Power –Point Microsoft- office
Семинар № 7 по теме:«Особенности поведения потребителей на различных рынках. Особенности рекламы для стимулирования покупательского поведения на различных рынках » (4 ч.)
Вопросы для обсуждения:
Сферы потребления: особенности процесса покупательского выбора продуктов питания и напитков, одежды, высокотехнологичных товаров, банковских услуг, произведений культуры и искусства, HoReCa, потребление в сфере досуга и туризма. Повседневное и праздничное потребление на рынке FMCG. Потребление в отпуск и потребление выходного дня в сфере досуга и туризма.
Список источников и литературы:
Источники:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.I и Ч.II. – М.: «Юрайт», 2002.
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и знаках страны происхождения товаров».
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Закона РФ от 02 февраля 2006 г. №019-ФЗ).
Литература:
Основная:
· Деньгов В. Микроэкономика. Учебник. В 2 томах. Том 1. Теория потребительского поведения. Теория фирмы. Теория рынков.- М., ЮРАЙТ, 2016 – 412 с. - (Вузовский учебник).
· Дубровин И. А. Поведение потребителей. Издательство: Дашков и Ко, 2011 – 312 с.
· Ковилл А., Браун П. Релевантность. Сила, которая меняет взгляды и поведение потребителей и позволяет всегда опережать конкурентов.- М., Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2015 – 224 с.
· Рощина Я. М. Социология потребления: учеб. пособие. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007 – 447 с
Дополнительная:
- Андреева А.Н., Богомолова Л.Н. Маркетинг роскоши: современные стратегии / А.Н. Андреева, Л.Н. Богомолова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 2-е изд. – СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2008. – 336 с.
- Арьюн Чаудхури. Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя Издательство: Группа ИДТ, 2007 – 256 с.
- Барлетта М. Как покупают женщины? Чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин. – М.: Издательство: Вершина, 2007 – 288 с.
- Бест Р. Маркетинг от потребителя [ пер. с англ. Сергея Панфилова и Натальи Брагиной; под ред. Павла Миронова]; Стокгольмской школа экономики. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008 – 760 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984 - 384 с.
42. Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику./ Пер. с английского. Под ред. И.В. Андреевой - СПб: Питер, 2001 - 304 с: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
Материально-техническое обеспечение занятия:
компьютер, электронная доска и проектор.
Программное обеспечение.
Power –Point Microsoft- office
Иные материалы
Темы научных докладов и (или) рефератов:
Каждый студент получает индивидуальный вариант для разработки научного доклада или научного реферата и проводит их презентацию в процессе обучения. Примерные темы докладов:
1. Соотношение понятий «потребитель»/ «покупатель» и «потребительское / покупательское поведение».
2. Динамика потребления в России в 1990-е и 2000-е годы (по материалам Госкомстата).
3. Женщины как потребители.
4. Новые тренды потребительского поведения в современной России.
5. Индекс потребительских настроений и его динамика в России.
6. Факторы, влияющие на потребительское поведение семьи.
7. Существует ли в современном мире демонстрационное потребление?
8. Взаимосвязь потребления и информации.
9. Потребление как игра.
10. Вещи, знаки и коды.
11. Шопинг как вид досуга.
12. Мода и идентификация.
13. Туризм и «новый праздный класс» в России.
14. Аскетизм и гедонизм: два полюса потребления.
15. Имидж товара и имидж человека.
16. Автомобиль и его символическое значение.
17. Значение «серебрити» для совершения покупки.
18. Шопинг в киберпространстве.
19. Повседневность и праздник в потреблении.
20. Премиальность и гламурность как основные тренды в смещении акцентов потребления среднего класса во второй половине 2000-х годов России.
21. Применимо ли к современной России понятие «общество массового потребления»?
22. Механизм принятия потребителем решения о покупке.
23. Внутримагазинные факторы покупки.
24. Внешние и внутренние факторы мотивации потребителя.
26. Понятие "организационный покупатель".
29. "Референтная группа" и ее значение для потребительского поведения.
30. "Малая группа" и классификация групповой принадлежности потребителя.
31. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей как условия макро- и микросреды.
32. Характеристика типов ситуации: коммуникационная ситуация, ситуации покупки и ее использования.
33. Классификация ролей по принятию домохозяйством решения о покупке.
34. Характеристика основных послепокупочных социальных процессов.
35. "Персональные ценности потребителя" (ценностные ориентации)
36. Сущность потребительского решения о покупке как оценка различных атрибутов продукта.
37. Понятие "иррациональное поведение потребителя".
38. Характеристика факторов ситуационного влияния на потребительское поведение.
39. "Уровень информированности (знаний) потребителя" о товаре, условиях его приобретения и использования.
40. Концепция и модели жизненного стиля потребителя. Классификация основных моделей.
42. Классификация типов решений потребителя о покупке.
43. Детерминанты социального класса и социального статуса потребителя.
44. Процесс оценки и формирование потребителем альтернатив (вариантов) покупки
45. Показатели выбора источника и предмета покупки
46. Восприятие и обработка информации потребителем как основа механизма принятия решения о покупке.
Приложения
Приложение1.
Аннотация ДИСЦИПЛИНЫ
Поведение потребителей
Дисциплина «Потребительское поведение: методы формирования» является базовой дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП ВПО по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» (уровень магистратуры). Дисциплина реализуется кафедрой маркетинга и рекламы и адресована студентам 1 курса очной формы обучения.
Цель дисциплины: формирование у студентов необходимых для их профессиональной деятельности теоретико-методологических оснований управления потребительским поведением, понимания внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на установки и практики потребителей, а также системы знаний, умений и навыков, направленных на решение стратегических задач по управлению потребительским поведением на рынке товаров и услуг в современных условиях
Задачи курса:
- изучение теоретических основ, современных концепций, моделей поведения потребителей;
- изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор потребителя и, соответственно, на предъявление спроса на товары;
- формирование знаний о низкововлеченной и высокововлеченной целевой аудитории, их основные различий и особенностей рекламы для низкововлеченной и высокововлеченной аудитории;
- изучение практики исследования и анализа поведения потребителей в экономически развитых странах;
- анализ специфики поведения потребителей в условиях развития рыночных отношений в России;
- формирование навыков анализа и прогнозирования процесса потребительского выбора с учетом факторов влияния на потребительское поведение в целях разработки рекламных решений.
Предметом дисциплины «Потребительское поведение: методы формирования» являются теоретические и методологические основы формирования потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Программа дает целостное представление о внешних и внутренних факторах, влияющих на потребительское поведение.