1. Изучить самостоятельно следующие темы и подготовиться к собеседованию по ним:
· взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза;
· обзорная характеристика мира профессий;
· о профессиональном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте;
· развитие профориентации в дореволюционной (царской) России, СССР и Российской Федерации;
· профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема;
· профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов;
· предпрофильная и профильная ориентация школьников;
· роль современных средств массовой информации в формировании профессиональных и жизненных стереотипов;
· психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху рыночных отношений;
· престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников;
· представление об успешной карьере как фактор профессионального самоопределения подростков;
· влияние тревожности подростков на профессиональные выборы;
· зависимость профессионального самоопределения от уровня развития интеллекта;
· ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении;
· зависимость профессиональных выборов от личностных особенностей старших подростков.
2. Подготовиться к терминологическому диктанту (Приложение 1).
3.Изучить определения современных профессий, подготовиться к контрольной работе (Приложение 2).
1. Изучить содержание и методику проведения профориентационных игр для последующей реализации их на практических занятиях.
Бланковые игры с классом:
1. "Бизнес-риск-мен";
|
2. "Торг";
3. "Я-компаньон".
Карточные бланковые игры:
· "Комплимент";
· "Медоворот";
· "Болван";
· "Сударь-государь".
5. Работа с ПК по профессиональной диагностике учащихся:
· Диагностические материалы для изучения познавательной сферы старшеклассников:
- Анкета старшеклассника;
- Карта интересов;
- Определение типа личностной направленности;
- Тест интересов и склонностей;
- Схема анализа профессии.
· Диагностические материалы для изучения мотивационно-потребностной сферы старшеклассников:
- Анкета изучения жизненных потребностей;
- "Мотивы выбора профессии";
- Сводная таблица результатов исследования гендерных аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками (по материалам анкеты старшеклассника);
- "Ценностные ориентации";
- "Трудовые ценностные ориентации старшеклассников";
- Тест-опросник для определения уровня самооценки;
- "Самооценка волевых качеств";
- Опросник тревожности;
- "Индекс жизненной удовлетворенности".
· Диагностические материалы для изучения коммуникативно-поведенческой сферы старшеклассников:
- Опросник для определения структуры темперамента;
- Тест изучения характерологических особенностей;
- Исследование коммуникативных установок личности;
- "Коммуникативные и организаторские способности";
- Шкала самоэффективности.
· Диагностические материалы для изучения потенциала развития старшеклассников:
- "Творческий потенциал";
- Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ).
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
|
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу " Основы профориентологии"
1. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Цели и задачи профориентационной работы. Профориентация как система.
2. Личность в мире профессии. Понятие "профессия". Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности.
3. Инновационная деятельность по профориентации в условиях пред профильной подготовки и профильного обучения учащихся.
4. Пути и способы повышения эффективности профориентационной деятельности в процессе образования современных школьников.
5. Критерии и способы оценки эффективности профориентационной деятельности социального педагога.
6. Методы активизации профессионального самоопределения (игровые профориентационные упражнения).
7. Профориентационные игры с учащимися старших классов.
8. Активизирующие профориентационные опросники.
9. Роль социального педагога в системе подготовки учащихся к выбору профессии.
10. Приоритеты профориентационной работы в условиях современной России.
11. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов.
12. Соотношение понятий: "профориентация", "профессиональное самоопределение", "личностное самоопределение", "профессиональный выбор", "карьера".
13. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде.
14. Методика подготовки учащихся к самопрезентации.
15. Схема построения профессиональной личной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.
|
16. Понятие "профессиограмма", типы профессиограмм. Профессиограмма социального педагога. Её характеристика.
17. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения рыночных отношений.
18. Профконсультация, требование к ее организации и проведению, типы профконсультаций, этические принципы профконсультирования.
16. Терминологический диктант (адаптация, профессия, специальность, профессиональная пригодность, профессиональное самоопределение, профессиональный отбор, оптант, профессиография, профессиограмма, самопрезентация, профессиональный личный план, резюме, интервью).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Глоссарий
Имидж профессии — эмоционально окрашенный стереотип восприятия профессии массовым обыденным сознанием.
Карьера — успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности и др.
Квалификационная характеристика — государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста.
Квалификация — уровень подготовленности работника к профессиональной деятельности, степень и вид его профессиональной облученности, наличие у него знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для выполнения им определенной работы.
Компетентность (от лат. competens — соответствующий, способный) — глубокое знание сущности выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующего объема знаний и умение актуализировать их в процессе реализации своих профессиональных функций.
Оптация (от лат. optatio — желание, выбор) — принятие принципиального решения о выборе пути профессионального развития.
Престиж профессии — общественная оценка профессии, оказывающая огромное влияние на работающего ипретендента на вакантную должность.
Профессиограмма — характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Профессиография — описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям.
Профессиология — наука, объектом которой являются различные профессии, изучаемые методами социологии, психологии, физиологии, гигиены, медицины, педагогики; предметом — их взаимодействие с работниками и коллективами; задачами — их рационализация и проектирование с целью улучшения трудовой экспертизы, профессиональной подготовки, оздоровления условий и режима труда, повышения его производительности и удовлетворенности им.
Профессиональная адаптация — процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности испособствует закреплению молодых специалистов на предприятии.
Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует наличия специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов иусловий) различают виды профессиональной деятельности.
Профессиональная идентичность — профессиональный Я-образ, включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного Я, сознание своей тождественности с профессиональным образом Я.
Профессиональная мобильность — способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие в новых условиях знания и умения, обеспечивающие успешность новой для данной личности профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.
Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, и навыков приемлемой производительности труда; в понятие профессиональной пригодности входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная проба — это профиспытание и профпроверка, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная проба способствует сознательному, обоснованному выбору профессии оптантом, выступающим в качестве субъекта профессионального выбора. Ее цель — актуализация процесса самоопределения личности через специально организованную, профессионально направленную учебно-трудовую, познавательную деятельность.
Профессиональная характеристика — описательная модель профессии, определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к содержанию профессионального образования и к личности обучающихся.
Профессионально важные качества — свойства индивида, обеспечивающие успешность профессионального обучения и профессионального труда, ослабление которых приводит к стойким ошибочным действиям.
Профессиональное консультирование — метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также в преодолении трудностей профессиональной жизни.
Профессиональное самоопределение — самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.
Профессиональный выбор — решение, затрагивающее ближайшую профессиональную перспективу, конкретный жизненный план с учетом или без учета отдаленных последствий принятого решения.
Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и к успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В профессиональном отборе выделяются четыре компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
Профессиональный план — заключительный этап профессионального самоопределения школьников, включающий в себя осознанный выбор профессии и путей ее получения.
Профессия — вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы.
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильная школа — институциональная форма реализации профильного обучения.
Психограмма — часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологические свойства, психологические качества и способности, обеспечивающие успешное овладение данной профессией.
Специальность — конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2