Эта книга — готовый материал для проведения тренинга. Вначале мы предлагаем почасовой план тренинга, для удобства эта информация сведена в таблицу («матрицу»). По нашему опыту такой матрицей удобно пользоваться как при написании, так и при проведении тренинга.
Специфика групп (кадровый резерв и складские работники), для которых проводилось обучение, прослеживается и в практических упражнениях, и в реакциях людей. Поэтому в случаях, когда необходимо учитывать эти особенности, мы будем давать пояснения: какой реакции можно ожидать от участников, к чему заранее нужно быть готовым и т. д. Теоретический и практический материал, предложенный в книге, в первую очередь ориентирован на развитие базовых управленческих навыков, так как большинство участников тренинга, за редким исключением, ранее не имели управленческого опыта.
В книге представлены развернутый сценарий тренинга, полное описание упражнений, варианты их проведения и возможные трудности, с которыми можно столкнуться
[91
при их использовании, а также необходимый теоретический материал.
В приложении мы предлагаем ознакомиться с раздаточным материалом для участников («Рабочая тетрадь участника»), который используется на тренинге.
Удачи!
Часть 1
Краткийплантренинга
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
Китайское изречение
41
Матрица первого дня тренинга
№ | Время | Тема | Комментарии |
10:00-10:20 | Вводная часть | Тренер представляется участникам. Представление программы тренинга. Организационные сообщения. Знакомство участников. Выяснение общих ожиданий участников. Введение групповых норм и правил работы. Выбор форм обращения | |
10:20-11:15 | Блок «Основные управленческие функции» | 1. Фасилитация «Какие функ ции необходимо выполнять управленцу для эффектив ной работы?». 2. Мини-лекция «Управлен ческие функции». 3. Упражнение «Собрать пазлы» | |
11:15 — 11:30 | Кофе-пауза | Проветрить помещение | |
11:30 — 13:10 | Блок «Управление по целям» | 1.Упражнение «Преодолей препятствие». 2. Упражнение «Исполнитель желаний». |
[13]
|
№ | Время | Тема | Комментарии |
3. Мини-лекция «Правила постановки целей». 4. Упражнение «Цель по ЗМАКТ». 5. Мини-лекция «Управле ние по целям в компании». 6. Упражнение «Постановка рабочих цепей» | |||
13:10 — 14:10 | Обед | ||
14:10-16:00 | Блок «Делегирование» | 1. Вводное упражнение «Доверие». 2. Фасилитация «Что такое делегирование?». 3. Упражнение в подгруппах. «За и против делегирования». 4. Мини-лекция «Что можно, а что нельзя делегировать». 5. Диагностика участников. Тест «Делегирование полномочий». 6. Мини-лекция «Процесс делегирования». 7. Кейс «Делегирование задач» | |
Блок «Контроль» | 1. Вводное упражнение «Сманить глазами». 2. Фасилитация «Каким образом вы осуществляете контроль над работой под чиненных?». 3. Упражнение «Виды конт роля» |
[14]
№ | Время | Тема | Комментарии |
4. Мини-лекция «Виды конт роля. Специфика выбора». 5. Работа в группах. Упраж нение «Вредные советы». 6. Мини-лекция «Ошибки контроля» | |||
16:00 — 16:15 | Кофе-пауза | ||
16:15 — 17:45 | Блок «Оценка и обратная связь» | 1. Вводное упражнение «Игра в ассоциации» 2. Мини-лекция «Оценка в компании». 3. Упражнение «Анализ ре зультатов работы». 4. Упражнение «Положи тельная и отрицательная обратная связь». 5. Мини-лекция «Обратная связь». 6. Ролевая игра «Обратная связь» | |
17:45 — 18:00 | Заключительная часть | Подведение итогов дня |
Матрица второго дня тренинга
|
№ | Время | Тема | Комментарии |
10:00-10:30 | Вводная часть | 1. Повтор материала про шедшего дня. 2. Упражнение «Повтори движение». 3. Упражнение «КВН» | |
10:30 — 11:25 | Блок «Создание команды» | 1. Задание «Групповой рисунок: Эффективная команда». 2.Мини-лекция «Основы управления». 3. Упражнение «Совместный рисунок» | |
11:25 — 11:40 | Кофе-пауза | Проветрить помещение | |
11:40 — 13:00 | Блок «Стиль управления» | 1. Тест «Ваш стиль управления». 2. Мини-лекция «Стиль управления». 3. Мини-лекция «Основы управления» (продолжение). 4. Упражнение «Ошибки руководителя». |
[16]
№ | Время | Тема | Комментарии |
5. Кейс «Работа в команде». 6. Мини-лекция «Типы сотрудников» | |||
13:00 — 14:00 | Обед | Проветрить помещение | |
14:00-15:30 | Блок «Мотивация» | 1.Вводное упражнение «Занять стул». 2. Притча «Мотивация». 3. Мини-лекция «Моти вация». 4. Кейс «Увольнение со трудника». 5. Упражнение «Десять бесплатных способов мотивации» | |
15:30-15:45 | Кофе-пауза | ||
15:45 — 17:20 | Блок «Мотивация» (продолжение) | 1. Вводное упражнение. Ролик «Матьвация». 2. Мини-лекция «Факторы мотивации и демотива- ции персонала». 3. Ролевая игра «Моти вируй». 4. Фасилитация «Са момотивация руководи теля». 5. Упражнение «Похвали себя» |
[17]
|
№ | Время | Тема | Комментарии |
17:20- | Заключительная | 1. Ответы на вопросы | |
18:00 | часть | участников. 2. Упражнение «Диа грамма». 3. Заполнение анкет об ратной связи. 4. Вручение сертифи катов |
Часть 2
Сценарий тренинга. 1-й день
Вводная часть тренинга
Вводная часть тренинга включает в себя приветствие, представление тренера и программы, решение организационных вопросов, знакомство присутствующих, выявление ожиданий участников, введение правил работы группы, выбор форм обращения.
Хочется отметить некоторые моменты, на которые тренеру следует обратить внимание:
■ представление тренера— ответственный момент в начале тренинга. Недаром говорят: «как вы яхту назовете, так она и поплывет». В начале тренинга тренер, как правило, кратко рассказывает о себе, своем опыте. На профессиональном сленге такое представление называется «легендой». Советуем корректировать легенду в зависимости от аудитории: какие-то моменты сознательно выделять, может, что-то даже и приукрасить (конечно, в меру), чтобы заинтересовать участников. Также следует кратко рассказать о предстоящей программе тренинга, тем самым предотвращая ошибки в ожиданиях участников. Важный момент, на который следует обратить внимание, — этот этап не должен «затягиваться». Ваша цель — не усыпить участников повествованием о своих достижениях и наградах, а сообщить необходимые сведения о себе (чтобы снизить уровень тревожности участников и предотвратить возможные возражения и сопротивление);
[21]
■ животрепещущими вопросами для участников (особенно если это внутреннее обучение) являются организационные моменты. Люди, приходя на тренинг, любят сразу задавать волнующие их вопросы — когда мы освободимся, будет ли обед и перерывы. Следует озвучить график работ и перерывов и по возможности вывесить его на видном месте на листе большого формата. Вспомните школу: каждый ученик знает, сколько длится урок и когда будет перемена. На тренинге предоставление этой информации участникам позволяет снять вопросы: «А когда мы сделаем перерыв?», «А долго нам еще здесь сидеть?» и др.;
■ сбор ожиданий участников тренинга— важная информация для самого тренера. Возможные варианты проведения этого мероприятия: озвучивание по очереди, написание на стикерах или совместное составление «корзины ожиданий», работа в парах и группах. Выбор метода сбора ожиданий зависит от характеристик группы: ее количественного и качественного состава;
■ введение правил — необходимый компонент вводной части тренинга. Группа, обучающаяся длительное время, становится «единым организмом», для которого важно установить единые законы существования. Если группа новая, тренер может озвучить некоторые правила, прокомментировать их и совместно с участниками выбрать наиболее подходящие (все участники должны быть согласны с ними). Если тренинг проводится в группе не первый раз, правила могут
[22]
определять участники. Возможные варианты правил представлены на рис. 1.
«Один в эфире, говорим по очереди»
«Конфиденциальность»
«Отключи телефон»
«Активное участие»
«Уважение»
«Ответственность за свои знания»
Рис. 1. Варианты правил тренинга
взаимодействие с участниками — особое внимание хотелось бы обратить на установление эмоционального контакта'" тренера с участниками. Если в начале встречи тренеру не удается его наладить, то, как правило, далее сделать это будет еще более проблематично.
' Эмоциональный контакт — умение вызвать доверие и расположение участ-миков.
[23]