С иллюстрациями Уэйна Андерсона 1 глава





Несомненно,
«П о л ё т д р а к о н о в »
представляет собою пример удачного сочетания в одной книге
фактов с фантазией, науки — с романтикой, а текста — с иллюстрациями.
На основе изящно выстроенных рассуждений Питер Дикинсон,
удостоенный за свои романы целого ряда призов,
последовательно доказывает:
Драконы реально существовали!
В мифах народов мира содержится множество
удивительно согласующихся между собою прямых или косвенных сведений
о размерах и природе этих мифологизированных чудищ.
И вот Питер Дикинсон сплёл эти интригующие народные истории и предания
в увлекательном повествовании о том, как могло не просто взлетать,
а ещё и управлять своим полётом столь крупное существо как дракон.
Теория Дикинсона безупречно объединяет дошедшие до нас
сведения о способе полёта драконов,
их пищевых пристрастиях и личной:) жизни.
В своей романтической, но при этом
несомненно исследовательской и совершенно очаровательной
реконструкции уникального образа жизни драконов
он повествует о реальных причинах возникновения
золотых сокровищниц древних крылатых рептилий,
а также об особенностях спаривания и эволюционного цикла
этих загадочных существ.

 

  Copyright © Collins & Brown Ltd 1998 Text copyright © Peter Dickinson 1979, 1998 Illustrations copyright © Wayne Anderson 1979, 1998 Оригинальное издание © Paper Tiger 1999 Перев. с англ. © YuKan 2003 Вёрстка © Таннин 2003 Впервые электронная версия этой книги была опубликована на сайте Dragon's Nest, 2003

Питер Дикинсон «Полёт драконов». Оглавление

 

ГЛАВЛЕНИЕ · Введение · Полёт o Летучие Кирпичники · Огненное дыхание o Лапы и крылья · Кровь дракона o Лётные полости · Эволюция · Жизненный цикл o Драконы в Англии · Герой с мечом o Способы убиения дракона · Сокровища дракона o Пещерная живопись · Речь драконов · Беовульф o Китайские драконы · Свидетельства в пользу драконов · Несколько классических работ · Автор и художник

 


 

Питер Дикинсон «Полёт драконов». Введение

ВЕДЕНИЕ Эта книга — о крылатых огнедышащих драконах. Существуют три возможных точки зрения по поводу реальности этих великолепных животных: 1) это существа целиком и полностью вымышленные; 2) в значительной степени они существа вымышленные, но их образы содержат элементы, восходящие к искаженным описаниям реальных животных — крокодилов, удавов, морских змей, скатов и так далее; 3) они действительно существовали. Я придерживаюсь третьей точки зрения.
  Нет, я не собираюсь доказывать, что девяностофутовые ящерицы когда-то парили в небесах и сжигали выдыхаемым ими пламенем целые селения, поскольку не считаю, что доказать это возможно. По причинам, которые будут изложены далее, я также полагаю невозможным, что когда-либо будут обнаружены окаменевшие останки подлинного дракона, а по ряду других причин очень маловероятно, что где-либо будут найдены наскальные рисунки, изображающие пещерных жителей Каменного века, сражающихся с этим свирепым противником. Но я могу предложить целостную, внутренне взаимообоснованную теорию, которая, как минимум, выглядит не менее правдоподобно, чем та, что объявляет драконов существами целиком и полностью вымышленными. Главными в этой теории являются именно её целостность и взаимосвязность, а не то, что я могу предположить некий способ, позволявший драконам выдыхать пламя, а потом — не зависящий от него другой, благодаря которому они могли летать, а потом — что-то ещё, объясняющее предполагаемый волшебный характер крови дракона, и дать последующее пояснение, что всё это могло быть свойственно одному и тому же существу, которое развивалось не так, как это происходит с обычными животными. Какими бы необычными ни были формы проявления жизни, присущие тому или иному виду существ, все они основываются на некой специфической особенности, этому виду свойственной. И как только существо принимает, если можно так выразиться, решение жить неким особенным образом, всё в нём с неизбежностью должно подчиняться и служить проявлением этой единой основы. Так что если драконы существовали, то и с ними дело должно было обстоять именно так. Эта книга называется «Полёт Драконов», поскольку предлагаемая мною теория основывается на том, что специфической особенностью, определившей всё существование драконов, оказался выработанный ими уникальный способ полёта. Они вырастали до громадных размеров, потому что такие размеры были необходимы для успешного полёта. Они выдыхали пламя, что было необходимо им для того же. «Кровь» драконов имела, как рассказывают, волшебные свойства, поскольку её специфический химический состав был также необходим для особого способа полёта. И так далее. Полагаю, что по ходу изложения теории я смогу также показать, как форма существования, которая развилась благодаря этой исключительной особенности драконов, потребовала от них в качестве «диетической» пищи отдавать предпочтение именно юным леди благородного происхождения. Возможно, читатель будет удивлен, обнаружив, что большинство приводимых мною свидетельств взято из вымышленных описаний драконов — причём не просто из древних преданий, которые, как можно было бы предположить, имеют определённую связь с ещё более древними фактами, а и из современной фантастики — т. е. из описаний, которые сами авторы и читатели таких книг обычно полагают чистейшей фантазией. Я непременно вернусь к обоснованию использования именно этих источников позднее, а пока хотел бы попросить вас постараться, насколько это возможно, не относиться к моему использование таких описаний как к авторской причуде.

 


 

Питер Дикинсон «Полёт драконов». Полет

ОЛЁТ «Дракон парил над ними. Примерно девяностофутовый в размахе своих широких перепончатых крыльев, сиявших в свете раннего солнца подобно золотистой парчовой дымке, и в длину он был не меньше. Тощий, поджарый как борзая, с когтистыми лапами ящера, весь покрытый змеиной чешуёй.» Урсула Ле Гуин «На дальнем берегу »

 

Задача формулируется очень просто. Как могло существо, имеющее описанные выше размеры, не просто взмывать ввысь, и ещё и парить? В природе существует всего несколько животных, способных именно парить или планировать, вроде летучей рыбы и белки-летяги, которые могут оставаться в воздухе крайне непродолжительное время. Кроме этого, есть три типа летающих существ — птицы, летучие мыши и насекомые. Обнаруженные ископаемые отпечатки содержат информацию о четвёртом виде, ныне вымершем — о птеродактилях. При этом полёт любого существа зависит от двух связанных друг с другом факторов: 1) давление воздуха под крылом должно быть больше давления над крылом, и эта разница в давлениях обеспечивает животному необходимую подъёмную силу; 2) подъемная сила должна превосходить общий вес животного. Вопрос о весе является решающим, потому следующим нашим шагом должна стать попытка оценить вес дракона. Здесь возможны лишь очень приблизительные расчёты, но проделаем их. Дракон, описанный Урсулою Ле Гуин, составлял девяносто футов в длину, но насколько он был «тощим»? Далее в той же книге есть упоминание о двух людях, восходящих на спину дракона за четыре шага, что соответствует пяти ступенькам. Оба эти человека были крайне измождены, находясь на последней стадии истощения — следовательно, шаг их мог составлять около восемнадцати дюймов (порядка 0,5 м. — Прим. переводчика.), что даёт нам толщину тела дракона около семи с половиной футов (т. е. около 2,25 м. — Прим. переводчика). Мы уменьшим её ещё, до шести футов (1,8 м. — Прим. переводчика.) — действительно невообразимая «стройность» для девяностофутового зверя. И предположим, что его тело равномерно сужается к хвосту от этого самого толстого места — маловероятно, но я допускаю всё это, чтобы приблизиться к минимально допустимому весу. В результате получаем объём тела в пределах восьмисот кубических футов. В ходе эволюции организмы всех летающих животных формировались, исходя из максимальной экономии веса, благодаря чему, в частности, возникли и полые кости, однако есть предел и этому. Таким образом, без учёта веса крыльев, тело подобного объёма могло весить порядка 20 000 фунтов (около 9 тонн. — Прим. переводчика). Год 793 от Р. Х.: Зловещие знамения возникали над землёй Нортумбрианской и ввергали людей в трепет. Били ужасающие молнии, а в воздухе видели летящих огнедышащих драконов. Англо-сансконские хроники В животном мире рекорд грузоподъёмности принадлежит канадскому гусю и составляет 4,2 фунта (1 фунт = 0,45 кг. — Прим. переводчика.) тела на квадратный фут (1 фут = 0,3 м. — Прим. переводчика.) крыла. Для сравнения: ласточка каждым кв. футом своих крыльев поднимает 0,3 фунта. Среди насекомых славится шмель, поднимающий 2,5 фунта. Такая разница в подъёмных силах объясняется особенностью перьев, позволяющих воздуху проходить сквозь них сверху вниз, но не обратно, благодаря чему и создаётся перепад давлений. Некоторые художники рисовали драконов с птичьими, т. е. покрытыми перьями крыльями, но это всегда выглядит неправдоподобно, потому разумнее предположить у нашего дракона подъёмную силу крыла эквивалентную шмелиной. Тогда для подъёма своих 40 000 фунтов ему потребуются крылья площадью около 16 000 кв. футов. Придайте этим крыльям привычную форму — т. е. почти прямоугольную, с шириной от передней до задней кромки в одну треть длины тела и чуть суженную по краям — и окажется, что они должны иметь размах более 500 футов. Однако это не просто в пять с лишком раз шире, чем у дракона Орма Эмбара, описанного Урсулой Ле Гуин во фрагменте, приведенном в начале этой главы, но и совершенно невозможно с точки зрения аэродинамики. Конечно, можно сказать, что описания, из которых я почерпнул все эти числа, неточны, но даже если мы уменьшим все полученные данные вдвое, то всё равно получим существо либо вообще не способное летать, либо обладающее крайне низкой маневренностью. При этом не будем забывать, что в своих расчётах я, насколько это было возможно, трактовал все допущения исключительно в пользу дракона. К примеру, те же канадский гусь и шмель, столь эффективно распоряжающиеся своим весом, имеют приземистые коренастые тела. Основную массу их тел составляют мышцы, обеспечивающие полёт и потому располагающиеся максимально близко к основаниям крыльев. Летуны же с телами, устроенными иначе, нуждаются в куда больших поверхностях крыльев, более сопоставимых с ласточкой (её удельная грузоподъёмность всего 0,3 фунта на кв. фут) или даже с бабочкой (0,025). Теперь… он недооценил мощь своих драконьих крыльев. Земля не мчалась ему навстречу. Наоборот, она было далеко-далеко внизу — небольшие разрозненные заплатки лесов, перемежающиеся пустошами. Он был по меньшей мере в паре тысяч футов над нею и стремительно взмывал всё выше и выше… Очевидно, гигантская мускульная сила дракона быстро поднимает его на достаточную высоту, но там уже встаёт вопрос поиска подходящего ветра или восходящего тёплого потока. Гордон Р. Диксон «Дракон и Джордж» Можно подойти к этому вопросу и иначе. Самые большие летающие птицы — дрофа Кори, белый пеликан, лебедь-шипун, калифорнийский кондор — все имеют вес около 27 фунтов при наибольшем размахе крыльев порядка 13 футов. Среди древних окаменелостей найдены ископаемые останки птерозавра Pteranodon и гигантского кондора Teratornis, весивших, как полагают, 40 и 45 фунтов соответственно. Но оба они, конечно, вряд ли были способны на что-то большее, чем парить в восходящих воздушных потоках. Любопытно, что с недавних пор рекорд по весу тела среди летающих животных принадлежит человеку. В 1976 году в результате экспериментов с аппаратами, приводимым в движение мускульной силой человека, установлено, что с помощью огромных крыльев возможен перелёт человека и собственно летательного механизма — весом около 400 фунтов — на расстояние в целую милю. Среди издержек такой победы значатся полная неспособность к маневру и максимальная скорость всего в несколько метров в час. По сути, существуют естественные ограничения на вес и размер для успешного полёта того или иного животного. (Не стал исключением и взлетевший человек: его крылья были невероятно хрупкими, а сам он к концу каждого полёта был крайне истощен, к тому же из минимум двадцати неудачных попыток благополучно завершился лишь один перелёт.) Таким образом, любое существо, имеющее столь изрядные габариты, как у драконов, летать было не способно. И всё же они летали. Они не были простыми планёрами, зависящими, подобно птерозаврам, от крутизны скалы или утёса, или, подобно альбатросам, — от прихоти волн. Они летали маневренно и быстро. Перелёт от Одинокой Горы до Озёрного города был совершён драконом Смогом всего за полночи (путешествие, предпринятое Бильбо и гномами по тому же маршруту в обратном направлении, заняло у них три дня)1— при этом ночью не бывает никаких термалей, т. е. восходящих воздушных потоков, способных обеспечить свободный полёт. Дракон Калессин доставил Геда и Аррена от Селидора до Хавнора — через пол-Земноморья! — за несколько дней.2 Но куда примечательней, чем скорость полёта, — способность драконов парить. Но парить без помощи термалей в течение сколь угодно долгого времени способны лишь очень небольшие птицы и насекомые. Птица размером с голубя может проделывать это лишь несколько секунд. А любое существо более крупных размеров вообще не способно добиться того, что требует быстрых махов крыльями. Ясно, что в наши рассуждения вкралось что-то принципиально неверное, что-то, что не может быть сведено к простой ошибке в исходном описании. Уменьшим длину дракона до, скажем, двадцати футов, и снабдим его крыльями размахом в сорок футов, и он по-прежнему будет не в состоянии летать. Увеличим эффективность крыла за пределы любой из известных на планете — результат окажется тем же. Что там у нас ещё остаётся? Остаётся вес. Да, для того, чтобы летать, драконы должны были быть почти невесомыми. Если обратиться теперь к рассмотрению всё более и более крупных птиц, окажется, что кривая необходимой для полёта силы будет постоянно смещаться вверх и вправо, и хотя доступная сила при этом будет возрастать, но не настолько, как сила необходимая. Очень большие птицы, типа большого африканского стервятника, обладают, очевидно, силой, достаточной для горизонтального полёта, но не способны хотя бы на кратковременное парение… Нельзя лететь со скоростью, не достигшей определённого минимума… потому приходится разгоняться, разбегаясь по земле, пока не сможешь от неё оторваться… Колина Дж. Пенникуик «Полёт животных» Ликование прекратилось, а радость обернулась ужасом. Именно потому дракон и не застал их врасплох. И очень скоро, уж настолько велика была скорость дракона, они увидели мерцающую искру, летящую к ним и становящуюся с каждым мгновением всё крупнее и ярче… Каждый воин был вооружён, каждая стрела, каждый дротик были приведены в боевую готовность, а мост был обрушен и уничтожен прежде, чем ужасающий рёв приближающегося Смога стал оглушающим и озеро подёрнулось багряной рябью от жуткого плеска его крыльев. Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или Туда и обратно»   Естество и Образ: предположим, все летающие существа вымерли, а все точные их изображения погибли, но художники продолжали рисовать их сначала по памяти и сохранившимся описаниям, а потом уже просто опираясь на традицию. Процесс, в ходе которого изменялись бы такие изображения, был бы постепенным. Пчела представляет раннюю стадию возможной эволюции образа: крыло упрощено, а тело увеличено настолько, что уже сомнительно, могло ли летать такое существо. Птица куда ближе к тому итоговому изображению, которое могло бы возникнуть в ходе таких творческих метаморфоз. Обратите внимание на явно гипертрофированные клюв, глаза, когти и на то, насколько сомнительными оказались при этом аэродинамические свойства получившегося создания — передняя кромка его крыла образована всего одним из его перьев, тогда как перья остальные просто-напросто скрывают под собой массу анатомических загадок.

 


 

Питер Дикинсон «Полёт драконов»

Летучие кирпичники Предположим, некоему воображаемому существу достались крылья из двух суповых тарелок: по штуке на сторону. Ему вряд ли удастся приличный полёт, потому что двух таких тарелок хватит лишь на то, чтоб поднять в воздух один кирпич. Выглядеть Летучий Кирпичник будет примерно так:   Некоторые авторитеты упоминают Большого Кирпичника, чьё тело в каждом измерении вдвое шире и потому состоит из восьми кирпичей при шестнадцати суповых тарелках, требующихся, чтобы поднять всё это дело в воздух. Выглядеть Большой должен примерно так:   Однако если Большого Кирпичника ещё как-то можно себе представить, то существо, которое мы назовём Кирпичником Тиранозаврусом, — ни за что. Предполагается, что размеры его в каждом измерении уже в шесть раз больше, чем у обычного Однокирпичника. Иными словами, тело Тиранозавруса состоит аж из 216 кирпичей. Вроде бы не ахти какой штабель — четыре фута длиной, два фута шириной и полтора фута высотой, но чтоб поднять его в воздух потребуются, как-никак, 432 тарелки, организованные в крылья по шесть штук в высоту и тридцать шесть в ширину при общем размахе крыл порядка пятидесяти футов.

 


 

Питер Дикинсон «Полёт драконов». Огненное дыхание

ГНЕННОЕ ДЫХАНИЕ «Эти драконы вырастают невероятно большими, а из пастей их далеко разносится плотное зловонное дыхание, подобное густому дыму, поднимающемуся при пожаре. Когда приходит их время, они собираются вместе и развивающимися крыльями начинают поднимать себя в воздух. Затем, по воле Божьей, став слишком тяжёлыми, они падают в реку, вытекающую из Рая, и в ней гибнут. Те, кто живёт рядом, ждут времени драконов, а когда видят, что все драконы пали, выжидают ещё семьдесят дней. Затем спускаются и исследуют останки в поисках карбункула, гнездящегося во лбу дракона.» Джорданус «Чудеса Востока»

 

Итак, вопрос, поставленный нами, должен формулироваться иначе. Не «Как могло летать такое громадное животное?», а — «Зачем животному, нуждающемуся в полёте, вырастать до таких размеров?» Было ужасно жарко, и даже высоко в воздухе, где парил невидимый Принц… клубы пара, дыма и пламени, извергаемые Огнедышащим из ноздрей, способны были устрашить и самого отчаянного храбреца. А склоны холма были усыпаны почерневшим прахом его жертв, кого он испепелил, едва они вышли, чтобы сразить его. Эндрю Лан «Принц Приджио» Впервые столкнувшись с приведенным выше крайне запутанным, но чрезвычайно любопытным отрывком из сочинения Джордануса, я прежде всего увлёкся идеей, что имею дело с описанием периода спаривания драконов. И до сих пор полагаю, что всё это так и есть, но вернёмся к этому позднее (как и к чрезвычайно быстрому разложению драконьих тел и упомянутым там же драгоценным камням). А сейчас хочу сосредоточиться на любопытном явлении изменяющегося веса. Конечно, сам Джорданус никогда не видел дракона. (Мне кажется невероятным, чтобы кто-то умудрился прожить порядка тысячи лет.) Подобно многим образованным людям он наверняка скопировал эту историю из какой-то древней рукописи, возможно объединив при этом два или три источника, стараясь согласовать их там, где они противоречили друг другу. В свою очередь, эти источники тоже могли быть списками с ещё более древних списков или записями пересказов, уходящих своими корнями к тем временам, когда традиция жила лишь в устных преданиях, а, в конечном счете, — к некоему путешественнику, который подлинно видел полёт дракона. Тем не менее, подлинное знание о драконах не исчезало, хотя могло так или иначе искажаться в пересказах. Причиной этому, в частности, могло быть и то, что в древних манускриптах отсутствуют знаки препинания, потому зачастую трудно определить, как именно следует читать и понимать тот или иной фрагмент. Как я уже сказал, первой мыслью, пришедшей мне в голову в ходе чтения фрагмента из «Чудес Востока», был то, что здесь описано спаривание драконов в полёте. Упомянутые там же «развивающиеся крылья» свидетельствовали в пользу этой версии. Я подумал, что, возможно, полёт драконам мог быть необходим только в период спаривания (как это происходит у некоторых общественных насекомых), а после полёта все преуспевшие драконы-самцы погибали. Я обдумывал эту идею, пока однажды, совершенно случайно, не увидел по телевидению старую документальную съёмку, запечатлевшею аварию дирижабля «Гиндербург», новым светом озарившую все мои тогдашние идеи. Наблюдая за гигантским корпусом дирижабля, сминающимся и распадающимся в воздухе на пылающие лохмотья с поднимающимися над ними клубами дыма, я сказал себе: «Он загорелся и упал», и вдруг вспомнил о Джорданусе. И всё стало на свои места. Я понял, что «Гиндербург» был не просто очень большим аппаратом, способным летать, — это был прежде всего аппарат, который мог летать лишь потому, что был очень большим. Тут же нашлись ответы и на остальные вопросы. «Наконец, дамы и господа! Что за дивное зрелище, волнующее, изумительное зрелище… Лучи солнце, отражаясь в окнах западной стороны палубы наблюдений, сияют подобно драгоценным камням на чёрном бархате… О! О! О!… Взрыв, всё объято пламенем… сделайте же хоть что-нибудь, пожалуйста, о Боже, это ужасно, Боже мой, помогите им, пожалуйста, он горит, весь объят пламенем и падает… О! Хуже быть не может… О! Какой кошмар… О! И все люди… » Радиокомментарий при крушении дирижабля «Гинденбург» «Икар, опьянённый полётом и пренебрёгший предупреждением отца, поднялся к самому солнцу. Его самомнение было наказано богом солнца Фебом Аполлоном, чей гневный жар растопил воск, на котором держались крылья гордеца, и Икар погиб, рухнув с небес на землю. Так повествует миф… Однако что же представлял собою наполненный горячим воздухом воздушный шар, созданный отцом Икара, Дедалом — огромный мешок из тонкой, тщательно выделанной шкуры животных, подогреваемый огнём из веток или сухой травы и имеющий корзину, в которой мог бы поместиться человек… возможно, неловкое обращение с огнём стало причиной того, что вся эта хрупкая конструкция внезапно вспыхнула и превратилась в стремительно летящий к земле огненный шар. Патрик Абботт «Дирижабль»
1. Драконы могли летать, потому что основной объём их тел составляла полость, наполняемая более лёгким, чем воздух, газом. 2. Драконы нуждались в таких огромных телах, чтобы обеспечить объём газа, достаточный для подъема в воздух всего чудища. 3. Драконы не нуждались в огромных крыльях, потому что крылья использовались не для удерживания тела в воздухе, а только для горизонтального перемещения и маневрирования. 4. Драконы выдыхали огонь, потому что это было им необходимо. Это было неотъемлемой частью их особого способа полёта. Джорданус пишет, что драконы начинают поднимать себя в воздух, а потом, «став слишком тяжёлыми», падают. Сразу ясно, что он описывает нечто, чего сам не понимает. Никакое животное, прошедшее долгий эволюционный путь по выработке собственного способа полёта, не может ни с того ни с сего оказаться «слишком тяжёлым» для нахождения в воздухе. Однако если предположить, что некогда увиденное кем-то из древних путешественников воздушное действо было не чем иным, как своего рода брачным танцем, то эта сцена в сочетании с предыдущей фразой о драконах, выдыхающих «зловонное дыхание», подобное дыму при пожаре, наполняется реальным смыслом. Стычка между двумя молодыми драконами, уже созревшими для полёта, но ещё не набравшихся опыта участия в брачных поединках. Такие стычки были опасны для их участников не столько из-за вреда, который противники могли непосредственно причинить друг другу, сколько из-за риска израсходовать на выдох пламени в пылу поединка чрезмерное количество необходимого для полёта газа, оперативно восполнить который внутренняя система драконьего газоснабжения была не в состоянии. Но именно в таких стычках постепенно и вырабатывался опыт, необходимый для победы брачных играх. (К слову, обратите внимание, что и в этой книге при изображении крыльев или тел драконов художник более склонен придерживаться общепринятой точки зрения, нежели той, которая излагается в тексте.) …будь как можно более внимателен, и вот узришь змиев, сражающихся друг с другом в облике двух безобразных животных. Но в конце концов они всё же оборотятся драконами, парящими в воздухе, а затем, когда будут уж вовсе измождены этим своим нещадным боем, свалятся наземь в виде двух симпатичных поросят… «Мабиногион»   Брачные состязания драконов не были схожи с принятыми у самцов общественных насекомых, состязающихся в преследовании новорожденной матки-«королевы». У драконов, видимо, это было чем-то более схожим с противостоянием готовящихся к спариванию оленей, в котором самцы сражаются друг с другом за право оплодотворять самок. Но если у оленей основным «аргументом» в таком поединке всегда были ветвистые рога, то у драконов — выдыхаемое ими пламя. Как в большинстве других подобных брачных состязаний, поединок носил, прежде всего, ритуальный характер, с незначительным причинением ущерба, и был по большей части чисто демонстративным — обильные клубы едкого дыма, снопы пламени — столь же столь же по-своему впечатляющие, как хвосты павлинов или соловьиные трели. Была, однако, и опасность. Если от избытка страсти дракон исторгал слишком много пламени, неэкономно расходуя удерживающий его в воздухе газ, он терял свою подъёмную силу и погибал, низвергнувшись с высоты наземь.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: