Мы рекомендуем петь аштоттара-шата-нама-стотры, две молитвы, состоящие из ста восьми имен Махапрабху и Кришны. Они позволят нам соприкоснуться с Аилами Махапрабху и Кришны, поскольку в этих именах содержатся все Их лилы. Кроме того, утром и вечером можно петь восемь стихов Чайтаньи Махапрабху, включая самые последние — самые высшие стихи («Шри Шикшаштаку»).
Наш Гуру Махараджа иногда просил нас петь ашта-калия-лилу. Сутки состоят из восьми частей, и ашта-калия-лила содержит в себе все божественные игры, происходящие в каждый из этих отрезков времени. Бхактивинода Тхакур учил, что «Шри Шикшаштака» связана с ашта-калия-лилой; я же обратил внимание на то, что шата-нама также содержит в себе все лилы Кришны и Гауранги. Каждое имя в обеих стотрах — это определенная лила, а все имена — это все лилы вместе взятые.
Поэтому можно воспевать эти молитвы, а затем переходить к восьми стихам «Шикшаштаки». В ней лилы представлены кратко, но так, как это нужно для совершения бхаджаны. Бхактивинода Тхакур написал несколько песен на бенгальском языке, в которых запечатлены самые высокие духовные принципы, наши высшие идеалы.
В этот особый месяц мы должны пытаться развить наши чувства и суметь направить их на обретение взаимоотношений с Кришной. Даже небольшие усилия такого рода во время месяца картика будут способствовать более успешным результатам, чем в какой-либо иной месяц. Во время войны за короткий срок предприниматель имеет возможность заработать больше денег, чем обычно. Существуют определенные моменты времени, когда нам предоставляется возможность умело вложить свою энергию и извлечь максимальную прибыль. Таким временем является картика-махима, Великая картика. Если мы воспользуемся этой возможностью правильным образом, то сможем очиститься. Почему? Потому что целью нашей будет удовлетворение божественной энергии, Радхарани. Джая Радхе!
|
Дамодара-Врата. Нияма-сева-врата
Шрила Бхактиведанта нараяна Госвами Махарадж
Завтра наступает время дамодара-враты. Этот обет называют также урджджа-вратой, картика-севой и нияма-сева-вратой. Он начинается в экадаши или двадаши, которые следуют за виджая-дашами, либо в пурниму. Конец его приходится, соответственно, на последний экадаши чатурмасьи (уттхана-экадаши), двадаши или пурниму. Дамодара-врата считается полностью завершенной в том случае, если заканчивается в пурниму, независимо от ее начала. Ее последние пять дней называются бхишма-панчака.
Когда я присоединился к Шри Гаудия Веданта Самити, наш духовный учитель, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа, проводил картика-врату во многих святых местах: во Вриндаване, Навадвипе, Пури, Курукшетре и даже в Двараке, Айодхье, Наймишаранье и Харидваре.
В «Хари-бхакти-виласе» и других шастрах описаны правила, которым необходимо следовать во время дамодара-враты. Каждый день, утром или вечером, нужно петь «Дамодараштаку». Весь месяц следует соблюдать воздержание и принимать простой маха-прасад. Нельзя лгать и злословить. Существует запрет на употребление горчичного масла, локи (особый сорт индийской тыквы), урад-дала и некоторых других продуктов. Нужно воспевать определенное число кругов харинамы.
|
Наш Гурудева часто повторял, что соблюдение чатурмасъя-враты не входит в шестьдесят четыре составляющих бхакти, в отличие от урджджа-враты, которая является частью чатурмасья-враты. Тем не менее, мы должны следовать всем предписаниям на протяжении чатурмасъи, в особенности во время дамодара-вратьи Тот, кто не выполняет правила чатурмасьи, не может называть себя последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху следовал им даже во время Своего путешествия по Южной Индии к храму Ранганатхи.
* Лекция, прочитанная в канун картика-враты 26 октября 1996 года в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе (Матхура, Индия).
Веревка любви
Именно в месяц картика Мама Яшода связывает Кришну. Яшода-майя — вечная участница божественных игр Кришны, Его вечная мать; ее не может коснуться иллюзия. но под влиянием Йогамайи она забывает о том, что Кришна — Бог, источник всего мироздания. Имя Кришны столь могущественно, что способно освободить любого, кто повторяет его — как тех, кто преисполнен духовных эмоций, так и тех, кто относится к нему невнимательно или даже с пренебрежением. Но для Яшоды Он — сын, и она грозит Его наказать.
Эта игра начинается с того, что ранним утром Яшода Ма взбивает пахту. В это время Кришна просыпается и начинает звать маму. Она сажает Кришну себе на колени и начинает кормить Его грудью. Но тут Яшода замечает, что молоко на плите вот-вот убежит. Она опускает сына на землю и спешит к кипящему молоку. Кришна в гневе разбивает горшок с йогуртом. Тогда Яшода решает связать Его. Но Кришна ускользает — выбегает со двора на широкую дорогу. Мать устремляется за Ним Брахма, Шанкара и другие могущественные боги не могут угнаться за Кришной даже мысленно, не говоря уже о таких демонах, как Джарасандха. Однако Яшода-майя — гопи и мать Кришны; ей удается поймать Его. Она строго смотрит на сына и берет в руку палку, а Кришна, испугавшись, начинает плакать. «Мамочка, прости Меня, Я больше не буду!» — хнычет Верховный Господь. И это не представление, Он действительно забывает о Своем высшем положении.
|
Какая тайна кроется за этой игрой? Кришна и Его спутники любят друг друга. Если любовь преданного сильнее любви Кришны, тогда Его можно поймать. Иначе — невозможно.
Игры в месяц картика
Все главные игры Кришны приходятся на картику. Так, в этот месяц проходит праздник Гопаштами. Кришне исполняется пять лет (возраст пауганда). Ему уже доверяют пасти не только телят, но и коров (гочарана), с которыми Он выходит за пределы Нанда-гаона.
В первый день кортики (шарадия-пурнима) проходит одна из самых важных игр между Кришной и гопи — шарадия-раса-лила. Как только спускается ночь, Кришна начинает играть на флейте, созывая гопи на танец раса. Но вскоре Кришна исчезает с раса-мандалы, и гопи, плача, ищут Его. В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что в этот момент их настроение разлуки достигает того предела, когда они чувствуют себя едиными с Кришной в анубхава-лиле. Гопи обращаются к деревьям: «Где Кришна? О деревце туласи, не скажешь ли ты, где Кришна?» Эта лила занимает особое место среди игр. Она длится целую ночь Брахмы, но в то же время проявляется за одну земную ночь.
В этот же месяц Уддхава отправляется в Нандагаон, во Враджу, чтобы утешить гопи, гопов, Нанду Бабу и остальных враджа-васи. Наконец, в этот месяц Камса приказывает Акруре привезти Кришну и Балараму из Нандагаона в Матхуру, где Кришна убивает демона в Камса-тиле.
Радха-Дамодара
Этот месяц называют также дамодара-маса или урджджа-маса. Почему? В этот месяц Радхика полностью покорила Кришну, поэтому Его зовут Дамодара-Кришна. Есть два Дамодары — Яшода-Дамодара и Радха-Дамодара, и обе лилы проходят в этот месяц.
Хотя в Гаудия-вайшнава-сампрадае поклоняются Яшода-Дамодаре, все же предпочтение отдают Радха-Дамодаре. Шрила Санатана Госвами, как и все наши ачарьи, намекает на это в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам». Но Шрила Санатана Госвамипада и наш Гуру Махараджа предупреждают, что ее не стоит раскрывать перед широкой аудиторией. Это то, что возвышенные преданные хранят глубоко в сердце. Например, Шри Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам» даже не упоминает имени Шримати Радхики.
Развить любовь к Радха-Дамодаре — конечная цель садхана-бхаджаны, всей нашей духовной практики. Поэтому я хочу, чтобы вы поняли, в чем особенность имени «Дамодара». Подобно тому, как Пурушоттама-Кришна является управляющим божеством пурушоттама-масы, Шримати Радхика — это ишта-деви месяца картика. По этой причине его называют также месяцем дамодара. И Радха-Дамодара-лила, и Яшода-Дамодара-лила проходят в одном месяце. Шри Кришна не подчиняется ни Нараде, ни Уддхаве, ни Брахме или Шанкаре. Им управляет любовь Яшода-майи, враджа-васи и гопи, и чтобы доказать это, Он являет Свои лилы во Врадже.
итидрик сва-лилабхир ананда-кунде
сва-гхошам нимаджджантам акхйапантам
тадийешита-джнешу бхактаир джитатвам
пунах прематас там шатавритти ванде
«Шри Дамодараштака», 3
Этой лилой Кришна хочет сказать: «Никто не в силах управлять Мной — ни Хануман, ни Шанкара, ни Прахлада Махараджа, ни даже Сатьябхама или Рукмини, ни даже Уддхава. Я подчиняюсь лишь враджа-бхактам, таким, как Шридама, Субала и Мадхумангала, как Яшода-майя и Нанда Баба, как гопи, а в особенности — лучшей из гопи».
Наш Гуру Махараджа подчеркивал важность соблюдения чатурмасья-враты, особенно в месяц дамодара. Этот обет называется урджджа-вратой. Слово урджджа на санскрите означает силу, энергию, огонь или электричество. Шримати Радхика — ишта-деви всех видов урджджи. Сила Кришны — это Радхика. Все, что мы видим в материальном или духовном мире — на Вайкунтхе или Голоке Вриндаване — есть проявление шакти Шримати Радхики. Она является сварупа-шакти. Кришна может лишь желать. Как только у Него возникает какое-либо желание, его тут же удовлетворяет Шримати Радхика; при этом Она различает тысячи оттенков Его настроения и проявляет все их многообразие. Сатйам парам дхимахи. Парама сатйам указывает на Шримати Радхику. Дхимахи означает «мы медитируем на Нее»; Поскольку Она — ишта-деви всей урджджи, этот месяц носит название урджджа-врата.
Обеты в месяц картика
Этот месяц также называют картика-врата-нияма-сева. Чтобы понять описанные лилы на более высоком уровне, надо начать с самого простого. Каждый должен следовать правилам, описанным Шрилой Санатаной Госвами в «Шри Хари-бхакти-виласе», Шрилой Рупой Госвами в «Шри Упадешамрите» и Рагхунатхой дасой Госвами в «Шри Манах-шикше». Начните с выполнения этих наставлений и никогда не оставляйте общества вайшнавов.
Сделайте своей единственной целью служение Радха-Кришне, или Радха-Дамодаре, Радха-Гопинатхе, Радха-Мадана-мохане, Радха-Шьямасундаре. Пусть Они станут смыслом вашей жизни, всей вашей садханы и бхаджаны. Станьте аньябхилашитпа шуньям; избавьтесь от всей аньябхилаши. Пусть ваше сердце не посещают иные желания, кроме стремления служить Божественной Чете. Для этого постарайтесь в этот месяц общаться с возвышенными вайшнавами.
Нам очень повезло, что на парикраме нас будет сопровождать парам пуджъяпада Шри Шримад Бхактиведанта Тривикрама Махараджа Следуйте его примеру. Внешне он очень строг, но вскоре вы убедитесь, что у него мягкое сердце. Я очень счастлив, что у меня есть такой старший духовный брат. Я считаю его своим шикша-гуру, как и парам пуджьяпаду Шри Шримад Бхактиведанту Ваману Махараджу, который необыкновенно милостив ко мне. С самых первых дней моего пребывания в матхе я получал от Шрилы Тривикрамы Махараджи множество бесценных наставлений. Иногда он укорял меня, но я принимаю от него все, как от своего гурудевы.
Старательно выполняйте все правила картика-враты Каждый день предлагайте прадипу (лампаду) Шри Мурти и Туласи-деви, а также совершайте парикраму вокруг туласи. Если поблизости находится Ямуна, на берегу предлагайте ей пранамы и возносите молитвы. Если вам позволяет здоровье, принимайте омовение, в противном случае можете делать ачаман. Не причиняйте вреда ни одному живому существу: не срывайте листву, не наступайте на насекомых. Никого не критикуйте, иначе ваша парикрама не принесет никаких плодов. Все время посвящайте воспеванию харинамы и с почтением относитесь к вайшнавам. Изучайте «Шри Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам», «Шримад Бхагавад-гиту» и другие священные писания. Так следуйте своим обетам.
Мы молим нашего гурудеву, нитья-лила правишта ом вишну-пада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяну Кешаву Госвами Махараджу, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, всю нашу цепь духовных учителей и Шри Шри Радха-Дамодараджи о том, чтобы выполнить все предписания месяца Радха-Дамодары. Завтра мы отправимся на Ямуну, примем там обеты (санкалпа) и вознесем молитвы: «О Ямуна-деви! Ты — сакхи Кришны и Шримати Радхики. Ты выполняешь особое служение для Радха-Дамодары. Пролей на нас милость, чтобы мы могли выдержать эту врату. О Говардхана! Радха-кунда! Шьяма-кунда! Явите сострадание к нам и позвольте служить Шри Шри Радха-Дамодаре».
Прославление Месяца Картика *