Критерии и стандарты тренинга персонала




Введение

Рынок тренинговых услуг - как швейцарские часы. По нему можно с уверенностью следить за тем, как развивается бизнес. Тренинговые центры чутко реагируют на любые изменения, происходящие в компаниях, и создают в ответ новые или модифицированные обучающие программы.

Отечественному рынку тренингов уже более 15 лет. Реализованы тысячи программ. И, кажется, уже не осталось ни одной компании, которая ни разу не обращалась к услугам тренингового или консалтингового центра. «Маркетинг - новое направление для российских регионов, и компании не могут ждать, пока специалисты сами получат достаточно опыта, чтобы сделать свою фирму конкурентоспособной. Сегодня в моде агрессивный маркетинг: за короткое время надо найти и убедить клиента в том, что именно ваш продукт - лучший. Поэтому так важно быстро обучать своих сотрудников. Тренинг - как раз та реактивная форма подготовки, которая помогает в короткие сроки привить все необходимые навыки».

До последнего времени многочисленные тренинговые центры пробовали, экспериментировали, стараясь не отставать от Запада. Безумной популярностью пользовались тренинги по продажам и программы, развивающие личную эффективность (управление временем, лидерство, стрессменеджмент и т.п.). Технологии и форматы занятий складывались постепенно, и при этом каждый тренер старался по-своему придать курсу выигрышный оттенок. В итоге успех тренинга зависел, прежде всего, от фантазии и квалификации самого тренера.

год можно назвать переломным - он подвел черту под прошлым стихийно развивавшегося рынка тренинговых услуг. «По-прежнему продолжают пользоваться спросом такие привычные тренинги, как управление проектами и производством, стратегическое управление и развитие продаж. Кстати, судя по тому, что в Германии в последнее время начался новый всплеск традиционных sales-программ, то, как обычно бывает, скоро это повторится и у нас», - считает Дмитрий Дмитриев, президент Группы Компаний Международный Институт Менеджмента.

Базовые программы сохранятся до тех пор, пока не отпадет необходимость обучать новый персонал. Не уйдут окончательно и тренинги личной эффективности: любой руководитель по-прежнему должен уметь решать конфликты, планировать время, объединять людей в команду, быть ее лидером. Однако все это отойдет на второй план, уступая место глобальным корпоративным программам и новым тенденциям.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния тренинговых услуг в современной России, а также в других странах мира.

В первой части работы будут приведены основные теоретические положения данной проблемы, а во второй части мы приведем примеры отечественных и зарубежных тренинговых разработок.

 

 


Теоретические основы тренинговых техник и подготовки персонала

Критерии и стандарты тренинга персонала

 

«Современный рынок очень подвижен: практически все компании охвачены либо слиянием, либо реструктуризацией. Поэтому для разработчиков современных тренинговых программ, прежде всего, важны происходящие в фирме изменения». В тренингах особенно стало ценится то, насколько быстро их можно адаптировать к конкретной ситуации, в которой находится организация. Уникальность каждой компании отчасти объясняет, почему за последнее время так вырос спрос на узкоспециализированные и эксклюзивные программы.

«Запросы на стандартный тренинг сегодня достаточно редки, - В основном клиенты уже посещали те или иные тренинги раньше, и у них есть определенная база. Нужно добавлять новые инструменты, расширять содержание даже таких тренингов, как искусство эффективных продаж. Часто заказчики просят включать в программы психологическую и мотивационную составляющую. Клиенты ждут не только нового содержания тренингов, но и новых форм их подачи. Например, все большей популярностью пользуются имитационные или деловые командообразующие игры для больших групп, которые длятся целый день и решают конкретные задачи клиента».

В моду входят комплексные программы: несмотря на затратность, они часто оказываются более эффективными, чем отдельно проведенные тренинги. К примеру, компания ставит задачу повысить уровень продаж. Она может провести курс по клиентоориентированию среди сейлз-персонала. С другой стороны, можно пригласить специалистов тренингового центра для общей диагностики, по итогам которой будет проведена коррекция бизнес-процессов и предложены оптимальные для конкретной фирмы тренинги.

Не менее популярным течением на современном рынке тренингов считается развитие управленческой команды. Казалось бы, специалисты, работавшие бок о бок в бизнесе долгие годы, должны уметь решать задачи слаженно. Но порой диагностика показывает, что на одну и ту же проблему они смотрят по-разному. Для того чтобы научить топ-менеджеров эффективно взаимодействовать, недостаточно лишь профессионализма тренера. Здесь важна мотивация самих участников.

Секрет успешного тренинга прост: понять цель клиента, спрогнозировать результат и начать к нему двигаться - шаг за шагом. Но один нюанс может разрушить эту безупречную систему - мотивация участников. Часто обучение воспринимается сотрудниками как «обязаловка»! Поэтому успех во многом будет зависеть от того, удастся ли тренеру сломить внутреннее сопротивление участников. Если же в компании любой тренинг и семинар воспринимаются как развитие, то положительный эффект от занятий гарантирован.

«Однако важно учесть, что в каждом тренинговом центре свой подход к обучению. Как правило, тренер решает задачи, поставленные перед ним клиентом. При этом в идеале должны учитываться и интересы каждого участника: он должен решать и свои задачи, только тогда ему будет интересно и полезно это обучение. Задача профессионального тренера - согласовывать цели заказчика и участника».

У современной аудитории сложилось четкое представление о тренингах и о тех навыках, которые они должны развивать. Но, несмотря на просвещенность руководителей, непосредственные участники курсов (линейные менеджеры и рядовые специалисты) зачастую не имеют никакого понятия, ради чего все затевается и, главное, кому это нужно.
«Мотивация участников открытых тренингов несколько выше, чем у тех, кто приходит на корпоративные занятия. Это легко объяснить: с одной стороны, на открытую программу люди, как правило, записываются сами, тогда как корпоративный тренинг - это решение руководства. С другой стороны, в открытых тренингах присутствует элемент избранности: сотрудника, возможно, единственного от компании, направили на занятие - значит, он этого достоин. Более того, перед ним открываются новые перспективы, в том числе и карьерные».

Не стоит думать, что корпоративные тренинги во всем уступают открытым. Они разработаны с учетом специфики компании, ориентируются на ее бизнес-процессы и охватывают большее количество сотрудников. Такое обучение незаменимо для узкоспециализированной отрасли рынка и когда нужно в кратчайшие сроки обучить много специалистов. Иная задача ставится перед открытыми занятиями: сюда отправляют 2-3 человека, чтобы они набрались опыта в общении с коллегами из других компаний. Свои сильные и слабые стороны есть у каждой формы и они, скорее, являются взаимодополняющими, чем исключающими.

Корпоративные университеты - другими словами, полноценные обучающие подразделения, организованные внутри компании, - это альтернатива открытым и корпоративным тренингам у внешних провайдеров. «В этой системе много плюсов: все программы разрабатываются для конкретной организации, учитываются все ее нюансы, есть возможность постоянной обратной связи, т.е. можно организовать контрольные точки обучения, которые нужны, чтобы после основного обучения навыки не забывались. Однако существование такой серьезной и затратной структуры должно быть оправдано, поэтому ее целесообразно учреждать в крупных фирмах или для групп компаний. Корпоративные университеты должны быть открытой системой, не замыкаться только на своем опыте, а для этого им необходимо сотрудничество с внешними обучающими организациями».

В разговоре о корпоративных университетах специалисты сходятся в одном: идея хороша, но ее воплощение потребует немалых усилий. Компания, решившая организовать свой собственный обучающий центр, должна располагать ресурсами и быть готова к серьезной представительской работе.

«Корпоративному университету необходимы не только квалифицированные тренеры, которые могут адаптировать любую программу в соответствии со спецификой бизнеса и потребностями конкретной компании, но и, что очень важно - тесное взаимодействие с менеджерами компании. Кроме того, важно, чтобы такой университет не стал закрытой системой, иначе, проводя из года в год одни и те же тренинги, он не будет учитывать новейших разработок и течений. Это заметно сужает возможности центра, мешает развитию. Поэтому в идеале фирма должна подобрать себе одного или несколько внешних провайдеров, которые в качестве консультантов смогли бы свежим взглядом оценивать проводимое внутри компании обучение».

Несмотря на очевидные сложности, идею корпоративных университетов сегодня охотно реализуют не только крупные холдинги. Однако малые и средние предприятия пока отдают предпочтение «смешанной» форме, когда выбирается одна тренинговая компания, которая становится внешним представителем корпоративного университета. Она разрабатывает, подбирает и проводит все обучающие программы, а внутри организации все ее действия контролирует куратор (как правило, менеджер по обучению). «В каком бы виде ни была представлена система корпоративных университетов, она предполагает работу над двумя направлениями: узкоспециализированное обучение сотрудников и традиционные, общеизвестные тренинги. В обоих случаях компания должна быть очень внимательна: узкоспециализированные курсы не всегда можно доверить внешним тренерам, которые могут просто не владеть тематикой в нужном объеме, а обычные тренинги бывает опасно проводить своими силами (например, из-за эффекта групповой динамики)».

По мнению специалистов-аналитиков, интерес к тренингам в ближайшие 5-7 лет будет только расти. Тренинг-центры продолжат свое развитие, предлагая усовершенствованные программы для Москвы и Санкт-Петербурга, а также для регионов.

«Современные компании, наконец, оценили значение стратегического развития. В недавнем прошлом главной задачей отечественных фирм было выжить и удержаться, сейчас они стали задумываться о своем развитии. Если раньше в условиях нестабильной экономики было сложно загадывать даже на год вперед, не говоря уже о разработке длительной стратегии, то сегодня можно с уверенностью утверждать: российский тренинговый рынок имеет все шансы на то, чтобы выйти на мировой уровень».

Тренинги привлекают удивительной возможностью за несколько дней кардинально изменить свою жизнь. В последнее время появилось множество программ, расчитаных на самых разных потребителей. Но существует ли какая-нибудь стройная система сертификация подобного вида услуг и самой тренерской деятельности?

Наиболее весомую долю на рынке тренинговых программ занимают бизнес-тренинги. Это и понятно, большинство руководителей фирм ищут способы научить персонал грамотно продавать, общаться с клиентами, находить выход из конфликтных ситуаций. На выбор провайдера обычно влияют либо советы знакомых, либо привлекательная реклама, обещающая максимальный эффект от краткосрочного обучения. Переговоры с тренинговыми агентствами чаще всего сводятся к урегулированию стоимости услуги, особенно если речь идет о корпоративном тренинге.

Но может ли кто-то поручится за то, что полученные в конечном итоге знания и навыки, действительно соответствуют обещаниям? По каким стандартам оцениваются успехи или неуспехи слушателей? Что, наконец, удостоверяет компетентность самого тренера и какие документы он может предъявить в качестве свидетельства, гарантирующего его право на ведение преподавательской деятельности?

«Главная проблема заключается в том, что тренинг - это весьма специфический способ обучения, основанный на психологической практике. Если тренер - не профессионал, сам тренинг может не только оказаться бесполезным, но и существенно навредить человеку. И в этом контексте, как никогда, актуален вопрос сертификации, как самих тренеров, так и предлагаемых ими программ».

Подобной точки зрения придерживаются многие специалисты. «За рубежом, ситуацию в тренинговой индустрии контролируют специальные организации. Например, в Великобритании существует целый ряд общественных институтов, в компетенцию которых входят вопросы сертификации и лицензирования обучения вообще и тренингов в частности. У нас же любой человек может заявить о себе, как о тренере, разработать какую-нибудь программу и преподавать ее».

Государство пока не проявляет интереса к деятельности тренинговых агентств и «свободных» тренеров. Насколько долго продлится подобная ситуация не известна, но пока она существует, очень велика вероятность того, что любой человек, заплатив не малые деньги за обучение, в результате останется, как говорят, у разбитого корыта - ни денег, ни знаний.

Иностранные программы

Намного лучше обстоят дела, когда агентство предлагает вам обучиться по какой-нибудь западной методике. Вы обязательно получите сертификат о прохождении курса обучения; в этом случае заниматься с вами будут сертифицированные специалисты, чьи знания будут обязательно подтверждены соответствующей лицензией. Это касается, как бизнес-тренингов, так и узкоспециализированных отраслевых мероприятий. В противном случае гарантией качественного обучения может стать только громкое имя и многолетний стаж работы компании-провайдера «На российском рынке существуют ряд лицензионных программ, разработанных за рубежом.

Например, «Навыки ведения переговоров» (Negotiating Skills) - семинар компании Scotwork (Шотландия), который был разработан в 1976 году и в настоящее время проводится в 50 странах мира, а с 1994 года и в России. «Эффективные деловые презентации» (Effective Business Presentations) и «Продажи группам» (Selling to Groups) - семинары компании HPS (Англия), более 20 лет специализирующейся на обучении навыкам делового общения и презентаций. По прохождении обучения человек получает сертификат или же органайзер с логотипом компании-автора программы, который по сути имеет силу сертификата. Таким нестандартным образом иностранные коллеги поддерживают свой статус».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: