Взаимодействие торгового и информационного посредничества




 

Вполне логично, что посредничество торговое и посредничество информационное в большинстве случаев тесно взаимосвязаны. Причем в зависимости от того, какая составляющая - торговая или информационная - преобладает, возможны два варианта такого взаимодействия.

Классический пример для первого варианта можно найти в дореволюционной литературе по торговому праву. Например, П.П. Цитович так описывал сущность деятельности агента: "По-видимому, подлинное назначение агентов - собирать предложения (оферты) от лиц, желающих заключить договор с хозяином агента. Предложенного договора агент не составляет; он лишь передает предложение хозяину и затем, когда предложение принято или отклонено последним, извещает об этом сделавшего предложение: не через него, а лишь при его посредстве происходит заключение договора. Но это посредство - одно извещение: извещается хозяин, а затем извещается стороннее лицо - агент действует как орган ведома, но не воли " *(158). Деятельность агента, таким образом, направлена на заключение конкретных сделок конкретным лицом (его хозяином), достигает же он этой цели путем сбора и передачи информации.

Во втором случае типичный пример - реклама. Цель деятельности рекламораспространителя - довести рекламную информацию до возможных партнеров рекламодателя. Возможность заключения в последующем сделок с рекламодателем отступает на второй план; рекламораспространителю и платят не за заключенные сделки, а за размещенную информацию.

Появление интерактивных систем с обратной связью в реальном времени перевело взаимодействие торгового и информационного посредничества на новый уровень. Предоставленная информация о товаре в такой системе 1) является рекламой *(159), 2) представляет собой публичную оферту (п. 2 ст. 437 ГК РФ) и 3) сочетается с возможностью немедленного акцепта, т.е. заключения сделки. Таким образом, деятельность посредника заключается в передаче информации неопределенному кругу лиц, но цель этой деятельности - в совершении посредником или при его непосредственном участии конкретной сделки (сделок) между клиентом и найденными посредником партнерами. То есть торговое посредничество в этом случае осуществляется путем посредничества информационного.

Специфика деятельности подобных систем требует выработки своеобразных механизмов законодательного регулирования в этой области. Речь не идет о чем-то принципиально новом: выше уже говорилось, что сочетание торгового и информационного посредничества было распространено еще в дореволюционной торговой практике, существует сравнительно развитое законодательство о рекламе и защите прав потребителей. Однако нет механизмов, позволяющих сочетать предусмотренные разными отраслями законодательства модели в рамках одной деятельности. Между тем, как уже отмечалось выше, при посредничестве путем оказания фактических услуг ответственность сторон друг перед другом весьма слаба. Ведение же посреднической деятельности в Интернете, где не предусмотрено законодательных механизмов фиксации передаваемой сторонами информации, порождает еще больше возможностей для нарушения прав другой стороны.

В целом, все это создает весьма интересную ситуацию. Хотя посредники не являются прямыми участниками отношений между сторонами при заключении договора, влияние их на процесс заключения договора и последующие отношения сторон чрезвычайно велико. Между тем специфика конструкций посреднической деятельности в сети Интернет довольно значительна, что влечет определенные проблемы с применением традиционных моделей регулирования посреднической деятельности в гражданском обороте.

В сфере посреднической деятельности в глобальной сети основной проблемой является отсутствие проработанного механизма осуществления и защиты прав участников оборота, реализации норм объективного права. Отсутствие подобного механизма применительно к посреднической деятельности в сети ставит под угрозу возможность осуществления иных прав, связанных с заключением договора, так как (и об этом говорилось выше) участие посредника является необходимой предпосылкой для заключения договора в Интернете; посредники, не являясь участниками договорных отношений сторон, участвуют в отношениях по осуществлению ЭДО, который, в свою очередь, является основой заключения и (в некоторых случаях) исполнения договоров в сети Интернет.

 

Форма договора

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: