Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж




Имена месяца картика

Все вы очень удачливы, потому что соблюдаете картика-врату во Вриндавана-дхаме. Я не так удачлив, ибо сейчас нахожусь в Дели. Это очень близко к Вриндаване, но в то же время так далеко от нее. Этот месяц называется дамодара. Дамодара — это имя Кришны, «чей живот обвит веревкой». На самом деле Он связан не веревкой, а чистой ватсалъя-бхавой (родительской любовью) матери Яшоды. Кришна — анади (безначальный) и ананта (бесконечный). Тем не менее Он, Парабрахма, безграничный Верховный Господь, связан премой Своих преданных. Тот, кто соблюдает священные обеты (врата) этого месяца, обретет прему, которой сможет связать Верховного Господа. Поэтому этот месяц называется дамодара-врата.

Еще одно его название — урджджа-врата. Урджджа означает шакти, а именно антаранга-шакти (внутренняя энергия Шри Кришны) — Шримати Радхика. Поэтому урджджа-врата подразумевает соблюдение радха-враты — обета, данного для удовлетворения Шримати Радхики. Если человек в этот месяц слушает прославления Шримати Радхики, он обретает гопи-прему.

Этот месяц также называется картика. Его адхиштхатри-девата (правящее Божество) — Киртика-кумари (юная дочь Киртики), то есть Сама Шримати Радхика. Те, кто почитает этот месяц, посвященный Шримати Радхике, а также посещает места игр Шри Кришны, несомненно, обретут исполнения всех своих желаний. Они обретут югала-севу, слркение Шри Шри Радха-Кришне в анугатье (под руководством) враджа-гопи.

 

* Обращение к преданным по телефону 28 октября 2002 г.

 

Яшода-Дамодара

Сатьяврата Риши прославлял месяц дамодара стихами своей песни «Шри Дамодараштака», начиная со слов намамишварам сат-чшп-ананда рупам ласат-кундалам гокуле враджаманам / рудантам мухур нетрам-йугмам мриджашпам. Рудантам означа-ет «Кришна плачет и смотрит на Свою маму, которая держит в руках палку». Мама Яшода крепко схватила Его, и Он боится ее. Кришна плачет: «Не бей Меня, не бей Меня». Ему кажется, что она ударит Его палкой.

немам виринчо на бхаво на шрир апй анга-самшрайа

прасадам лебхире гопи йат тат прапа вимуктидат

«Шримад-Бхагаватам», 10.9.20.

«Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни даже Богиня Удачи, лучшая половина Верховного Господа, не ведают такой милости Верховной Личности Бога, Высшего Освободителя, какую обрела мать Яшода».

Даже Брахмаджи, сын Бхагавана, не достигает уровня Яшоды. Даже Шанкара, которого называют Хари-Хара-экатма («кто практически един с Бхагаваном»), не обладает такой любовью. Лакшми-деви, совершенная айшварья-шакти Бхагавана, также не может связать Своего супруга. Но мама Яшода обрела это высшее положение, поэтому Шрила Шукадева Госвами прославляет ее:

найам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах

джнанинам чатма-бхутанам йатха бхактиматам иха

«Шримад-Бхагаватам», 10.9.21

Господа не может связать тот, кто имеет телесные представления о жизни (дехинам). Тот, кто обрел освобождение (гьянинам) или йога-сиддхи (атма-бхутанам), тоже не способен связать Кришну. Это касается даже спутников Господа, которые познали величественный аспект Господа (айшварья-гьяна). Милость Кришны непостижима и недоступна для них. Только мать Яшода удостоилась этой милости Господа.

 

Гопаштами

В этот месяц завершился период младенчества (балйа) Кришны; Он перешел в детский возраст (каумара). Поскольку Кришна был еще мал, Ему поручили пасти не коров, а телят. Этот день называется Гопаштами. Когда Кришна подрос и достиг возраста каишора (отрочество), Ему доверили пасти коров, и этот день тоже носит имя Гопаштами.

Зачем Кришне пасти коров и телят? Он — сын царя, и нет обязанностей, которые Он должен был бы исполнять. Пастушество — лишь предлог, чтобы сбежать из дома, из-под пристальной опеки родителей и старших, и незаметно, в лесу встречаться со Шримати Радхикой и другими гопи. Гопаштами символизирует день исполнения желания Кришны — возможность впервые свободно встретиться с гопи.

 

«Вену-гита»

Этот месяц благоприятен еще по одной причине.

В «Вену-гите» («Шримад-Бхагаватам», Десятая Песнь, двадцать первая глава) гопи описывают то, как Кришна выходит из деревни и отправляется пасти коров.

шри шука увача

иттхам шарат-сваччха-джалам падмакара-сугандхина

нйавишад вайуна ватам са-го-гопалако 'чйутах

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.1

«Шри Шукадева Госвами сказал: Непогрешимый Господь Говинда в сопровождении коров и мальчиков-пастушков входит в осенний лес Вриндаваны. Прохладный ветерок разносит аромат лотосов, цветущих на поверхности чистых, прозрачных озер».

Ачьюта-Кришна вместе со Своими друзьями вошел в лес Вриндаваны. Стояла осень (шарад). Ночь первою полнолуния месяца картика называется шарадия-пурнима («ночь осеннего полнолуния»). Как прекрасна Вриндавана в это время! Озера и реки, такие, как Манаси Ганга и Кусума Саровара, помутневшие во время сезона дождей, с наступлением осени вновь стали прозрачными. На их поверхности распустилось множество лотосов. Они источали нежное благоухание, и ветерок разносил его повсюду. Окруженный этим великолепием, Ачьюта-Кришна отправился пасти коров.

кусумита-ванараджи-шушми-бхринга

двиджа-кула-гхушта-сарах-сарин-махидхрам

мадхупатир авагахйа чарайан гах

саха-пашу-пала-балаш чукуджа венум

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.2

«Озера, реки и холмы Вриндаваны звенят от жужжания опьяненных пчел и щебета птичьих стай, которые пролетают над цветущими деревьями. Мадхупати Шри Кришна вместе с Баларамой и другими мальчиками-пастушками входит в лес и, ведя перед Собой коров, играет на флейте».

В лесу Вриндаваны много цветущих деревьев, привлекающих к себе пчел. Они пили цветочный нектар и пьянели. Множество птиц Вриндаваны пели разные мелодии; шумными стаями они резвились на холмах Враджа-мандалы, таких, как Гири-Говардхан. В это время исполненный мадху (сладости), прекрасный Мадхупати Кришна вошел в лес Вриндаваны, окруженный Своими друзьями.

Весь этот месяц гопи оставались дома и постоянно переживали глубочайшую разлуку с Кришной. Глазами экстатической любви (бхава-нетра) они видели, как Кришна входит в лес

бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам

вибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам

рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир

вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.5

«В Его волосах павлинье перо, голубой цветок карника украшает Его ухо, Его желтые одежды сияют цветом золота, Его гирлянда вайджаянти достигает колен. Господь Шри Кришна, величайший танцор, входит в лес Вриндавана, украшенный отпечатками Его стоп. Нектаром, сходящим с Его губ, Он заполняет отверстия флейты; друзья-пастушки восхваляют Его».

Все эти стихи прославляют месяц картику, когда гопи дома беседовали друг с другом.

акшанватам пхалам идам на парам видамах
сакхйах пашун анувивешайатор вайасйаих
вактрам враджеша-сутайор анавену-джуштам
йаир ва нипитам ануракта-катакша-мокшам

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.7

«Одна гопи сказала другой: О подруга, удачливы глаза тех, кто видит лица сыновей Махараджи Нанды. Когда эти божественные братья входят в лес в окружении Своих друзей, ведя перед собой коров, Они касаются устами флейт и бросают милостивые, полные любви взгляды на жителей Вриндаваны. Думаю, нет лучшего объекта для созерцания».

Видеть эту картину — совершенство для глаз. Кришна шел медленно, чуть задерживаясь, чтобы пропустить Балараму с друзьями вперед Себя. Он украдкой искал глазами Шримати Радхику.

дханйах сма мудха-гатайо 'пи харинйа эта

йа нанда-нанданам упатта-вичитра-вешам

акарнйа вену-ранитам саха-кршна-сарах

пуджам дадхур вирачитам пранайавалокаих

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.11

«Гопи скорбят в разлуке с Кришной: Мы не так удачливы, как лесные олени. Люди считают, что они глупы, но это не так. Глупы мы, поскольку не можем любить Кришну так, как любят эти олени. Их према не знает преград. Хотя они очень пугливы, сильная любовь к Кришне заставляет их бесстрашно подходить к Нему; их открытые взгляды говорят о большой любви. Мы не способны на это, поэтому мы неудачливы. Как было бы хорошо в следующей жизни родиться оленями! Тогда бы мы смогли общаться с Кришной и быть рядом с Ним, когда Он отправляется пасти коров».

Глазами любви гопи видели, как коровы застыли на месте при звуках флейты Кришны. Животные на пастбище всегда заняты травой. Но стоило Кришне заиграть на флейте, как они забыли о своих естественных привычках — замерли с травой во рту, а уши их вытянулись. У коров уши подобны чашам. Из этих «чаш» они пили нектар флейты Говинды, забывая обо всем. Телята также были зачарованы волшебными звуками — молоко застыло у них в горле, а из их глаз струились слезы. В глубине сердца они обнимали Шри Кришну.

Конечно, любовь коров не находится на такой высоте, как любовь гопи. Но гопи думают, что у коров она выше. Такова природа гопи-бхавы. Маха-бхагавата-вайшнавы видят в сердцах других живых существ то настроение, которое присущее им самим. Но о себе они думают: «Я неудачлив — у меня нет такой любви».

В этот месяц и Шримати Радхика скорбит:

пурнах пулиндйа уругайа-падабджа-рага

шри -кункумена дайита -стана -мандитена

тад-даршана-смара-руджас трина-рушитена

лимпантйа анана-кучешу джахус тад-адхим

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.17

«Сердца девушек-пулинди охватило волнение при виде красной кункумы на траве. Эта кункума, напоминавшая цвет лотосных стоп Кришны, украшала грудь Его возлюбленных, поэтому девушки, нанеся ее на грудь, почувствовали успокоение».

Так проявлялась маданакья-махабхава Шримати Радхики. Маданакья-махабхава — это высший уровень любви к Шри Кришне. Радхика прославляла девушек-пулинди, которые живут в лесу. Она говорила, что эти девушки удачливее Нее. Ранним утром, обходя вокруг Гирираджи Говардханы, на траве они нашли красный порошок кункумы. Эта кункума покрывала грудь Его возлюбленной, а затем упала на влажную траву с лотосных стоп Шри Кришначандры, когда Он возвращался домой. Поднимая с земли кункуму, девушки-пулинди считали, что им необычайно повезло. Стоило им вдохнуть ее аромат, как Кришна сразу же появлялся в их сердцах, исполняя их самые сокровенные желания. Тогда девушки покрывали кункумой лицо и тело и так в глубине своих сердец встречались со Шри Кришной.

Радхика думала, что девушки-пулинди обрели удачу. Но еще более удачлива трава, ибо Кришна касался её Своими стопами. Однако самая удачливая из всех — та гопи, чью грудь покрывала кункума. Кто эта гопи? Сама Шримати Радхика! Но маданакья-махабхава заставляет Ее забыть об этом, и Она прославляет других.

 

Аннакута-махотсава

В этот же месяц проходила и Говардхана-пуджа. Все враджа-васи поклонялись Гирирадже Говардхане и праздновали аннакута-махотсаву. Увидев это, Индра разгневался и обрушил на Вриндавану проливной дождь. Тогда Кришна защитил враджа-васи и избавил Индру от ложной гордости. Индра, униженный, поклонился ребенку Кришне. При этом собрались все полубоги и пели киртану во славу Господа. Именно тогда Кришна обрел имя «Говинда».

Демоны, убитые Кришной в картику

В этот месяц Кришна убил демона Шанкхасуру и срезал драгоценный камень с его головы. Увидев драгоценный камень в руках Господа, гопи стали гадать, кому же Он подарит его. А Кришна рассуждал: «Если Я подарю камень одной из гопи, другие опечалятся». Поэтому, желая избежать ненужной ссоры, Кришна подарил драгоценный камень Баладеве Прабху, который, в свою очередь, отдал его Мадхумангале. А Мадхумангала подарил камень Шримати Радхике.

В этот же месяц Кришна убил Ариштасуру. Благодаря этому появились священные озера — Радха-кунда и Шьяма-кунда. Священный день, когда это произошло, называется Бахулаштами.

В картику Кришна убил демонов Кеши и Вьомасуру; Акрура увез Кришну и Балараму из Враджи в Матхуру; затем Кришна убил Камсу.

 

Упанаяна-самскара

В этот месяц была проведена упанаяна-самскара (вручение священной нити) для Кришны и Баларамы. Поскольку мальчики провели детство во Врадже, Они привыкли думать: «Я — пастушок, Мою маму зовут Яшода, а папу — Нанда Баба». Но Васудева и Деваки думали иначе: «Мы — настоящие родители Кришны». Согласно ведической традиции, родители должны провести упанаяна-сам-скару для своего сына. Васудева и Деваки рассуждали: «Если мы проведем этот обряд, тогда в сердцах Кришны и Баларамы утвердится понимание, что мы — Их родители». Они приложили к этому все усилия, но их ожидало разочарование.

Дело в том, что до упанаяна-самскары Кришна получил радха-мантру от Бхагури Риши, когда жил во Врадже. Позже в Матхуре во время упанаяна-самскары Гаргачарья дал Кришне брахма-гаятри-мантру, но, едва услышав ее, Кришна лишился чувств. Почему это произошло? Потому что Божеством гаятри-мантры является Радхика.

После того, как было проведено огненное жертвоприношение, Кришна стал искать повсюду Свою мать. Деваки стояла рядом, но Кришна не замечал ее — Он искал Яшоду. Таким образом, матхура-васи не удалось утвердить в сердце Кришны понимание, что Он сын Васудевы и Деваки.

 

Не теряйте надежду

Шри Нарада Риши просил Кришну благословить кришна-премой всех, кто будет слушать сладкую катху в местах лил Шри Кришны, в особенности в месяц кортика, И Кришна дал Нараде такое обещание. Поэтому мы не должны терять надежды. Нам следует твердо верить, что исполнение простых действий, таких, как ежедневное предложение масляной лампадки Божеству, посещение мангала-арати, совершение киртаны, пение «Шри Дамодараштаки», участие в парикраме, раздача и почитание маха-прасада, празднование аннакута-махотсавы, слушание хари-катхи в лила-стхали (местах игр Шри Кришны), обязательно приведет нас к успеху. Это лишь вопрос времени. И нам не придется ждать слишком долго. Мы обязательно достигнем кришна-премы и будем служить Божественной Чете, Шри Радха-Кришна-югале.

 

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. Его жизнь и учение»

(Стр. 240)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: