Творческая работа (эссе) предполагает составление индивидуального проекта личностно-профессионального саморазвития. Эссе выполняется на основе знаний, полученных в теоретической части курса, а также на основе умений, полученных в процессе практических занятий.
Рекомендуемые вопросы для рассмотрения в эссе:
1) мои жизненные цели (чего я хочу добиться и каким хотел бы стать);
2) мои особенности, сильные стороны;
3) необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения моих целей; необходимые личностные ресурсы, чтобы стать профессионалом;
4) задачи моего профессионального и личностного развития;
5) возможности развития, которые можно реализовать в процессе обучения в магистратуре (какие результаты образования зависят от меня);
6) факторы и условия саморазвития (что мне необходимо для того, чтобы постоянно развиваться; как я могу это обеспечить или этим управлять?);
7) выводы: план действий на ближайшую перспективу.
Перед тем как приступить к выполнению эссе, рекомендуется выполнить следующие рефлексивные задания:
Задание №1. Личностная рефлексия
1. Устраивает ли меня тот уровень жизни, которые я имею? Каково мое жизненное кредо?
2. Что знаю я о своей индивидуальности, о своей личности, о своем профессиональном потенциале?
3. Умею ли я себя адекватно оценить или мне важнее мнение о себе окружающих?
4. Не боюсь ли я показаться перед людьми таким, каков я есть, или мне важнее произвести выгодное впечатление о себе, скрывая свои подлинные намерения и проблемы?
5. Хочу ли и могу ли я изменить собственную жизнь? Есть ли для этого у меня ресурсы и что надо сделать, чтобы их накопить?
6. Если я – это мои обязательства перед собой, то могу ли я взять ответственность за свои: здоровье, материальное и психологическое благополучие, режим дня, отношения с людьми, профессиональный рост?
7. Как и чему учусь я у окружающих меня людей, у жизненных событий?
8. Хорошо ли рядом со мной моим близким и родным?
9. Каков мой дом, моя семья? Что «вложил» я в них?
10. Куда я хочу двигаться и от чего я защищаюсь? Как примиряю я ту часть в себе, которая отвечает за развитие, и ту, которая заботится о моей безопасности?
Задание №2. Самооценка профессионального опыта
Какие знания и умения необходимы компетентному профессионалу? Систематизируйте их и представьте в форме 5–10 пунктов. Оцените свои наличные знания и умения по каждому пункту, используя, например, 5-ти балльную шкалу, где:
4 – максимальный уровень, высокая степень обобщенности знаний и умений, позволяющая производить их творческую трансформацию;
3 – высокий уровень, достаточный для эффективного решения основных задач профессиональной деятельности;
2 – средний уровень, позволяющий решать лишь некоторые профессиональные задачи;
1 – низкий уровень, не достаточный для использования знаний и умений в процессе профессиональной деятельности;
0 – отсутствие соответствующих знаний и несформированность умений.
Какие знания и умения вы приобрели и расширили в этом учебном году? Каковы перспективы вашего профессионального развития?
Требования к оформлению. Эссе распечатывается на листах бумаги формата А4, титульный лист оформляется согласно стандартным требованиям. Ориентировочный объем эссе –4–5 страниц.
Показатели для оценки эссе (требования):
- знания факторов и условий профессионально-личностного саморазвития, возможностей системы образования;
- корректное использование психолого-педагогических понятий, идей;
- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы (наличие всех пунктов в содержании эссе);
- корректность аргументации, логичность и последовательность изложения материала;
- соответствие выводов предыдущим рассуждениям (обозначенным выше целям, задачам, возможностям, факторам и условиям);
- широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению;
- культура (стиль) письменного изложения материала;
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если все требования, предъявляемые к эссе, выполнены, работа подготовлена и представлена в срок, возможны несущественные замечания;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если в целом все требования, предъявляемые к эссе, выполнены, но есть существенные замечания по ряду показателей (за каждое существенное замечание снимается один балл);
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если большинство требований, предъявляемых к эссе, выполнены с существенными замечаниями;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если большинство требований, предъявляемых к эссе, не выполнены; эссе не имеет логики и целостности, выводы банальны.