.        
  Я люблю знакомиться с новыми людьми.        
  Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.        
  Мне всегда есть чем заняться.        
  Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.        
  Я часто сожалею о том, что уже сделано.        
  Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.        
  Мне трудно сближаться с другими людьми.        
  Как правило, окружающие слушают меня внимательно.        
  Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.        
  Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.        
  Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.        
  Мои мечты редко сбываются.        
  Неожиданности дарят мне интерес к жизни.        
  Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.        
  Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.        
  Мне не хватает упорства закончить начатое.        
  Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.        
  У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.        
  Окружающие меня недооценивают.        
  Как правило, я работаю с удовольствием.        
  Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.        
  Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.        
  Друзья уважают меня за упорство и не­преклонность.        
  Я охотно берусь воплощать новые идеи.        

Обработка результатов

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла); ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Ключи к Тесту жизнестойкости

Шкала Прямые пункты Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал

Нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39

Интерпретация результатов

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (Леонтьев, Рассказова, 2006).

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь (аналог интернального локуса контроля).

Принятие риска – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Литература:

Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука. 1989.

Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности / Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330 – 346.

Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь, 2007. – 376 с.

Дементий Л.И. Ответственность как способ жизни [Электронный ресурс] https://psy.tsu.ru/data/pdf/1_17.pdf

Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. – Гродно: ГрГУ, 2002.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. С. 45–57.

Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т.20. №2. С.103–114.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.

Леонтьев Д.А, Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006.

Лызь Н.А. Субъектные качества студента как основа самоуправляемой учебной деятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10 (111). С. 203–208.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – 135 с. [в свободном доступе https://pibg.tti.sfedu.ru/?cat=15]

Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 213 с.

Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.

Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–12.

Эссе по модулю 2

Темы эссе

1. Деловое общение в моей жизни

2. Одежда как элемент невербальной коммуникации в деловом общении

3. Я среди других

4. Эффективные переговоры: мой личный опыт

5. Как я преодолеваю конфликты в деловой коммуникации

6. Если бы я был руководителем…

7. Профессиональная команда: если бы я был лидером

Возможна замена темы эссе на более актуальную для студента по согласованию с преподавателем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: