Тренинг развития
Управленческих
Навыков
ВЕРШИНА
Москва 2009
УДК 005 ББК 65.291.21 0-72
Осетрова, Наталья Владимировна.
0-72 Тренинг развития управленческих навыков / Осет-
рова Наталья Владимировна, Сурикова Ольга Александровна. — М.: Вершина, 2009. — 192 с.: табл. — Р5ВИ 978-5-9626-0542-5.
Агентство С1Р РГБ
Перед вами готовый материал двухдневного тренинга управленческих навыков, включающий почасовой план, развернутый сценарий, подробные инструкции, игры, а также рекомендации по снятию затруднений в процессе проведен и к. У11 ражнения тренинга разработаны авторами в нескольких вариантах с учетом уровня обучающихся, что позволяет легко ада I гп \ ропать их для любой организации.
Книга будет чрезвычайно полета практикующим бизнес-тренерам, НК-менеджерам, а также всем интересующимся вопросами профессионального и личного самораави тия.
УДК 005 ЬБК 65.291.21
15ВМ 978-5-9626-0542-5
© ООО «Вершина», 2009
Содержание
От авторов....................................................................... 5
Для кого написана эта книга?.......................................... 6
Как пользоваться этой книгой?....................................... 9
Часть 1. Краткий план тренинга
Матрица первого дня тренинга.................................. 13
Матрица второго дня тренинга.................................. 16
Часть 2. Сценарий тренинга. 1-й день
Вводная часть тренинга............................................. 21
Блок «Основные управленческие функции»............. 24
Блок «Управление по целям».................................... 35
Блок «Делегирование»............................................... 50
Блок «Контроль»........................................................ 66
Блок «Оценка и обратная связь»............................... 80
Часть 3. Сценарий тренинга. 2-й день
Вводная часть тренинга........................................... 101
|
Блок «Создание команды»....................................... 103
Блок «Стиль управления»........................................ 115
[3]
Блок «Мотивация».................................................... 135
Блок «Мотивации» (продолжнение)........................ 147
Заключительная часть тренинга.............................. 159
Заключение............................................................... 161
Приложение. Рабочая тетрадь участника.................... 162
Список литературы....................................................... 163
!
V... -'1 _л
От авторов
Посвящаю эту книгу моим родителям, которые поддержали меня и с пониманием отнеслись к идее создания этой книги и к тому, что часть времени, предназначенного им, я уделяла работе над ней.
Наталья Осетрова
Отдельные слова благодарности моим родителям, Александру и Татьяне Чесноковым, за создание всех необходимых условий для моего развития и самореализации, моему мужу, Анатолию Сурикову, за понимание и поддержку в моих начинаниях, Алексеевой Елене Евгеньевне за то, что привила мне интерес к психологии и тренингам.
Ольга Сурикова
Также посвящаем ее коллегам, сотрудникам, благодаря которым у нас была возможность учить и учиться, получать свой собственный опыт, который и был положен в основу книги.
Для кого написана эта книга?
Кто такой «хороший управленец»? Кто такой «эффективный менеджер»?
Эти вопросы сейчас актуальны для большинства компаний, как российских, так и западных. Также весьма острым является вопрос: где взять хорошего руководителя? В настоящее время рынок труда испытывает дефицит квалифицированных кадров, спрос превышает предложение. Найти профессиональных, компетентных специалистов становится действительно трудно. Зачастую сотрудники отдела по работе с персоналом в компаниях месяцами не могут закрыть вакансии на управленческие позиции. Компания тратит немалые ресурсы, время, деньги на поиск нового сотрудника, и даже в этом случае нет гарантии, что найденный кандидат оправдает ожидания. Поэтому в последнее время стали так актуальны и популярны программы развития своих сотрудников. И несомненные плюсы налицо: сотрудник хорошо знает компанию, поэтому снижается риск того, что он не приживется, не адаптируется к «новому» мес-
|
[6]
"1
ту. Возможность карьерного роста мотивирует сотрудников, успешные примеры вдохновляют других и развивают здоровую конкуренцию в компании. Список можно продолжать.
Хорошо, мы выбрали кандидатов, но они еще не готовы к тому, чтобы занять должность. Что делать? Обучать! В первую очередь управленческим навыкам. А кто такой хороший управленец? Это прежде всего администратор, владеющий навыками организации и планирования, самодисциплины, контроля и оценки работы подчиненных. Возникает второй вопрос: как же обучить сотрудников? Здесь возможны три варианта: найти и заказать соответствующий тренинг у сторонней организации; провести обучение собственными силами компании; предложить сотрудникам заняться саморазвитием. Свои плюсы и минусы есть у каждого из них, не будем подробно на этом останавливаться. Скажем только, что мы выбираем второй вариант и в своей книге предлагаем готовую технологию проведения тренинга по управленческим навыкам.
Тренинг был разработан нами и многократно проводился для различных категорий сотрудников: для кадрового резерва (как раз тех, кого в будущем рассматривают как кандидатов на руководящую должность в компании), для работников складского комплекса. В обоих случаях, несмотря на общую программу (она была разработана в соответствии с универсальными требованиями компании к сотрудникам), тренинг адаптировался под аудиторию. Конечно, если вы будете проводить этот тренинг в своей компании, вам необходимо его скорректировать.
|
[7]
Поэтому для некоторых упражнений мы подготовили несколько вариантов (разная сложность в зависимости от уровня обучающихся), что должно существенно облегчить задачу адаптации «под компанию». Мы имеем большой опыт проведения подобных тренингов, поэтому описали возможные «подводные камни» некоторых упражнений и дали рекомендации тренеру по поводу того, как в том или ином случае лучше вести себя с участниками.
Мы надеемся, что книга поможем вам, коллега, и вы внесете свой вклад в развитие Руководителей с большой буквы.