Диалектика-учение о развитии. Такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. (Парминид - бытие неподвижно/Гераклид - изменчиво)
Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.
Выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику немецкой философии (Гегель) и материалистическую диалектику.
У Гегеля диалектика предстала в виде саморазвития и саморазвертывания абсал. духа в реальном мире. (первична идея, она активна). Противоречие етода и системы показал Энгельс: метод-диалектика, система-идеализм. Метод-признание развития, система-требовала завершенного процесса развития (за пример-прусская монархия.). Гегель разработал систему законов/законы диалектики:
1) Перехода коллич изменений в качественные(объясняет механизмы развития, как оно происходит)
![]() | ||
![]() |
Количественные изменения накапливаются, скачок и-переход в новое состояние (пример-вода)
2) Единства и борьбы противоположностей (объясняет причины и источники развития-ими являются противоречия (внутренние и внешние)
3) Закон отрицания отрицания (объясняет направление развития)
Энгельс (книга «Антитеория) показал, что законы диалектики действуют не только в сфере мышления, но и в природе, обществе и познании.
Альтернативы
1. Метофизика-раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.
Центральным отделом метафизики яляется онтология (учение о бытии), исследование различных типов вещей (категорий), наличествующих в мире, а также типов отношений между вещами. Результаты такого рода исследований пытаются объяснить понятия, используемые людьми для понимания мира — категории, такие как существование, объект, свойство, время, причинность, вероятность и т.д. (не признаёт противоречий как источника развития/признает движение/не признает связь колличественного и качественного)
Формы мышления:
2. Софистика- рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные (см. Софизм). Будучи разновидностью метафизич. мышления, С. коренится в абсолютизации относительности познания. С. использует различные логич. ошибки, подмену понятий, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов. (стакан-и для этого и для этого..)
3. Эклектика- направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем.
4.Догматизм-способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике, такими как аксиомы в математике и постулаты в физике) и опирающийся на них. (Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики Пиррон и Зенон называли..)
Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.
Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм — это односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия и, как таковое, противостоит диалектике.
5. Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.
Д. Юм М. Монтень
Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма - утверждение "Философия - не наука!"
Основные положения античного скептицизма:
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет».
3. Подлинная философия скептицизма - молчание.
4. Следуйте «миру явлений».
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Бытие выступает во всем многообразии своей текучести (вспомните Гераклита): вроде бы и есть что-то определенное, но оно тут, же исчезает. Скептик указывает в этой связи на само время, оно и есть, но его и нет, «ухватиться» за него нельзя. Устойчивый смысл вообще отсутствует.
2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет».
Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то утверждать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение).
3. Подлинная философия скептицизма - молчание.
Мудрецу скептику лучше помолчать. Его молчание и является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно считать мудрым выходом из ситуации, но в нем нельзя и видеть пустоту мысли.
4. Следуйте «миру явлений».
Все текуче, поэтому живи так, как хочешь, принимай жизнь в ее непосредственной данности. Познавший многое не может придерживаться строго однозначных мнений. Скептик не может быть ни судьей, ни адвокатом. Скептик Карнеад, посланный в Рим ходатайствовать об отмене налога, один день выступал перед публикой за налог, другой день - против налога.
Античный скептицизм по-своему довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - это и своеобразный конец философскому поиску и указания на то, что необходимы новые усилия.