В результате изучения курса студент должен:
Знать:
· методологические основы предмета "Профориентология";
· профессиональную терминологию в рамках изучаемого курса;
· названия и содержание современных профессий;
· теоретико-методологические основания педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.
Уметь:
· проводить профконсультации;
· планировать и организовывать профориентационнную работу в школе в условиях профильного обучения;
· проводить профессиональную психолого-педагогическую диагностику;
· уметь осуществлять морально-эмоциональную поддержку оптантов;
· оказывать помощь учащимся в принятии самостоятельного решения в выборе профессии
Иметь представление:
· о современном рынке труда и его требованиях к профессионалу;
· о профессиональных интересах и намерениях современного школьника.
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1.1. для одной специальности с учетом разных форм обучения
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | ||
Очная | Очно-заочная | Заочная | |
№№ семестров | |||
Аудиторные занятия: | |||
· Лекции | |||
· Семинарские и практические занятия | |||
· Лабораторные работы | |||
Самостоятельная работа | |||
ВСЕГО часов на дисциплину | |||
Текущий контроль | контрольные работы, №10 | ||
Курсовая работа | -- | ||
Виды контроля | экзамен,№10 |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения - очная
№ | Тема | Трудоемкость | Всего аудит | Из них | Сам | |||
Лекции | Семин | Лабо раторные и пра кт. | ||||||
Раздел I. | ||||||||
Тема 1. | Теоретические основы профориентологии | |||||||
Тема 2. | Профориентация как важная составляющая профориентологии. Профориентация как система | |||||||
Тема 3. | Профессиональное самоопределение | |||||||
Тема 4. | Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения | |||||||
Тема 5. | Планирование и организация профориентационной работы в школе | |||||||
Тема 6. | Профессиональное консультирование | |||||||
Тема 7. | Психолого-педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога | |||||||
Тема 8. | Классификация профессий (По Е. Климову) | |||||||
Тема 9. | Профессиография.Профессиографические основы профконсультирования и профотбора | |||||||
Тема 10. | Психофизиологические основы способностей | |||||||
Тема 11. | Личная профессиональная перспектива (ЛПП) | |||||||
Тема 12. | Работа школы с родителями | |||||||
Тема 13. | Этапы профессионализации | |||||||
Тема 14. | Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности | |||||||
Тема 15. | Организация и проведение профориентационных уроков | |||||||
Тема 16. | Активные формы профориентационной работы | |||||||
Раздел II. | ||||||||
Тема17. | Этические проблемы деятельности профконсультанта | |||||||
Тема18. | Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников | |||||||
Тема19. | Работа социального педагога с родителями | |||||||
Тема20. | Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии | |||||||
Тема 21. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | |||||||
Тема 22. | Организация и выполнение профессиональных проб школьников | |||||||
Тема 23. | Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки | |||||||
Тема 24. | Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик | |||||||
Тема 25. | Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик | |||||||
Тема 26. | Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся | |||||||
Тема 27. | Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов | |||||||
Тема 28. | Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ | |||||||
Тема 29. | Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП) | |||||||
Тема 30. | Самопрезентация | |||||||
Тема 31. | Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии | |||||||
Всего по курсу: | ||||||||
|
|
|
Содержание курса
Темы лекционных занятий
Тема 1. Теоретические основы профориентологии
Основные концептуальные положения. Определение понятия "профориентология", цели и задачи науки. Предмет и методы исследования профориентологии. Концепция профессионального становления личности как частная методология профориентологии.
Тема 2. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Определение понятия "профориентация". Цели и задачи профориентационной работы. Профориентация как система
Цели и задачи профориентационной работы. Новые требования общества к организации профориентационной работы в общеобразовательной школе в современных экономических условиях. Учет объективных и субъективных факторов в процессе профориентационной деятельности. Определения понятий "профориентация", "профессия", "специальность", "должность", "адаптация", "профессионализация".
Функции профориентации. Основные субъекты государственной системы профориентации и психологической поддержки. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов. Критерии успешности профориентационной деятельности.
Тема 3. Профессиональное самоопределение
Типы и уровни самоопределения. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Соотношение понятий "личностное самоопределение", "профессиональное самоопределение", "карьера". Характеристика самоопределения на разных возрастных этапах. Условия успешного профессионального самоопределения.
Тема 4. Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения
Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации образования. Концептуальные подходы к профессиональному самоопределению школьников в условиях профильного обучения. Предпосылки к становлению нового педагогического явления – профессиональной ориентации школьников.
Тема 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе
Структура профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Цели и задачи профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Структура системы профориентации. Место и роль социального педагога в деятельности школьной системы профориентации.
Тема 6. Профессиональное консультирование
Понятие "профессиональная консультация". Принципы организации и проведения профконсультации.
Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы. Общее представление о практической профконсультационной методике. Типы профконсультаций: справочно-информационная, диагностическая, формирующая и медицинская. Критерии успешности профориентационной деятельности.
Тема 7. Педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога
Роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе будущей профессии. Значение диагностики в профориентационной работе. Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее развития. Классификация диагностических материалов на основе уровня сложности профориентационной работы.
Тема 8. Классификация профессий (по Е. Климову)
Понятие о типах профессий, специальностей. Специальность типа человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система. Их общая характеристика. Классификационные признаки: цель труда, орудия труда, условия труда. Карта мира профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.
Тема 9. Профессиография. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора
Понятия: профессиографирование и профессиограмма. Типы профессиограмм. Различные варианты составления профессиограмм. Общая схема профотбора. Профотбор и профподбор. "Формула профессий". Схема анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации. Основная проблема профессиографирования и психологии труда.
Тема 10. Психофизиологические основы способностей
Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей. Природные предпосылки способностей и таланта. Формирование способностей.
Тема 11. Профессиональная личная перспектива (ЛПП)
Типы профпланов. Схема построения профессиональной личной перспективы как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения. Основные факторы выбора профессии. "Восьмиугольник" основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову).
Тема 12. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии
Содержание и методы работы социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии. Методика пропагандыпедагогических знанийпопрофориентации среди родителей. Формы пропаганды педагогических знаний по профориентации среди родителей применительно к возрастным этапам развития школьников. Групповая и индивидуальная формы работы социального педагога с родителями. Привлечение родителей к профориентации школьников.
Тема 13. Этапы профессионализации
Динамика развития профориентационной деятельности. Характеристика стадий развития: ознакомительная, адаптационная, стадия становления.
Тема 14. Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности
Развитие профориентационно-психологической культуры учащихся (актуализация знаний о направленности, ценностных ориентациях и мотивационно-потребностной сфере личности, мире профессий и специальностей, определение жизненных планов, осознание важности временной перспективы, знакомство с основами теории и практики построения профессиональной карьеры).
Тема 15. Активные формы профориентационной работы
Проблема активизации оптанта в профессиональном самоопределении. Основные модели активизации учащихся. Внешние и внутренние средства активизации. Основные группы активизирующих профориентационных методов: профориентационные игровые упражнения; сюжетно-ролевые игры; коллективно-творческие игры; бланковые игры; карточные информационно-поисковые технологии. Общая характеристика активизирующих профориентационных методов.