Темы практических и семинарских занятий




Тема 1. Этические проблемы деятельности профконсультанта

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении.

2. Основные этические проблемы и "соблазны" в профессиональной практике.

3. Основные уровни рассмотрения и решения этических проблем в работе профконсультанта: правовой, моральный и нравственный. Проблема профессиональной совести профконсультанта.

4. Традиционно выделяемые этические принципы профконсультирования. Проблема общечеловеческих ценностей в работе профконсультанта. Главный этический ориентир в работе профконсультанта.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 2. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Методы оптимизации социально-профессионального самоопределения школьников.

2. Суть активизирующего подхода к социально-профессиональному самоопределению школьников. Ценность активизирующего подхода к работе с проблемными подростками.

3. Этапы активизирующего подхода. Характеристика методов работы с учащимися на разных этапах работы: специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального самоопределения. Основы составления программ профориентационной помощи.

Литература:

· Пряжников Н.С., Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов/ Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

 

Тема 3. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Актуальность проблем инновационной деятельности по профориентации.

2. Проектирование инновационной деятельности по профориентации в современной школе. Философские основы педагогического проектирования в гуманистической парадигме.

3. Содержание и организация процесса проектирования инновационной деятельности по профориентации.

Литература:

· Куляпин А. С. Инновационная деятельность по профориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. – Пермь: ПИПО, ПСИ, ПССГК, 2005. – 128 с.

· Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

· Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Текст] / Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е., - М.: Сентябрь, 2009. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 7 / 2009).

 

Тема 4. Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Содержание деятельности.

2. Роль родителей в трудовом воспитании детей, в выборе профессий.

3. Формы работы: анкетирование, интервьюирование, лекторий, семинары, конференции, вечера вопросов и ответов, участие родителей и представителей предприятий в классных, школьных и внешкольных мероприятиях по профориентации.

4. Планирование совместной работы.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.

2. Диагностические методики: анкета изучения жизненных потребностей, индекс жизненной удовлетворенности.

3. Упражнения и задания: "Профориентационная карта", "Маршруты успеха".

Литература:

· Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебн. пособие для вузов: Издательский Центр Академия, 2010. -496 с.

Тема 6. Организация и выполнение профессиональных проб школьников

Форма проведения – практическое занятие.

Литература:

· Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

 

Тема 7. Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки

Форма проведения – практическое занятие.

Литература:

· Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10-11 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс,2007.

 

 

Тема 8. Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик

Форма проведения – практическое занятие.

Игра "Стажеры-инопланетяне". Игра "Три судьбы ". Игра "Спящий город". Игра "Угадай профессию". Игра "Профконсультация".

Литература:

· Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008

 

 

Тема 9. Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик

Форма проведения – практическое занятие.

Упражнение "Подарок" ("Любимое блюдо", "Маскарадный костюм"), "Профессия на букву…", "Самая-самая", "Цепочка профессий", "День из жизни", "Человек-профессия" (по типу "Ассоциаций"), "Автопортрет", "Кто есть кто?", "Походка", "Пять шагов", "Ловушки капканчики", "Эпитафия", "Звездный час", "От звезды до звезды".

Литература:

· Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008

 

Тема 10. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся

Форма проведения – практическое занятие.

Познавательные интересы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений.

Диагностические методики: карта интересов, тест интересов и склонностей, КОС (коммуникативные и организаторские способности).

Упражнения и задания: "Человек и профессия", "Вакансии", "Определение типа личности".

Литература:

· Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова. – М., 2005.

 

Тема 11. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов

Форма проведения – практическое занятие.

Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуациях интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности.

Диагностические методики: "Мотивы выбора профессии", "Изучение уровня самооценки", "Самооценка волевых качеств личности"

Упражнения и задания: "Ловушки профессии", "Ценностный аукцион", "Препятствие". Анкеты: "Изучение жизненных потребностей", "Мотивы выбора профессии", "Ценностные ориентации", "Трудовые ценностные ориентации молодежи".

Литература:

· Тутубулина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубулина. – Ростов н./Д, 2005.

 

Тема 12. Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ

Форма проведения – лабораторно-практическое занятие.

Диагностика профессиональной готовности.

Диагностика творческого потенциала.

Схема альтернативного выбора профессии.

Диагностика профессиональных предпочтений личности.

Интеллектуальные способности и успешность деятельности.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 13. Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП)

Форма проведения – практическое занятие.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 14. Самопрезентация

Форма проведения – практическое занятие.

Методика составления резюме; подготовка к интервью с работодателем. Ролевая игра "Интервью".

Литература:

· Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

 

 

Тема 15. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии

Форма проведения – практическое занятие.

Деловая игра: "Организация и проведение родительского собрания с родителями учащихся 9 – 11 классов (тему собрания определяют сами студенты).

Литература:

· Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения / Н.Ф. Дик, Т. И. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: