Предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным, финансовым и информационным ресурсам.




В отношении материальных ресурсов вырабатываются стан­дарты допустимого качества материалов: поступающие матери­алы проверяют на соответствие этим стандартам; тщательно вы­бираются поставщики для заключения договоров, устанавливаются минимальные размеры запасов для обеспечения беспере­бойной деятельности организации.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является финансовый план. Он дает ответ на вопрос: когда, сколь­ко и каких средств (наличных, безналичных) потребуется орга­низации, а также устанавливает предельные значения затрат по каждому структурному подразделению.

В области человеческих ресурсов для осуществления эффективного отбора персонала ана­лизируются деловые ипрофессиональные знания и навыки, не­обходимые для выполнения тех или иных должностных обязан­ностей, устанавливается минимально допустимый уровень обра­зования или стаж работы в данной области. При приеме на рабо­ту с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям. Сформулировать такие требования помогают внутрифирменные профессиональные стандарты специалистов.

Все это требует соответствующего информационного обеспе­чения.

К предварительному контролю можно отнести также орга­низацию процесса производства и управления в соответствии с требованиями стандартов качества ISO-9000-9001.

В свете реализации ФЗ «О техническом регулировании» от 1.07.2003 продуман механизм стандартизации и сертификации товаров и самого процесса организации их производства.

2. Текущий контроль является вторым этапом процесса конт­роля, который состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного руководителя. Он позволя­ет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

На этом этапе не­обходимо предпринять следующие действия:

- измерить результаты;

- сравнить результаты работы с установленными стандартами;

- определить масштаб допустимых отклонений.

На втором этапе процесса конт­роля главный вопрос каким может быть допустимое откло­нение. Если взять слишком большой масштаб допустимых отклонений, то возникающие проблемы могут приобрести опасные очертания. При маленьком масштабе организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что в це­лом разорительно и требует много времени.

В текущем контроле менеджер определяет, какие действия следует предпринимать; такими действиями могут быть: невмешательство в работу или устранение отклонений, то есть регулирование.

Невмешательство в работу. Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся от­клонения невелики (не превышают масштаб допустимых откло­нений), то лучше ничего не предпринимать.

Регулирование отклонений. В случае обнаружения значитель­ных отклонений от стандартов (превышающих масштаб допусти­мых отклонений) следует установить причины отклонений и до­биться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных. Например, причиной низкой производительности труда может быть отсутствие заинтересованности работников в конечных результатах, в этом случае необходимо изменить систему оплаты труда и дру­гие переменные, оказывающие влияние на мотивацию.

3. Заключительный контроль - третий этап процесса контроля. Осуществляется после вы­полнения работы. Это контроль итогов, его цели — формирова­ние мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов. В рамках заключительного контроля обратная связь исполь­зуется после того, как работа выполнена (при текущем — в про­цессе ее выполнения).

Важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективного контроля — это система, которая дает нужную инфор­мацию нужным людям до того, как разовьется кризис. Наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Для того чтобы быть эф­фективным, контроль должен соответствовать потребностям и возмож­ностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализую­щих ее.

Менеджеры должны учитывать, что наиболее эффективной формой контроля является самоконтроль и контроль неформальной группы.

КОНТРОЛЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫКОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ

Управленческий контрольэто важнейшая функция управления. Без нее не могут быть реализованы в полной мере все другие функ­ции управления. Фактически все функции управления являются неотъемлемыми частями общей системы контроля ворганизации.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмере­ния (сопоставления) фактически достигнутых результатов с зап­ланированными.

Контроль — это:

- процесс обеспечения достижения организа­цией своих целей,

- процесс, при помощи которого руково­дитель определяет, правильны ли его решения по достижению целей и не нуждаются ли они в корректировке;

- форма проявления целенаправленного воз­действия субъекта управления на коллективы людей, предус­матривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в про­цессе реализации планов.

Непосредственная цель контроля — обеспечение эффектив­ного осуществления всех функций менеджмента.

Окончатель­ная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различ­ные планы и цели менеджмента.

Контроль (как и любая стадия управления) характеризуется следующими элементами:

· субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль,

· субъект принятия решений по результатам контроля,

· объект контроля — то, что подлежит контролю,

· предмет контроля — набор вопросов и критериев, согласно которым организуется контроль,

· цель контроля,

· задачи контроля,

· принципы контроля,

· методы контроля,

· технология контроля,

· процесс контроля.

Общее содержание контроля:

· проверка значений контролируемых параметров в определенных точках контроля;

· выработка управляющего воздействия в случае несоответствия параметров запланированным значениям;

· утверждение выработанного управляющего воздействия;

· осуществление управляющего воздействия.

Задачи контроля в организации:

· изучать положение дел в организации;

· отслеживать тенденции развития организации;

· выявлять нарушения и ошибки в деятельности организации;

· служить основой вознаграждения;

· указывать на что нужно обращать внимание.

Таким образом, контроль представ­ляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудня­ющих достижение поставленной цели. Неотъемлемой частью контроля является учет изменений, происходящих по ходу дея­тельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: