Бхакти Лалита д.д. Сахадев дас




19 октября 2013 года, Киев, Украина

 

Сахадев Прабху: Картика. Существуют периоды, когда любая духовная деятельность особенно благоприятна, и месяц октябрь-ноябрь посвящен исключительно Шримати Радхарани. Обычно мы знаем об Абсолюте как о мужском начале, как о сильном начале, как о самодержце, но ведические тексты раскрывают то, что в Абсолюте есть также женское начало. Если Кришна — это абсолютная красота, то Радхарани — это олицетворенная любовь. Олицетворение самопожертвования и преданности красоте.

В этом мире мы часто употребляем слово «любовь», но зачастую вкладываем в него понятие «наслаждение». Но Радхарани, само Ее имя происходит от слова «арадхана », что значит посвящать себя, поэтому Она олицетворяет Собой не любовь, которая связана с понятием «лобха », то есть вожделение, корысть, желание насладиться чем-то красивым, Она олицетворяет Собой жертвенность, преданность, самопосвящение, то есть, в сущности, все те качества, которые привлекают нас в этом мире. Да, мы видим, что патриоты нас привлекают, искренние политики, которые борются с системой, нас привлекают, мать, которая жертвует себя ребенку.

Сама идея самопожертвования, посвящения себя Высшему Началу, берет исток в Шримати Радхарани. Одно из Ее имён — это Киртида или Киртика, и месяц, посвященный Шримати Радхарани, — месяц Картика. Подлинная духовная жизнь включает в себя определенные практики, будь то мантра, духовное общение, поклонение, воспевание духовных песен, но ключом к мантре, ключом к правильному воспеванию, ключом к истинному духовному общению является это настроение самопосвящения, желание предаться потоку. И олицетворением этой жертвенности, преданности, любви является Шримати Радхарани, и месяц, посвященный Ей, который сейчас наступил, когда особо благоприятно слушать о каких-либо духовных истинах. Джай картика-врата дамодара-врата ки - джай!

У нас в гостях женщина-монахиня и просто замечательный человек Шримати Бхакти Лалита Деви Даси.

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть ли у кого-нибудь вопросы? К кому-нибудь из присутствующих — Сахадеву Прабху, Ашутоше Прабху? Всегда можно понадеяться на Ачьютананду Прабху, что касается вопросов.

Ачьютананда Прабху: А можете ли вы рассказать что-нибудь о преданности как таковой?

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле именно этой теме был посвящен весь наш фестиваль. Все время мы говорили в целом об этой теме, о преданности. На самом деле мы все хотим стать бхактами.

…бхактйа санджатайа бхактйа…[1]

Но бхакти, преданность, приходит только от преданности. Поэтому, чтобы получить бхакти, мы следуем наставлениям бхакт, мы исполняем их советы и указания. Мы следуем вечным спутникам Господа, высочайшим бхактам, высочайшим преданным, поскольку они способны одарить любого бхакти, преданностью.

Суть мира преданности в самоотдаче, в самопожертвовании, в служении. Но свой путь к этому мы начинаем с постижения так называемой самбандха-гьяны, то есть знания, что есть что, кто есть кто, в каком взаимоотношении все находится. Затем мы познаем абхидхею, то есть путь, средство, как нам постичь реальность. И, наконец, прайоджана — это высочайшее достижение, это высочайшее совершенствование, это предназначение каждого — вход в мир радха-дасьям — служение лотосным стопам той самой Шримати Радхарани.

Только позавчера мы отмечали день ухода Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, и он ачарья прайоджана-таттвы. Иными словами, он учит нас высочайшему предназначению, высочайшей цели жизни, а именно радха-дасьям — посвящению себя исключительно служению лотосным стопам Шримати Радхарани. Он учит собственным примером, он помогает другим постичь этот принцип полного, абсолютного вручения себя, отдачи себя служению лотосным стопам Шримати Радхарани. Таков высший плод, высшее достижение на пути бхакти-йоги, что мы приходим к служению Шримати Радхарани под руководством Лалиты Деви в лагере Рупы Манджари под руководством всех их помощников и помощниц.

Но начинается все со следования определенным практикам преданности, и главные из этих практик таковы: шраванам — слушание, киртанам — прославление, вишнох-смаранам — памятование о Господе. Таким образом, мы начинаем свое следование пути бхакти, в то же время надеясь, что кто-то из более опытных, более возвышенных бхакт, вайшнавов, то есть Гуру, одарят нас этой бхакти, этой преданностью.

Каким бы совершенным ни было чье-нибудь следование всем правилам, предписаниям, всем нормам, само по себе следование правилам и предписаниям не даст бхакти. Преданность может прийти только от преданного. Поэтому мы всё, что у нас есть, вкладываем в преданных Господа. Тогда благодаря им мы сможем соприкоснуться с преданностью, постичь, что такое преданность, и стать преданными. И именно в этом следовании пути бхакти, преданности, заключается положительное разрешение всех трудностей, испытаний и волнений, с которыми сталкивается обусловленная душа, баддха-джива, живя в материальном мире.

И высочайший дар приходит к самым низким из людей по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху, Адвайты Ачарьи. Адвайта Прабху призывал Господа, молился Господу, чтобы Тот снизошел в этот мир с целью дать высочайшую истину в самой доступной форме, для того чтобы самые не склонные к философским поискам люди, чтобы даже самые простые люди, женщины нефилософского склада могли постичь эти истины. Этот дар не предназначен лишь для некой элитарной секции эзотерических мыслителей или философов, это для каждого, для всех удачливых душ. И по благословениям Адвайты Ачарьи это становится доступно каждому из нас.

Махапрабху, явившись на зов Адвайты Ачарьи, пришел и начал это движение харинам-санкиртаны, дав эту санкиртану всем и каждому. И мы все еще чувствуем вокруг себя последствия Его явления, мы все еще живем в рамках «золотого века» — золотой эпохи, которая ознаменовала явление Шри Чайтаньи Махапрабху.

Даже величайшие боги, такие как конструктор вселенной Брахма, владыка мира Шива и другие боги стремятся в наше время явиться на Землю, чтобы принять участие в этом уникальном движении. Поэтому сейчас существует очень благоприятная возможность для каждого обрести сознание Кришны через практику, через следование наставлениям учения Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Бхактивинод Тхакур предсказал, что учение Махапрабху распространится по всему миру и что весь мир начнет петь и танцевать. И сознание Кришны процветает и распространяется везде и повсюду. И мы удачливые души, которым удалось соприкоснуться с этим благословением, и все, что нам необходимо для того, чтобы продолжать свое движение, — это постараться обрести милость преданных. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос?

Ачьютананда Прабху: Большое спасибо!

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть какие-нибудь вопросы к Сахадеву Прабху? Он может ответить на любые вопросы.

Сахадев Прабху: С разной степенью успешности.

Преданная: Это правда, что Кришна не очень заинтересован, чтобы мы Его добивались?

Сахадев Прабху: Да, можно даже сказать, что в определенной степени Кришна не заинтересован. В общем-то объясняется, что все распространение сознания Кришны… его распространяют преданные. Есть мистическая шлока, где сказано: бхактаир бхакта-джана-прийах [2]. Даже бхактаир бхакта какой-то… где Кришна говорит:

ахам бхакта-парадхино хй асватантра ива двиджа
садхубхир граста-хридайо бхактаир бхакта-джана-прийах

Он говорит: «Я собственность Моих преданных, Мои преданные очень дороги Мне». Ахам бхакта-парадхино, хй асватантра ива двиджа — «О, брахман, (дваждырожденный)»… Садхубхир граста-хридайо — «В Моем сердце садху. Я в сердце садху, а они в Моем сердце». И дальше Он говорит: бхактаир бхакта-джана-прийах — «Ты должен знать, что даже бхактаир бхакта, обычный несовершенный человек, который соприкоснулся с этими преданными, дорог Мне». Поэтому несомненно, что внутренне Господь желает спасти все души. Это не так, что Он хочет опустить ворота, поставить стены.

Одна из замечательных концепций Шрилы Шридхара Махараджа — это любовный поиск потерянного слуги, о том, что не только мы ищем Истину, а Истина также ищет нас. И сама идея аватара, нисхождения Бога на Землю, — это постоянная попытка Самого Господа позвать души домой. Но, тем не менее, лила такова, что Господь не сколько непосредственно, сколько через Своих преданных [делает это].

На нашем лого изображен лотос, на который светит солнце и который питает вода. Если нет солнца, лотос не может расти. Если нет воды, лотос также не может расти. Поэтому Господь, или Гуру, подобен солнцу, но преданные слуги Господа — без них также невозможна духовная практика, и они представляют сторону не Кришны, а сторону Радхарани, сторону милости, сострадания, которая даже неготовых, несовершенных стремится вовлечь в мир совершенных живых существ.

И Кришна говорит: «Я смотрю в сердце живого существа». Если человек встает на путь бхакти-йоги, возможно, даже из каких-то корыстных побуждений… Сказано: помимо тех, кто интересуется собственно сознанием Кришны, существуют четыре типа людей, желания которых смешаны. Бхагавад-гита говорит:

чатур-виддха бхаджанте мам джанах сукритино ’рджуна
арто джиджнасур артхартхии джнани ча бхаратаршабха

«Четыре вида удачливых душ приходят к поклонению Мне: любознательные, желающие выгоды, желающие избавления от страданий и собственно те, кто интересуется Абсолютом»[3].

Кришна говорит: «Даже если кто-то пришел ко Мне с желанием выгоды или даже если кто-то захотел узнать обо Мне из любознательности, а не желания Мне служить, но, тем не менее, их сердца чисты и открыты, подобно сердцу ребенка, то тогда Я дарую им Себя». С другой стороны, если некие очень образованные, очень харизматичные люди приходят и принимают путь служения Богу, но их единственное внутреннее желание — это сбежать из мира рождения и смерти, единственное, что они желают внутренне, — это избежать страданий, тогда — говорит Кришна: «Таким людям Я дам мукти, Я дам освобождение. Бхакти Я дам только тем, кому интересен собственно Я».

Объясняется, что получить бхакти от Кришны практически невозможно. Потому что бхакти, его удивительное свойство таково, что оно ставит Кришну в зависимость от Его преданного. Объясняется, что существует маха-майя, великая энергия иллюзии, которая скрывает от душ бытие Господа. Маха-майя как матрица. Она говорит, что нет ничего, кроме того, что ты видишь глазами. Но существует также йога-майя, которая скрывает величие Господа от души и позволяет освобожденным душам считать Господа не Богом, не Вседержителем, не Всемогущим, а считать Его своим другом, своим ребенком, своим возлюбленным.

Та песня, которую мы поем, — «Дамодараштака» — прославляет мать Яшоду. Сказано, что во Вриндаване маленький Кришна необычайно проказничает, но Его проказы доставляют радость всем, хотя внешне обитатели Вриндавана недовольны. Его проказы, в действительности, доставляют счастье всем обитателям Вриндавана. Но, тем не менее, формально они жалуются матери Яшоде, и тогда Яшода приходит и, желая наказать Кришну, на какое-то время, что называется, ставит Его в угол. Но так как Кришна очень непоседливый ребенок, она для профилактики пытается привязать Его веревкой к ступе. Но веревки каждый раз не хватает, потому что Кришна безграничный, Кришна Абсолют. И тогда Яшода начинает переживать, ее сердце тает, она начинает думать: «Как мне совершить мое служение Кришне? Как мне наказать этого ребенка ради Его же блага?» И тогда непобедимый Абсолют покоряется любви матери Яшоды.

Сказано: «Великие йоги не могли войти в обитель Господа, великие мудрецы не могли постичь Его непостижимые энергии, великие мистики не могли оказать на Него давление своими мистическими силами, но каково чудо бхакти, каково чудо преданности, когда этого самого непобедимого Господа мать Яшода благодаря силе своей любви может гонять хворостиной или ставить в угол». Без преданных, без вайшнавов, без наших учителей мы никогда бы не были допущены в столь сокровенный круг, где Сам Абсолют становится рабом Своего раба. Непобедимый Абсолют покоряется любви.

Но таково желание Самого Шри Чайтаньи — раздать эту сокровенную концепцию, и только благодаря этому и благодаря подлинным преданным Господа, которые действительно пленяют Его своей любовью, благодаря этому мы как-то можем соприкоснуться с этой идеей. Но то, насколько мы в это погрузимся, зависит от нашей способности оценивать. Например, мы знаем, что поэзией многих поэтов, когда они творили, никто не интересовался. Шекспир был не столь популярен, он просто ставил драмы на сцене, но потом сказали: «Это гениальный драматург». Ван Гог рисовал картины, никто особо за них денег не давал, но потом сказали: «Цена этим картинам миллионы долларов». Подобным же образом, когда Шри Чайтанья являет некую сокровенную концепцию Божественного — когда можно жить с Богом одной семьей, когда Бог забывает, что Он Бог, слуга о том, что он слуга, — оценить это способны только те, кто относится к категории «су-медхасах » или «сукрити-ван », те, кто обладает определенной духовной проницательностью, те, кто воплотились для того, чтобы прийти на эту Землю. И, в принципе, Сам Кришна не склонен раздавать бхакти столь широко, но Шри Чайтанья и Радхарани… А кто такой Шри Чайтанья? Шри Чайтанья — это Кришна, Который познал сердце Шримати Радхарани. Но Радхарани и Шри Кришна Чайтанья Махапрабху склонны раздавать это очень широко. Такова идея.

Преданная: Еще непонятно до сих пор, как из Абсолюта, доброго по качествам, мог проявиться такой негативный элемент, как материальный мир? То есть откуда эта грязь могла проявиться из божественного начала? Мне до сих пор этот момент, а может и никогда не будет понятен. Может, я неправильно смотрю на эту материю? Я не знаю. Ну, тут все страдают… Как это могло выйти из Него?

Сахадев Прабху: Ну, в сущности, эта тема не относится к категории постижимых в высшей степени, но приводятся некие примеры: даже в этом мире есть такие заведения, как тюрьмы, психиатрические больницы, когда людей, которые обладают искаженным восприятием реальности, изолируют от общей массы. Если мы рассмотрим этот мир, то мы должны честно признать, что зло в этот мир приводит не Бог. Это не так, что живут честные, чистые, добрые люди, и вдруг, как в фантастических американских блокбастерах, на них нападают роботы и начинают мучить добрых людей. И не так, что огненный столб с надписью: «Внимание, сейчас будет огненный столб от Бога!», — начинает жечь людей. И не Бог отнимает еду у людей. Оказывается, что мы справляемся со всем сами. И тогда можно подумать: «Ну, может быть, это одно такое поколение недобрых, злых людей родилось, а остальные-то были хорошие». Но мы начинаем изучать историю человечества, и оказывается, что во все века люди страшные вещи делали друг с другом. Можно изучить историю средневековых пыток и так далее, и так далее. Это делали люди, это не делал Абсолют. Поэтому одной из реализаций, которая приходит человеку в процессе духовной практики, что это не мир добрых, чистых людей, потому что весь ужас, который творится в этом мире, сами эти люди, которых мы пытаемся поставить в центр мира (говорится: «Человек свят, все для человека!»), именно эти самые простые люди все зло мира и совершают.

Вайшнавская концепция — это не гуманизм, не попытка поставить в центр реальности слабого человека, одержимого похотью и страстями, идея вайшнавизма — это поклонение Кришне и каршне, или Вишну и вайшнавам, то есть Господу и Его слугам, которые избавлены от слабости, которые стоят твердо, которые укрепились в мире веры. Идея такая. Если мы искренне посмотрим, окажется, что наш мир таков, что зло в него все-таки приносит не Бог, мы справляемся сами.

Преданная: Я не говорю, что Он приносит, но как будто заговор. Почему? Откуда такой заговор? Он же знал, что так будет.

Сахадев Прабху: Потому что, как объясняет Шридхар Махарадж, без свободы не может существовать индивидуальность. Если у нас нет свободы, мы действуем только правильно, то мы роботы. Например, у компьютерной программы нет индивидуальности, но если ты вызываешь «окно» Windows, а оно тебе говорит:

— У меня сегодня выходной.

Или:

— Я устало.

— Как это ты устало? Ты же «окно» Windows!

— А у меня сегодня моя личная жизнь начинается. Все, больше я к тебе не выйду.

Вот, значит она стала личностью, она обрела индивидуальность.

Шрила Шридхар Махарадж объясняет, что уникальное свойство индивидуальности, как таковой, — это свобода поступать дурно. Что такое материальный мир? Материальный мир — это то место, где все обитатели очень глубоко пропитаны тенденцией наслаждаться за счет всего окружающего. И так как они все хотят этого, возникает принцип колеса самсары, колеса перевоплощений, кармы, когда в одной жизни угнетатели угнетают угнетенных, а в другой жизни — это грубое приближение, но что символизирует это колесо, — в следующей жизни они меняются местами. А причина этого — то, что наше подсознание настроено так, что куда бы ни упал наш взор, наш взгляд, мы практически всё, даже помимо собственной воли, анализируем с точки зрения собственной выгоды, наслаждения себя и так далее. И люди, которые немного смогли отойти от этого, — патриоты, просветленные, подобные Иисусу или Сократу, — их единицы, им люди ставят памятники на века. Поэтому можно сказать так: то состояние, в котором мы находимся сейчас, подобно состоянию запущенного больного. Наша болезнь началась много воплощений назад, и сейчас она привела к тому, что мы почти уже не можем смотреть на мир, кроме как с точки зрения, как нам выживать, как нам использовать окружающее.

Тем не менее этот мир искаженный и это низшая часть реальности. Есть мир, где правит Красота, а не эгоизм. В целом, учителя говорят так, но эта тема не относится к категории постижимых — типа, а, ну спасибо, понятно, мистическая тема.

Преданная: Понятно, но непонятно, откуда у нас в целом эти задатки? Откуда они у нас взялись?

Сахадев Прабху: Как часть индивидуальности. Свобода означает право на ошибку. А задатки от Господа, потому что у Господа есть два аспекта — это наслаждать и наслаждаться. И в наибольшей степени они выражены [как] Радха и Кришна. Сам Господь наслажденец — Кришна. Он говорит: бхоктарам йаджна‑тапасам сарва‑лока‑махешварам — «Я цель всех жертвоприношений, Я владыка всех миров»[4]. Ахам сарвасйа прабхаво — «Я всё и вся»[5]. То есть мы частицы Бога, и у нас есть две возможности: признать то, что мы слуги Центра, слуги Бога, либо реализовать свою боговость («Будьте как боги»). Чем сатана искушает? — «Будьте как Бог». Что такое материальный мир? Это мир множества маленьких Кришн. Кто-то, чтобы побыть Кришной, играет на гитаре. Кто-то улучшает внешность. Кто-то, чтобы побыть Кришной, берет других в финансовые кандалы. Откуда у нас это? Очень просто — от Кришны, от Бога, потому что мы Его частицы, а он по Своей природе Ишвара — Владыка. Но дело в том, что нам попытка всем быть владыками, быть Наполеонами, — таких Наполеонов полная палата, — не принесет блага. А сама тенденция, в сущности, от Кришны. Может быть, Бхакти Лалита хочет что-то сказать на эту тему?

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что Сахадев Прабху хорошо ответил на ваш вопрос. Вы удовлетворены?

Преданная: Да. Может быть, Бхакти Лалита еще что-то слышала от Гурудева по поводу материального мира? Почему мы воплотились здесь в таком негативном формате?

Бхакти Лалита Деви Даси: Потому что это мир эксплуатации, и мы сами приняли решение прийти в этот мир. У нас был выбор — служить на небесах или царствовать в аду. Мы предпочти царствовать в аду. Ну и вот они мы! Вот таково это. Действия, их последствия, террористы, убийцы, голодающие люди, войны. И до тех пор, пока мы не осознаем свою вечную связь с Гуру и Кришной и не начнем действовать в этой связи, мы будем вращаться в этом мире без конца. Неважно, сколь бы много сил человек ни тратил на то, чтобы обеспечить себе комфорт в этом мире, он никогда до конца не будет чувствовать себя здесь, как дома. И у комаров есть своя «работа»: они напоминают нам о том, что этот мир — не наш родной дом. Мы должны научиться чему-то здесь. И если нам повезет, если мы будем достаточно удачливы, чтобы обрести связь с преданными Господа, тогда мы сможем выйти из этого порочного круга. И за трудности, в которых мы оказались, нам некого винить, а уж тем более Бога. Господь дал нам свободу воли, душа наделена свободой выбирать, и мы злоупотребили этим.

Но сейчас, по крайней мере, мы находимся среди удачливых душ, которые нашли выход. И мы не пытаемся быть эгоистами, найдя этот путь или двигаясь к нему, но пытаемся поделиться этим с другими, пытаемся дать возможность другим встать на этот путь. Вот почему мы стремимся распространять это, проповедовать об этом, быть благожелателями и друзьями всему человечеству. Тем самым мы помогаем себе и другим.

Некоторые люди пытаются обвинять Бога, они затаили обиду на Бога за то, что Он допустил все, что существует вокруг нас. Но на самом деле мы оказались здесь не по Его воле, а наш собственный выбор, наша воля привела нас сюда. И по своему же добровольному выбору мы можем выйти отсюда, из этого мира, и Господь примет нас, потому что Он великодушен и добр. Когда мы искренни в своем стремлении к Нему, Он явится перед нами в облике Гуру. Так начинается наша духовная жизнь, и именно в этом мы черпаем надежду, несмотря на наше положение. Хорошо?

Есть ли еще вопросы? О чем угодно.

Преданная: Какова природа терпения и смирения? Что является источником? Это приходит при осознании своего никчемного положения? Как можно помочь более скорому обретению этих качеств?

Бхакти Лалита Деви Даси: Это очень хороший вопрос. И Шрила Гурудев, и Шрила Гуру Махарадж очень много обсуждали эту тему. Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет, что из этих трех качеств (из того самого стиха — тринад апи суничена и так далее[6]): терпения, смирения и уважения к другим, не требуя при этом уважения к себе, самое важное — это терпение. А остальные два качества, а именно смирение и способность уважать других, не требуя почестей к себе, естественным образом придут к тому, кто наделен терпением.

Шрила Гурудев иногда говорил, что терпение — это его религия. И он сказал, что он пошел на это, то есть стал терпеливым, от отчаяния, потому что понял, что ничто другое не помогает. Невозможно никаким иным образом выжить в жизни в служении. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Благодаря терпению растет гармония». И благодаря этому мы можем вместить все, принять все и осознать, что повсюду, в каждой точке находится Центр. Нет точки, которая была бы периферией. И если мы искренне постараемся, то практика приведет к совершенству.

Это единственный способ. Иногда, быть может, нам потребуется почувствовать отчаяние, чтобы от отчаяния осознать, что, и правда, терпение — это единственный способ, как мы можем мирно и спокойно практиковать и жить в мире и гармонии с другими и с миром. В оркестре много инструментов, и мы все являемся инструментами для служения Гуру, для служения вайшнавам, в особенности те, кто живут в положении ашрама. Каждый подобный человек — это инструмент, который предлагает себя для того, чтобы быть использованным для служения учителю или миссии. Мы позволяем использовать себя как инструмент ради высшей цели. А дирижер настраивает все инструменты и приводит все различно играющие инструменты в гармонию. И тогда является прекрасная музыка.

В особенности, если вы живете в группе, не изолированно, в одиночестве, но в группе, тогда вы поймете отчаянную необходимость терпения. Почему терпение крайне необходимо? Потому что терпение — это единственный способ, как можно никого не оскорблять и чувствовать умиротворение, достичь умиротворения и гармонии в обстановке. Когда вы живете в группе рядом с другими, вам будет предоставлена масса возможностей для того, чтобы попробовать практиковать терпение в жизни. Но если вы живете в одиночестве, отдельно от преданных, то, может быть, подобных возможностей для практики терпения будет у вас не так много.

Вот почему мы всегда стремимся жить в группе вместе с другими преданными, вот почему вместе с другими преданными мы зависим друг от друга в нашем служении. Нам нужно научиться работать вместе. И нет иного пути, кроме терпения, смирения и уважения.

Гурудев олицетворял собой эти принципы. Мы видели в самых разных невозможных ситуациях, как Гурудев продолжал проявлять терпение, смирение, уважение к другим и обретал успех. Он мог обуздать, победить даже самых тяжелых закоренелых эгоистов и эгоманьяков, он был способен найти гармонию и установить мирные хорошие отношения с любыми людьми, даже если у этих людей были очень трудные характеры. И все это приходило благодаря тому, что он следовал этим принципам. Мы видели, как благодаря следованию этим принципам он творил чудеса.

Поэтому мы стараемся находиться в обществе преданных для того, чтобы иметь возможность практиковать это. И, может быть, в один день у нас не получается, мы терпим поражение в этой попытке быть смиренными, но всегда есть следующий день и следующий. Каждый день — это новая возможность попробовать, поэтому мы всегда полны надежды и никогда не сдаемся.

[Обращаясь к Сахадеву Прабху:] Может быть, что-то еще хотите добавить?

Сахадев Прабху: Все очень хорошо. Единственное, что хотелось бы добавить, что когда мы общаемся, когда мы действуем одной командой, наша задача — это не помочь друг другу практиковать терпение, а стремиться к некой позитивной вдохновенной цели. Вот. Это не так, что мы должны проявлять свой характер и говорить: «Я тебе помогаю очиститься, я тебя делаю еще терпеливее». Существует множество видов йоги, когда человек должен уединиться, и в этом уединении он начинает говорить: «Я не есть это тело, я не есть эти чувства, я не стремлюсь ни к чему в материальном мире», — и так далее и так далее. Когда он выходит в мир, когда он выходит в люди, оказывается, что все это было неким аутотренингом, чем-то мысленным. Поэтому единственное, как мы можем расти, действительно определять свои сильные и слабые стороны, работать с ними — это только в определенном кругу таких же духовных людей, которые проходят свой путь.

По воле Господа Шруташрава Прабху, Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж, объяснял, что иногда Всевышний собирает людей в одном проекте со сложными характерами, которые противостоят друг другу, для того, чтобы на какое-то время они научились терпеть друг друга. Поэтому мы никоим образом не стремимся к тому, чтобы нас запирали в одной комнате или в одном проекте с людьми, с которыми нам тяжело работать, но если такое происходит, то это милость Господа, это часть духовного процесса и не надо этого бояться.

Точно так же иногда говорят, что вайшнава-апарадха, оскорбление или критика преданного, — это страшное зло. Кто-то может подумать: «О, если я участвую [в работе над совместным проектом], то тогда столько много критики возникает во мне, а если не участвую, тогда я всех люблю». И когда Шруташраву Прабху спрашивали об этом, он говорил: «Нет, вы не должны бояться служения. Служение, совместная деятельность — это ключ к гаудия-вайшнавизму». Поэтому, если даже в этом процессе вылетают некие искры, это не является вайшнава-апарадхами, это рабочие моменты. Также то, что иногда нас проверяют на терпение, иногда мы не сдаем этого экзамена, это не должно толковаться как вайшнава-апарадха. «Я буду лучше сидеть, наблюдать за всем по телевизору», и так далее.

Единственное, как мы можем понять свои сильные и слабые стороны, начать меняться — это только в обществе преданных. Поэтому готовы мы или не готовы, боимся или рады, но мы должны в него прийти, начать пытаться что-то делать в правильном умонастроении — это ключ к мантре, ключ к поклонению, ключ ко всему. Иначе у нас будет лампочка, но в лампочке не будет электрического тока. Иными словами, не бойтесь кришнаитов.

[Шепотом:] А какой регламент? Какой регламент?

Ашутош Кришна Прабху: В пять часов арати. Еще полчаса.

Сахадев Прабху: Просто мы-то на стульях. Главное, чтоб люди высидели.

Бхакти Лалита Деви Даси: Сегодня Станислава нет? [Смех в зале.] Может быть, завтра придет.

Преданная: [неразборчиво, по-английски: спрашивает, кто такой Станислав].

Сахадев Прабху: Джентльмен, который очень интересуется сознанием Кришны. Постоянно интересуется тем, насколько мы асоциальны. Иногда мы укрепляем его веру в то, что мы асоциальны, иногда, наоборот, объясняем ему, что не все так просто. Его функция — это функция критика, потому что он трактует любые высказывания вайшнавов с точки зрения, что называется, советского инженера. Советский инженер мыслит очень объективными категориями. Например, если ты говоришь о том, что Кришна — капризный Абсолют, то Станислав говорит: «Что, воспитать хорошо нельзя было?», — и так далее. Эта личность олицетворяет обычного человека, который пытается понять сознание Кришны. Но сказано: для того, чтобы понять сознание Кришны, — это не будет для всех… Сказано: йаджнайх санкиртана-прайайр йаджанти хи су-медхасах — этой санкиртаной, этим путем будут привлекаться те, кто обладает категорией «су-медхасах »[7]. Медха означает «разум», су-медхасах — «сильный, проницательный разум».

Поэтому для того, кому нужна простая концепция Бога и простая концепция духовного мира, обычно дается концепция Вишну, Вишну-концепция, в которой Бог подобен царю, а само место, где Он обитает, — Вайкунтха, означающая «мир без тревог». Бог грозный, но справедливый, а в Его мире хорошо. Но для тех, кто обладает категорией «су-медхасах », рассказывается о том, что есть мир Голока, который полон тревог, беспокойств, и где Бог не знает о том, что Он Бог. И это уже является более сложной идеей. Где появляются вещи, которые в нашем бытии казались исключительно негативными, например, конфликт или незнание, интрига, тайна и так далее. И объясняется, откуда все это взялось в нашем мире. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Субъективная эволюция сознания». Этот [материальный] мир — отражение высшей реальности. И, в действительности, в нашем мире есть столько вещей, потому что они есть в мире Кришны, в мире Голоки, но здесь они причиняют нам страдания. Однако там они находятся в категории абсолютной гармонии, поэтому любые раздоры, конфликты, встречи, разлуки там — это разные формы счастья. Подобно тому, как опытный кулинар использует какую-то специю и постоянно уместно, а мы берем перец, высыпаем полпачки и думаем: «Перца мало не бывает, если он дорогой». Идея та же самая, но она ужасна. Поэтому в этом мире разлука, ссора, конфликт, незнание — это все мучает нас, но в том мире [духовном] это все подобно украшениям отношений с Кришной. Все там «опытные кулинары», и так как у них нет корысти, эгоизма, то все это существует в категории гармонии.

Но чтобы принять концепцию Бога как Кришны, духовного мира как Кришны, нужна проницательность. По большей части Кришна за пределами любых заповедей, даже заповедей собственной религии. Но для обычных людей объясняется, что вот есть Кришна, есть Бог, Который подобен Вишну, Который подобен царю, в Его царстве хорошо. Здесь у тебя болит нога, а там у тебя не будет болеть нога. Бог учит вести себя хорошо, быть «пионером» и так далее. Но вести себя хорошо, выполнять социальные обязательства — это только сва-дхарма, это третья глава Бхагавад-гиты. Но в конце [Бхагавад-гиты] Кришна говорит:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

«Оставь все виды дхармы, все идеи о том, что ты должен делать, и отдай свое сердце Мне, Я освобожу тебя от любого греха, не страшись ничего»[8]. И вот здесь обычно Станислав встает и говорит: «Минуточку». Таким образом, он наш специальный гость.

Бхакти Лалита Деви Даси: К вам он немного жестче себя ведет, чем ко мне.

Сахадев Прабху: В целом, все Станиславы друзья. Because I am Stanislav. It’s OK. [Смех.] [Неразборчиво на английском.] This is a special sect. It’s OK.

Бхакти Лалита Деви Даси: Вчера задавая мне вопрос, он говорит: «Дорогая Лалита!», — и такие искорки в глазах. Особенно, когда вопрос с подвохом. Но я тоже ему отвечаю с подвохом. Может быть, однажды представится возможность, и он мало-помалу, постепенно обратится. Он так много соприкасается с хари-катхой, иногда принимает прасадам. Поэтому определенно на него есть очень большие надежды.

Преданная: Вы знаете эту историю с Сарасвати Тхакуром, когда его кто-то на лекциях доставал, а потом этот человек умер, и он очень расстроился?

Бхакти Лалита Деви Даси: I don’t know. Do you know?

Сахадев Прабху: Да, я слышал. Он [Сарасвати Тхакур] говорил о том, что этот человек был важен как некий антитезис: «Мой последний благожелатель ушел».

Преданный: Говорил, что ко мне приходил Бхактивинод… [неразборчиво].

Сахадев Прабху: Это другой персонаж, это два разных. Речь идет об одном из его учеников вероятно, о нем он говорил: «В образе моего ученика, последователя приходил Бхактивинод, но я не узнал его». А это немножко другая история, это один из посетителей его лекций, который был в антитезисе, был в оппозиции. И Сарасвати Тхакур сказал, когда он покинул этот мир: «Мой последний благожелатель ушел». В действительности, он сказал это для нас, потому что когда подлинный святой присутствует в этом мире, любые прославления не могут осквернить его, он передает славу духовному учителю. И Сарасвати Тхакур говорил, его знаменитая шлока: «Все женщины принадлежат Кришне, все деньги — Нараяне, а слава — Гуру». Но когда речь идет о более обусловленных душах, которые занимают положение лекторов, проповедников, [официальных] духовных лиц, сказано, что им мы оказываем не столь много внешнего, пышного почтения, но всегда поклоняемся в уме. Почему? Потому что если человек не обладает серьезной духовной зрелостью, то постоянное прославление, очень энергичные восхваления могут «вскормить» его гордыню, слабости, вызвать его отклонение с духовного пути. Сарасвати Тхакур был личностью, которую никакая хула и никакая хвала не могли увести с истинного пути. Но для нас он сказал: «Не думайте, что каждый кто хвалит вас, это доброжелатель, и не думайте, что каждый, кто ругает вас, это олицетворенное зло». Иногда наоборот, возможно, тот, кто критикует нас, кто ругает нас — наша последняя инстанция от того, чтобы полностью не впасть в самолюбование и гордыню.

Видение Шрилы Шридхара Махараджа также было таково, что он говорил: «Антитезис — часть высшей гармонии. Распад — часть высшей гармонии». Мы видим, что Гаудия Матх распался, династия Яду, Кришны, оставила этот мир, а ведическая Индия была захвачена мусульманами и так далее. Поэтому, если помимо нашей воли приходит какой-то антитезис, негативное начало, будь то личность или ситуация, если при этом мы сделали все, что могли, но ситуация все равно пришла (мы приглашали только избранных, но пришли в том числе недоброжелатели — к нам на утренник «просочились» не только феи, но и медведи и так далее), соответственно, мы должны принять это.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: