В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Программа рассчитана на 85 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
План работы, по преодолению дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа
и синтеза
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
1. Звук | ||||||
1. Звук. Гласные-согласные звуки | Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах | |||||
2. Гласные I ряда | Знакомство с гласными (ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза | |||||
3. Гласные II ряда | Знакомство с гласными II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов | |||||
4. Мягкий знак | Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического | |||||
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу | ||||||
5. Согласные звуки | Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов | |||||
II. Слог | ||||||
6. Слог | Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой | |||||
7. Ударение. Ударная гласная | Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова..Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам | |||||
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я) | Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов | |||||
III. Слово | ||||||
9. Родственные слова. Корень слова | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, | |||||
|
|
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||||||
близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах | ||||||||||
10. Образование слов при помощи суффиксов | Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) | |||||||||
11. Словообразование слов при помощи приставок | Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | |||||||||
12. Приставки и предлоги | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | |||||||||
13. Морфологический состав слова | Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов | |||||||||
IV. Словосочетание и предложение | ||||||||||
14. Состав предложения | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа | |||||||||
|
Тема занятия | Содержание работы | Часы | ||||
над деформированным предложением | ||||||
V. Связная речь | ||||||
15. Последовательный рассказ | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану | |||||
16. Описательный рассказ | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом | |||||
17. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин | Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | |||||
К концу обучения дети должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы;
— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
— графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
— правописание предлогов и приставок.
К концу обучения лети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
— определять ударные и безударные гласные, слоги;
— определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
— графически обозначать звуки, слоги и слова.