Синтетическая теория эволюция: союз дарвиновской теории и генетики.




Законы Менделя устраняют «кошмар Дженкинса». До конца XIX в. в биологии господствовало представление о непрерывной наследствен­ности. На основе этой идеи в 1867 г. Дженкинс выдвинул против Дарвина весьма сильный аргумент. Любой новый признак, появившийся у гибрида неизбежно исчезнет при его скрещивании с традиционными формами. Из поколения в поколение наследуемая новизна будет разбавляться и в конце концов исчезнет. Этот довод Дарвин оценил как «кошмар Дженкинса».

Однако против него уже существовала достойная защита. Речь идет о результатах исследований австрийского (чешского) ученого Г. И. Менделя (1822-1884). Проведя серию опытов, он вывел несколько эмпирических законов, которые развенчали старое представление о непрерывном смеши­вании наследственных признаков. Последние передаются от родителей по­томкам в виде дискретных единиц (генов) и они в дальнейшем сохраняются. «Кошмар Дженкинса», угрожавший эволюционной теории, был снят.

Принципы СТЭ. В 1920-1930-х гг. сложилась синтетическая теория эволюции (СТЭ). Идею такого объединения предложил в 1926 г. советский биолог С. С. Четвериков и ее развили Р. Фишер (Англия), С. Райт (США), Э. Майр и др. Генетика объясняет то, как и откуда появляется новый материал для естественного отбора: мутации в виде резких и спонтанных преобра­зований дают случайные генные новообразования. Эволюционная теория описывает то, как естественный отбор распоряжается представленным ма­териалом. Речь идет о двух сторонах одной медали. И здесь понятно, почему единицей эволюции не может быть организм, а им является местная попу­ляция. Действие естественного отбора требует статистического многообра­зия, что и обеспечивают популяции. В новой теории было проведено четкое отличие эволюции от онтогенеза как развития индивида. Если последнее резко ограничено во времени, то эволюция не имеет локальных пределов во времени. Онтогенез происходит на основе генетической программы, эволю­ция же это не программированное развитие. Эволюция совершается путем проб и ошибок, она несет риск неудачи и в то же время она творит новые изменения. Позднее были сформулированы постулаты СТЭ: 1) случайные мутации суть материал для эволюции; 2) избирательная работа с мутациями позволяет естественному отбору продвигать эволюцию; 3) наименьшая еди­ница эволюции - популяция; 4) широкий биовид состоит из множества под­видов и популяций; 5) эволюция дивергентна - один предковый таксон дает много дочерних таксонов; 6) эволюция длительна и постепенна; 7) поток генов возможен только внутри вида как замкнутой системы; 8) у эволюции нет целевой и финальной направленности.

На уровне макроэволюции проявляет свою роль такой фактор как «изоляция» - любые барьеры, ограничивающие свободные особи и тем са­мым усиливающие генетические различия группы. Видов изоляци Пространственная изоляция состоит в наличии значительных расстояний и препятствий водного, горного и другого характера. Биотическая изоляция представлена различиями в органах размножения и временем половой ак­тивности. Осложнения спаривания из-за ритуалов ухаживания составляют этологическую изоляцию. Генетическая изоляция существует в виде гибели зиготы и стерильности гибридов.

Важный вклад в эволюцию вносят популяционные волны («волны жизни»). Речь идет о циклических колебаниях численности популяции: а) периодические колебания численности короткоживущих организмов; б) не­периодические колебания численности; в) сверхбыстрый рост численности в новых районах при отсутствии естественных врагов. Вместе с мутациями популяционные волны являются поставщиками материала для естественно­го отбора. Вместе с изоляцией они образуют мелкие шаги микроэволюции, которые обусловливают макроэволюцию. Она протекает па уровне надви-довых таксонов - классов, типов, царств. Здесь формируются крупномас­штабные изменения: необратимость эволюции, неравномерность ее темпов, общее повышение уровня организации жизни, канализирование путей раз­вития. Макроэволюция реализует две основные формы: 1) дивергенцию - разделение единых таксонов на несколько частей; 2) филетическую эво­люцию - превращение одного вида в другой. Вместе они дают древовидную эволюцию.

 

 

Проблемы теории познания в науке 17-18вв. Индуктивный и дедуктивный пути познания. Эмпиризм и рационализм в теории познания. Основные идеи и проблемы философии познания И.Канта.

Перед философией и учеными нового времени встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации философии. Если в средневековье философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, но теперь она ориентируется главным образом на науку. Родоначальниками новой науки и философии считаются Бэкон и Декарт. Бэкон делает упор на эмпирические исследования, на познавание природы. Он отвергает философию как созерцание и представляет как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Бэкон приверженец концепции двойственности истины – истины познания (истины философии) и истины «откровения» (истины о Боге). Бэкона часто называют основателем эмпиризма – направления, которые относит свои гносеологические посылки на чувственном познании и опыте. Эмпирия – опыт, опирающийся на эксперимент, а не на изолированное чувственное восприятие, является для Бэкона исходным пунктом нового научного метода. Всякое познание должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения частных фактов к общим положениям (индукции). При этом необходимо искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, отвергающие его. Значительными препятствиями в развитии действительного познания служат предрассудки, представления и фикции (идолы). Идолы пещеры – врожденные недостатки человеческого разума индивидуального характера. Идолы рынка – ложные представления из-за несоответствия слов и реальности, которую они означают. Идолы театра – недостатки, вызванные старыми методами получения знаний, преклонение перед авторитетами.

Рационализм как направление в теории познания. Объект познания - природа. Метод построения знаний – дедуктивный. Источники познания – опыт. Дедукция – метод перехода от общего к частному, от теории к фактам. Для этого необходимо мышление. Способность – сомнение очевидное. Отсюда, из него можно выводить какие-либо положения. Я мыслю, значит, я существую. Отсюда, я могу извлекать, находить знания с помощью мышления. Необходимые правила мышления:1)ничего не брать на слепую веру и сомневаться во всем (правила проблемного сомнения); 2)следует разделять проблему на столько частей, сколько требуется для его решения (правила анализа); 3)нужно располагать мысли в дедуктивном порядке, начиная с общих и простых, заканчивая частными и сложными выводами (правила дедукции); 4) в конце исследования делать всеохватывающие перечни и обзоры (правила синтеза).

Иммануил Кант (1724-1804) стал родоначальником классической немецкой философии. Одно из основных произведений – «Критика чистого разума». Здесь главным делом стала критическая оценка галилеевско-ньютоновской науки. Втворчестве Канта выделяют два периода – докритический и критический. Если в первом он выступил в роли ученого-теоретика, то во втором Кант занимался реформированием философии.

Гипотеза происхождения солнечной системы. В одном из первых сочинений докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) была выдвинута гипотеза о возникновении и эволюции Солнечной системы из газопылевого облака. Хотя разрыв с библейским текстом очевиден, Кант сохранил образ Бога, сотворившего некую газопылевую туманность. Уже в дальнейшем из нее образуются Солнце и планеты путем сжатия туманности и ее деления на фрагменты. На фоне наивного библейского представления о шести днях творения кантовская космологическая гипотеза стала важным шагом на пути научного прогресса. Французский ученый П. Лаплас (1749 - 1827) придал данной гипотезе математический аппарат и в таком виде она осталась в истории науки.

Основой новой философии должна стать критическая теория познания, ставящая на первое место активность человека. Кант полагал, что вся старая философия догматична, ибо она начинается с онтологии и антропологии и заканчивается теорией познания. Порядок же философствования должен быть обратным. Как можно рассуждать о бытии и человеке, если предварительно не выяснен вопрос: «как возможно человеческое познание?». На него уже дано несколько ответов и в них надо разобраться. Особо выделяется теория эмпирического опыта, где главную роль играет внешний объект (Бог, материальные вещи и т.п.). Объект воздействует на органы чувств человека и такое пассивное поведение дает знания в форме единичных ощущений и восприятий. Затем они развиваются разумом до общих понятий и абстрактных теорий. Главную слабость доктрины отражения Кант увидел в наивной вере в то, что знание может возникнуть в опыте, то есть прийти в человека извне. Но опыт экспериментальной науки (Г. Галилей, И. Ньютон) говорит об обратном. Ведущей силой здесь является ученый, который планирует опыт заранее, используя ранее приобретенные знания. Соответственно, и философская теория познания должна из центра своего внимания удалить объект и поставить туда человека как субъекта. Это и будет коперниканской революцией в гносеологии.

Познавательные способности человека вооружены априорными формами. Внешний объект или ноумен влияет на познание, но его вклад незначителен и неопределенен. Речь идет о хаотическом потоке впечатлений, который можно считать «материей» познания. Другое дело – человек, он играет решающую роль, которая сводится к активности упорядочивания или придания материи впечатлений определенных форм. У человека есть две коренные способности – чувственность и рассудок. Вот они и обладают соответствующими формами, которые априорны, то есть существуют в любом индивиде до всякого опыта. У априорных форм нет стадии возникновения, их единственный удел – использование и применение. Не завися от чувственного опыта, формы демонстрируют одинаковые для разных индивидов функции. За счет этой общезначимости они способны создавать всеобщие и необходимые знания.

Пространство и время – априорные формы чувственности. Обычно считается, что пространство и время существуют вне человека. Эту позицию закрепили многие философские направления. Данную традицию Кант оценил как наивную. В действительности пространство и время пребывают в нас и в этом плане они субъективны. Если посредством чувственности объекты нам даются, то способами данности объектов и выступают пространство и время. Как только рождается индивид, в нем сразу начинает действовать пространство – априорная форма внешнего чувства и время как априорный способ функционирования внутреннего чувства. Лишь в поле нашей чувственности возникают протяженные фигуры и длятся процессы. Если вне нас и независимо от нас существуют объекты – ноумены, то чувственность дает их нам как являющиеся феномены. Они суть те элементы опыта, которые становятся реальным предметом познания. В любом феномене материал впечатлений организован формами пространства и времени, что дает нам ощущения и восприятия.

Категории как априорные формы рассудка. Если чувства дают объект, то рассудок способен о нем думать и знать. То, что для чувственности было продуктом деятельности, для рассудка оно становится исходным предметом активности. Каждое ощущение и восприятие по отдельности организовано и упорядочено, но их совокупность хаотична. В это множественное содержание рассудок должен внести свой порядок, его источник – априорные категории или чистые понятия. В этом качестве выступает двенадцать категорий: единство, множество, реальность, причинность, необходимость и т.п. Данные категории позволяют синтезировать разнообразные восприятия в целостные понятия. Так, Галилей и Ньютон в своих опытах получили богатый набор ощущений и восприятий относительно механического перемещения. К этому калейдоскопу они применили категорию причинности («причина вызывает следствие») и сформировали эмпирическое понятие силы («сила есть та причина, которая вызывает ускорение тела»).

Своими образными схемами воображение соединяет работу чувственности и рассудка. До Канта сложились два противоположных течения: сенсуализм (эмпиризм) и рационализм (теоретизм). Если первое акцентирует внимание на деятельности чувств, то второе подчеркивает активность разума. Кант стремился критически преодолеть эти крайности и столкнулся с реальной трудностью. Чувственность и рассудок суть противоположности и их простое объединение невозможно. И он нашел нужного посредника – воображение. В сути своей оно несамостоятельно и является видом интегративной работы чувственности и рассудка. Если чувства создают наглядный образ, то рассудок связывает с ним понятийную схему. Допустим, что мы чертим на бумаге окружность и представляем себе еще такую фигуру, как круг. Вспомнив школьную математику, мы можем ввести формулы вычисления длины окружности (С = 2πr) и площади круга (S = 2πr2). Двойственность научного воображения здесь очевидна: наглядные образы окружности и круга сочетаются с математическими формулами – схемами.

Аналитические истины и синтетические акты математики. Своеобразным способом Кант снял оппозицию эмпиризма и рационализма (теоретизма), предложив схему союза априорного и апостериорного (опытного). Здесь соединились всеобщее и необходимое знание (априорное) с когнициями, возникающими в научном опыте. Но в науке достойное место заняла математика, где всеобщие и необходимые положения демонстрируют рост и расширение. Для объяснения данной тенденции Кант ввел понятие аналитичности и синтетичности. Уже шотландец Д. Юм пошел на ограничение своего эмпиризма, оценив математические суждение как аналитические, т.е. как сверхэмпирические. Такое решение Кант посчитал чрезмерно прямолинейным. По его мнению, математика обладает несомненной априорностью, и ее истины всеобщи и необходимы. Вместе с тем эта наука реализует особый априорный опыт, состоящий в интуитивном созерцании пространства и времени. Данные формы присущи каждому человеку, что позволяет человеку созерцать пространственные фигуры, а представителям арифметики конструировать числа во времени. Чувственная интуиция делает математику синтетической наукой. И эта черта является дополнительной к деятельности аналитического рассудка, строящего математические понятия и суждения. Итак, математика есть союз аналитического априорного мышления и синтетических актов чувственной интуиции.

Если аналитические суждения тавтологичны, то синтетические суждения дают новые знания. На стадии синтеза ощущений и восприятий в эмпирические понятия рассудок производит суждения. Каждое из них состоит из субъекта (S) или предмета и предиката (P) как свойства предмета. Эта логическая структура может быть двойственной: аналитической и синтетической. В первом случае понятие, исполняющее роль предиката, включено в понятие субъекта и может быть из него извлечено. «Всякое тело протяженно». Здесь субъект («тело») неявно предполагает пространственную определенность и предикат («протяженно») делает это явным. Налицо тавтология, то есть предикат ничего не добавляет к значению субъекта. Совсем другое дело – синтетическое суждение, тут предикат добавляет к субъекту новые сведения. «Материальное тело имеет вес». О наличии веса говорит опыт, что предполагает измерения. Но кроме таких суждений возможны синтетические априорные суждения («сила способна действовать на тело и вызывать ускорение»). Здесь соединяются категории (причинность) с понятийной схемой (F = ma) и наглядным образом (картина удара).

Возникновение антиномий есть показатель непознаваемости ноуменов. Чувственные впечатления, а также ощущения, восприятия и эмпирические обобщения выступают единицами эмпирического опыта или явлениями (феноменами). Когда рассудок применяется к ним, то налицо нормальные предметы науки. Но у рассудка есть возможность выхода за пределы опыта, когда он начинает раздумывать о весьма отвлеченных предметах: о мире вообще, Боге и душе. Этот путь оборачивается появлением противоречивых пар суждений или антиномий. Каждое из утверждений можно обосновать с одинаковой логической силой, что в итоге даст абсурдную бессмыслицу. А. Мир во времени и в пространстве конечен. В. Мир во времени и в пространстве бесконечен (А и В – антиномия). Подобных пар можно сконструировать достаточно много. Все это говорит об одном, научный рассудок превратился в чистый разум, который пытается познать ноумены. Поскольку антиномии суть тупики абсурда, это означает принципиальную непознаваемость ноуменов. Для человека они всегда останутся таинственными «вещами-в-себе». Философы же обязаны предупреждать ученых о том, что предмет исследования следует выбирать только в поле возможного опыта.

Итак, путем анализа классической науки Кант выявил основные тенденции развития науки вообще. Его идеи стали незыблемой основой всех последующих методологических концепций науки.

Цель познания – найти знание и выразить его в соответствующей форме. Познание является самой сложной формой деятельности человека. Понимание разное – «я познаю мир»

- Демокрит (учение – атомизм). Атомы (знания) проникают в душу человека

- Платон (принимал деление на душу и тело). Познание – процесс припоминания души. Задача – помочь душе проявить себя. Гос-во должно заниматься воспитанием души (просвещением)

- И.Кант. Познание – процесс конструирования знания

- Т. Отражения: процесс отражения внешнего мира в сознании человека

- познание – есть понимание (герменевтика)

- технологическая концепция познания (Юлов)

Основные положения теории познания И. Канта (1724-1804гг.). 2 периода творчества: докритический, критический. Докритический – область естествознания (гипотеза: земля возникла). Критический: критика чистого разума (эмпиризм – Д.Юм; рационализм – знания получены на основе разума). Задачи: исследовать возможности разума и опыта.

Кант исследовал возможности опыта. Опыт не может быть основой достоверного знания. Исследовал возможности разума. Создание таблицы антиномии (парадокс, противоречие). 1т. – мир конечен, 2 т – мир бесконечен. С помощью разума модно найти обоснование любым положениям. Разум не может быть основой достоверного знания.

Что я могу знать, если мои возможности ограничены? У Канта был слуга – Лампэ (образ непросвещенного человека). Старому слуге Лампэ нужна вера, иначе мир для него рухнет. Я должен был ограничить роль разума для того, чтобы открыть дорогу вере

Что делает возможным процесс познания? Есть условия, предшествующие познанию (априорные формы и условия познания). Прост-во и время. Выразить знания помогают трансцендентные схемы, формы познания. Через явления мы познаем предмет, но не сущность. Познание – есть процесс конструирования знания (активный процесс).

С чего начинается научное познание? 3 ответа: индуктивный путь (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному), гипотетико-дедуктивный (К.Поппер) – начинается с изучения и обоснования гипотезы. Юлов: проблема – метод – результат (хорошо работает в технологическом плане).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: