Имре Лакатос (1922-1974) – английский философ венгерского происхождения, ученик Поппера.
Философы могут рационально реконструировать научные открытия. Если под научными открытиями подразумевать значимые изменения теории, то в терминологии Куна это соответствует научной революции. Поскольку между старой и новой парадигмами нет рациональной соизмеримости, то революционные открытия могут изучать только психология и социология.
Научное знание развивается в ходе конкуренции теоретических конструкций. Стало быть, привилегированное положение определенной теоретической формы диктуется ее особыми достоинствами в сравнении с другими формами.
Структура научно-исследовательской программы: твердое ядро – эвристики – защитный пояс. Перед каждым методологом стоит сложная проблема выбора значимой модели анализа. Наука здесь представляет основания для самых разных вариантов: факты верифицируют теорию (логические позитивисты); проблема – гипотезы – фальсификация (К. Поппер) и т.д. Лакатос предпочел выстроить модель научно-исследовательской программы (НИП) с целой серией элементов.
«Твердое ядро». Эта метафора указывает на центральную часть НИП, которая состоит из одной или нескольких теорий. В этом качестве выступает весьма фундаментальное знание глубинных законов изучаемой предметной области.
Эвристики что-то запрещают и что-то разрешают. Сложность научного поиска заключается в том, что путь ученого не имеет должной определенности. А она наступает тогда, когда многое заведомо отвергается и признаются особенные «шаги». Такая двойственность и выражена эвристиками (греч. heureka – нашел), то есть нестрогими правилами, в которых нашла отражение творческая деятельность ученых. Таким образом, эвристики придают «твердому ядру» активную и гибкую динамику метода.
«Защитный пояс». У позитивной эвристики есть еще одна важная функция – защита твердого ядра от фактов-аномалий. Когда появляются данные, угрожающие положению ядра НИП, то ее сторонники конкретизируют теоретические законы рядом правил и создают тем самым гипотезы ad hoc. Они обеспечивают твердому ядру временное согласие с аномальными фактами.
Итак, если НИП успешна и прогрессивна, то в ней господствует тактика оправдания и верификации. В случае регрессивности НИП в отношении ее начинает доминировать стиль опровержения и фальсификации. Как видно, Лакатос снял односторонние оценки отношения между фактами и теориями со стороны логического позитивизма и критического рационализма.
Имре Лакатос (1922-1974)- английский философ науки венгерского происхождения.
Труды: Учение о научно-исследовательских программах
1) Научное открытие можно подвергнуть рациональной реконструкции
2) Наука-это не дуэль м/у теорией и фактами, а это конкуренция различных теорий в деле понимания фактов.
3) Решающая роль в истории науки принадлежит научно-исследовательским программам.
Негативн
Аномал. факты
Позитивные
4) Содержание исследовательской программы не меняется. Следующий элемент программы-эвристики (правила поиска). Есть эвристика негативная, есть позитивная.
Её функция-выстраивание защитного пояса м/у ТВ. Ядром и аномальными фактами.
5) В борьбе программ побеждает та, которая демонстрирует позитивный сдвиг проблемы.
![]() |
описание объяснения Предсказ. новые факты
![]() |
Регрессивный сдвиг факты позитивный сдвиг проблемы
проблемы
Здесь Рорти солидарен с «методологическим анархизмом» американского философа П. Фейерабенда (1924 - 1994). Его суть сводится к тезису «годится все». Это означает, что ученый может привлечь любую когницию из любой области познания, лишь бы она способствовала решению проблемы. В качестве источников идей может выступать практический опыт во всех его формах (бытовой, игровой, производственный), мифы, религиозные учения, искусство, философия. Если бы речь шла только о процессе заимствования внешних для науки идей, то ничего предосудительного здесь нет. Но Фейерабенд проводит мысль о том, что нет особого научного метода и граница между наукой и другими типами познания размыта. Вот с этим согласиться нельзя. Существуют достаточно универсальные нормы научного метода, приобретающие лишь некоторую специфику на каждом историческом этапе. К примеру, один из стандартов исследовательского метода требует, что если привлекается вненаучная когниция, то у нее должны быть устранены основные иррациональные значения.