В отношении материальных ресурсов вырабатываются стандарты допустимого качества материалов: поступающие материалы проверяют на соответствие этим стандартам; тщательно выбираются поставщики для заключения договоров, устанавливаются минимальные размеры запасов для обеспечения бесперебойной деятельности организации.
Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является финансовый план. Он дает ответ на вопрос: когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации, а также устанавливает предельные значения затрат по каждому структурному подразделению.
В области человеческих ресурсов для осуществления эффективного отбора персонала анализируются деловые ипрофессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей, устанавливается минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям. Сформулировать такие требования помогают внутрифирменные профессиональные стандарты специалистов.
Все это требует соответствующего информационного обеспечения.
К предварительному контролю можно отнести также организацию процесса производства и управления в соответствии с требованиями стандартов качества ISO-9000-9001.
В свете реализации ФЗ «О техническом регулировании» от 1.07.2003 продуман механизм стандартизации и сертификации товаров и самого процесса организации их производства.
2. Текущий контроль является вторым этапом процесса контроля, который состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного руководителя. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
|
На этом этапе необходимо предпринять следующие действия:
- измерить результаты;
- сравнить результаты работы с установленными стандартами;
- определить масштаб допустимых отклонений.
На втором этапе процесса контроля главный вопрос — каким может быть допустимое отклонение. Если взять слишком большой масштаб допустимых отклонений, то возникающие проблемы могут приобрести опасные очертания. При маленьком масштабе организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что в целом разорительно и требует много времени.
В текущем контроле менеджер определяет, какие действия следует предпринимать; такими действиями могут быть: невмешательство в работу или устранение отклонений, то есть регулирование.
Невмешательство в работу. Если фактические результаты совпадают с установленными стандартами или имеющиеся отклонения невелики (не превышают масштаб допустимых отклонений), то лучше ничего не предпринимать.
Регулирование отклонений. В случае обнаружения значительных отклонений от стандартов (превышающих масштаб допустимых отклонений) следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных. Например, причиной низкой производительности труда может быть отсутствие заинтересованности работников в конечных результатах, в этом случае необходимо изменить систему оплаты труда и другие переменные, оказывающие влияние на мотивацию.
|
3. Заключительный контроль - третий этап процесса контроля. Осуществляется после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели — формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения).
Важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективного контроля — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис. Наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
Менеджеры должны учитывать, что наиболее эффективной формой контроля является самоконтроль и контроль неформальной группы.
КОНТРОЛЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫКОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ
Управленческий контроль — это важнейшая функция управления. Без нее не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления. Фактически все функции управления являются неотъемлемыми частями общей системы контроля ворганизации.
|
В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Контроль — это:
- процесс обеспечения достижения организацией своих целей,
- процесс, при помощи которого руководитель определяет, правильны ли его решения по достижению целей и не нуждаются ли они в корректировке;
- форма проявления целенаправленного воздействия субъекта управления на коллективы людей, предусматривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в процессе реализации планов.
Непосредственная цель контроля — обеспечение эффективного осуществления всех функций менеджмента.
Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.
Контроль (как и любая стадия управления) характеризуется следующими элементами:
· субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль,
· субъект принятия решений по результатам контроля,
· объект контроля — то, что подлежит контролю,
· предмет контроля — набор вопросов и критериев, согласно которым организуется контроль,
· цель контроля,
· задачи контроля,
· принципы контроля,
· методы контроля,
· технология контроля,
· процесс контроля.
Общее содержание контроля:
· проверка значений контролируемых параметров в определенных точках контроля;
· выработка управляющего воздействия в случае несоответствия параметров запланированным значениям;
· утверждение выработанного управляющего воздействия;
· осуществление управляющего воздействия.
Задачи контроля в организации:
· изучать положение дел в организации;
· отслеживать тенденции развития организации;
· выявлять нарушения и ошибки в деятельности организации;
· служить основой вознаграждения;
· указывать на что нужно обращать внимание.
Таким образом, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели. Неотъемлемой частью контроля является учет изменений, происходящих по ходу деятельности.