ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО ОМ – МАЙ 2012 Г. – с вопр. № 20 по № 46
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЦИОНАЛЬНОЙ БЮРОКРАТИИ
Как организационная структура бюрократия впервые была определена в начале XX в. немецким социологом Максом Вебером. Рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании организационной структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности.
Необходимо отметить, что принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих (если не сказать в большинстве) создаваемых организациях бюрократическая структура нашла широкое воплощение. Это как раз тот случай, когда высказанная ученым управленческая идея была воплощена в жизнь управленцами-практиками.
Что же, согласно М. Веберу, должна представлять собой идеальная организационная структура, названная им рациональной бюрократией? Приведем ее основные характеристики.
1. Четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации.
2. Наличие иерархических уровней управления с четкой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему.
3. Система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач.
4. Независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами — обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами.
|
5. Прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Увольнение также в первую очередь по причинам должностного несоответствия либо по другим объективным причинам.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам М. Вебер считал центральным пунктом концепции рациональной бюрократии исключение смешения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей, в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляют места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом заключается принципиальное отличие бюрократической структуры от общинной. Общинная структура исторически предшествовала бюрократической. В ней главная роль отводилась партнерству и мастерству.
По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура М. Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций.
Бюрократическая структура организации явилась одним из наиболее значительных вкладов в развитие управленческой науки и практики и способствовала становлению организации в современном ее понимании. Она позволила систематизировать организационную структуру в соответствии с основными принципами управления, сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических решений, принимаемых руководством организации.
|
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при реализации сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития.
К числу недостатков следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость этой структуры, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам. Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами.
Очевидно и то, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы.
Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации задаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением спускаемых «сверху» решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Сегодня трудно однозначно сказать, что принципы рациональной бюрократической структуры затрудняют возможность быстрого реагирования, что в бюрократической структуре больше недостатков, чем достоинств. Высокий уровень организованности, четкости при распределении обязанностей и внутренней дисциплины, присущий бюрократической структуре, является скорее положительным, чем отрицательным, фактором в нестабильной конкурентной ситуации, в которой приходится функционировать современной организации.
|
Однако настоятельный поиск путей повышения эффективности деятельности организаций затронул и организационные структуры и привел к возникновению принципиально новых их видов, подтвердивших свою жизнеспособность (адаптивных организационных структур, называемых порой органическими, гибкими). Поэтому, формируя заново или изменяя структуру организации, руководителю надо четко представлять те возможности и недостатки, которые присущи каждой из используемых сегодня организационных структур.
РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели. Неотъемлемой частью контроля является учет изменений, происходящих по ходу деятельности.
Непосредственная цель контроля — обеспечение эффективного осуществления всех функций менеджмента.
Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.
Чем же обусловлена необходимость контроля?
Во-первых, в любой организации имеет место фактор неопределенности, возникающей под влиянием внешних и внутренних условий. Перед организацией внезапно могут возникнуть самые разные препятствия, мешающие ей работать. И для того, чтобы уметь предпринять упреждающие действия, необходим анализ всех внешних и внутренних переменных.
Во-вторых, контроль необходим для предупреждения возникновения кризисных ситуаций.
В-третьих, контроль позволяет определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению успеха, то есть контроль позволяет вскрыть резервы, не лежащие на поверхности.
В-четвертых, именно контроль обеспечивает управляемость организации, как важное качественное состояние управленческих отношений.
В-пятых, управленческий контроль призван обеспечивать единство управленческого решения и его реализации.
В-шестых, он является также одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем находит распространение во всей системе.
И, наконец, в-седьмых, контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности.
Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.
Контроль охватывает всю деятельность предприятия:
- на входе контролируются все виды ресурсов;
- контролируется производственный процесс;
- на выходе контролируются все итоги деятельности, включая продукцию, финансовые и прочие результаты.
Управление предприятием предполагает самые разные объекты и формы контроля (см. рис. 1).
Рис. 1. Объекты и формы контроля
Следует заметить, что функция контроля имеет прямую связь с функцией регулирования, так как цель этих функций — обеспечение эффективного осуществления всех основных функций управления.
Регулирование - воздействия на объект управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Это процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).
Задача регулирования — актуализация или обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации. Таким образом, функция «контроль» переходит в функцию «регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.
Назначение контроля и регулирования можно сформулировать следующим образом:
• фиксирование результата управленческой деятельности и ее оценка;
• фиксирование результатов деятельности конкретных исполнителей и их оценка;
• фиксирование результатов и оценка реализованных мероприятий;
• разработка рекомендаций или мероприятий в целях ликвидации отклонений для повышения эффективности деятельности подразделений и исполнителей.
Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными функциями менеджмента. По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т. е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
По этапам различают 3 вида контроля: 1) предварительный (установление стандартов), 2) текущий (сравнение результатов измерения со стандартами) и 3) заключительный (корректировка стандартов).
1. Предварительный контроль.Осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определенных правил, процедур и линий поведения.
Начинается предварительный контроль с функции планирования, с момента установления стандартов результатов.
Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. В более широком смысле стандарты отражают стратегию организации.
Пример стандарт-стратегии для магазина: «Увеличить объем продаж за 5 лет на 25 % ».