Цель упражнения: показать участникам тренинга важность правильной постановки цели.
Необходимые материалы: стакеры, проектор с экраном для демонстрации роликов.
Время проведения: 20 минут.
Инструкция тренера: «Сейчас я выдам каждому участнику по 2 стикера, на одном из которых надо будет записать свою профессиональную (рабочую/производственную) цель, на втором — личную. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Приступайте!»
После написания целей: «Чтобы разобраться, насколько правильно мы ставим цели, давайте посмотрим короткие фрагменты из фильмов*. После просмотра сюжетов вы расскажете, что вы хотели бы изменить в ваших записях».
Ход упражнения: участникам раздаются стакеры, на которых необходимо написать личную и профессиональную цель (на одном листе — одна цель). Через 5 минут демонстрируются ролики о неправильной постановке цели.
Более сложный вариант упражнения: после написания целей можно попросить участников подойти по одному к заранее заготовленному листу флипчарта, на который нужно наклеить свои стикеры с написанными на них целями, предварительно их озвучив.
'Например, «Исполнитель желаний» Криса Энджела или «Миры» Герберта Уэллса. Фрагмент: герой-математик очень хотел похудеть, и один маг помог ему осуществить мечту. Гурой похудел и до конца жизни был вынужден ходить в одежде, увешанной свинцовыми грузами.
[38]
Анализ упражнения.
Вопросы после просмотра видеофрагментов.
1. Как вы думаете, для чего были показаны эти ролики?
2. Что можно изменить в ваших целях, чего им не хватает?
Специфика проведения: при проведении этого упражнения для кадрового резерва выяснилось, что некоторые участники знают о «правильных» целях, но очень редко кто расписывает свои цели, используя критерии 5МАКТ. Участники приняли к сведению информацию и задумались о том, как они планируют события в своей жизни.
|
Так, при проведении этого упражнения с работниками складского комплекса мы столкнулись с сопротивлением. Участники говорили о том, что четко обозначить цель невозможно и что цель — это почти мечта. На шуточных примерах мы попытались изменить их убеждение. Например, один участник поставил цель — покупка машины. Мы начали обсуждать, что это может быть как очень недорогой автомобиль, так и машина представительского класса. Разница есть.
Комментарии: нужно быть готовым к возможному сопротивлению группы, так как у 98 % участников цели являются абстрактными и обобщенными. Личные цели: выйти замуж, купить машину, квартиру, быть счастливым. Профессиональные: повышение по службе, выполнение плана, повышение зарплаты. С чем это может быть связано? В большинстве своем люди могут снимать с себя ответственность за недостижение цели: чем более она размыта, тем труднее ее выполнить, как бы парадоксально это
[39]
ни звучало. Например, в первом случае сотрудник поставил себе цель — карьерный рост. Во втором — через год стать менеджером. Если первый не достиг цели, ему легче найти оправдание, в первую очередь для себя самого: я не решил, кем хочу быть, когда и т. д. Во втором случае цель конкретна. Не достигнув ее, можно посчитать себя неудачником. Кому это понравится? Понимая, что многие неудачи зависят от них самих, участники и начинают проявлять сопротивление на тренинге. Все эти цели необходимо переформулировать — если, конечно, есть желание — стремиться к их достижению и продолжать мечтать. А если желания нет, то тут уже стоит говорить с психологом.
|
Мини-лекция
«Правила постановки целей»
Вспомним один случай: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Наглядный пример? Самое интересное, что это реальный пример, и несколько сотен крестьян были казнены за то, что развели саранчу, которая съела почти весь годовой запас урожая.
Чтобы на практике избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать.
Мы расскажем о критериях 8МАКТ, правилах постановки целей, которые приняты в практике управления, — возможно, некоторые из вас даже ими пользуются. Они очень доступны, и их легко запомнить, достаточно выучить аббревиатуру.
8ресШс— конкретность (мы должны четко представлять конечный результат).
МеашгаЫе— измеримость (как мы будем измерять наш результат и отслеживать выполнение).
АсЫеуаЫе — достижимость (цель должна быть реальной, не слишком простой, но и не заведомо невыполнимой).
Ке1еуаш: — значимость (мы должны быть лично заинтересованы в достижении цели, она не должна противоречить другим целям).
[41]
Т1те-Ьоипс1 — определенность во времени (мы должны знать временные рамки получения результата).