Тема 1. Этические проблемы деятельности профконсультанта
Форма проведения – семинар.
Вопросы к теме:
1. Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении.
2. Основные этические проблемы и "соблазны" в профессиональной практике.
3. Основные уровни рассмотрения и решения этических проблем в работе профконсультанта: правовой, моральный и нравственный. Проблема профессиональной совести профконсультанта.
4. Традиционно выделяемые этические принципы профконсультирования. Проблема общечеловеческих ценностей в работе профконсультанта. Главный этический ориентир в работе профконсультанта.
Литература:
· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 2. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников
Форма проведения – семинар.
Вопросы к теме:
1. Методы оптимизации социально-профессионального самоопределения школьников.
2. Суть активизирующего подхода к социально-профессиональному самоопределению школьников. Ценность активизирующего подхода к работе с проблемными подростками.
3. Этапы активизирующего подхода. Характеристика методов работы с учащимися на разных этапах работы: специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального самоопределения. Основы составления программ профориентационной помощи.
Литература:
· Пряжников Н.С., Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов/ Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.
|
Тема 3. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях
Форма проведения – семинар.
Вопросы к теме:
1. Актуальность проблем инновационной деятельности по профориентации.
2. Проектирование инновационной деятельности по профориентации в современной школе. Философские основы педагогического проектирования в гуманистической парадигме.
3. Содержание и организация процесса проектирования инновационной деятельности по профориентации.
Литература:
· Куляпин А. С. Инновационная деятельность по профориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. – Пермь: ПИПО, ПСИ, ПССГК, 2005. – 128 с.
· Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.
· Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Текст] / Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е., - М.: Сентябрь, 2009. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 7 / 2009).
Тема 4. Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии
Форма проведения – семинар.
Вопросы к теме:
1. Содержание деятельности.
2. Роль родителей в трудовом воспитании детей, в выборе профессий.
3. Формы работы: анкетирование, интервьюирование, лекторий, семинары, конференции, вечера вопросов и ответов, участие родителей и представителей предприятий в классных, школьных и внешкольных мероприятиях по профориентации.
4. Планирование совместной работы.
Литература:
|
· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу
Форма проведения – семинар.
Вопросы к теме:
1. Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.
2. Диагностические методики: анкета изучения жизненных потребностей, индекс жизненной удовлетворенности.
3. Упражнения и задания: "Профориентационная карта", "Маршруты успеха".
Литература:
· Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебн. пособие для вузов: Издательский Центр Академия, 2010. -496 с.
Тема 6. Организация и выполнение профессиональных проб школьников
Форма проведения – практическое занятие.
Литература:
· Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Тема 7. Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки
Форма проведения – практическое занятие.
Литература:
· Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10-11 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс,2007.
Тема 8. Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик
Форма проведения – практическое занятие.
|
Игра "Стажеры-инопланетяне". Игра "Три судьбы ". Игра "Спящий город". Игра "Угадай профессию". Игра "Профконсультация".
Литература:
· Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008
Тема 9. Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик
Форма проведения – практическое занятие.
Упражнение "Подарок" ("Любимое блюдо", "Маскарадный костюм"), "Профессия на букву…", "Самая-самая", "Цепочка профессий", "День из жизни", "Человек-профессия" (по типу "Ассоциаций"), "Автопортрет", "Кто есть кто?", "Походка", "Пять шагов", "Ловушки капканчики", "Эпитафия", "Звездный час", "От звезды до звезды".
Литература:
· Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008
Тема 10. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся
Форма проведения – практическое занятие.
Познавательные интересы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений.
Диагностические методики: карта интересов, тест интересов и склонностей, КОС (коммуникативные и организаторские способности).
Упражнения и задания: "Человек и профессия", "Вакансии", "Определение типа личности".
Литература:
· Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова. – М., 2005.
Тема 11. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов
Форма проведения – практическое занятие.
Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуациях интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности.
Диагностические методики: "Мотивы выбора профессии", "Изучение уровня самооценки", "Самооценка волевых качеств личности"
Упражнения и задания: "Ловушки профессии", "Ценностный аукцион", "Препятствие". Анкеты: "Изучение жизненных потребностей", "Мотивы выбора профессии", "Ценностные ориентации", "Трудовые ценностные ориентации молодежи".
Литература:
· Тутубулина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубулина. – Ростов н./Д, 2005.
Тема 12. Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ
Форма проведения – лабораторно-практическое занятие.
Диагностика профессиональной готовности.
Диагностика творческого потенциала.
Схема альтернативного выбора профессии.
Диагностика профессиональных предпочтений личности.
Интеллектуальные способности и успешность деятельности.
Литература:
· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 13. Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП)
Форма проведения – практическое занятие.
Литература:
· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 14. Самопрезентация
Форма проведения – практическое занятие.
Методика составления резюме; подготовка к интервью с работодателем. Ролевая игра "Интервью".
Литература:
· Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.
Тема 15. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии
Форма проведения – практическое занятие.
Деловая игра: "Организация и проведение родительского собрания с родителями учащихся 9 – 11 классов (тему собрания определяют сами студенты).
Литература:
· Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения / Н.Ф. Дик, Т. И. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.