Воссоединение (16 - 18 мес. до 24 месяцев)




К середине второго года жизни младенец может называться тоддлером. Теперь он все больше и больше осознает и все интенсивнее использует свою физическую независимость. При этом одновременно с ростом его когнитивных способностей и все большей дифференцированностью его эмоциональной жизни происходит также значительное повышение чувствительности к фрустрации и усиление внимания к присутствию матери. У ребенка в этом возрасте можно наблюдать повышенную сепарационную тревогу. Она по большей части состоит из страха потери объекта.

Относительно безразличное отношение к присутствию матери, характерное для субфазы практикования, теперь сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активными обращениями к ней. По мере того как возрастает осознаниетоддлером своей отдельности, у него появляется сильное желание разделить с матерью каждое свое новое переживание и приобретение, а также огромная потребность в любви объекта.

Два характерных паттерна поведения тоддлера - "следовать тенью" за матерью или убегать от нее, ожидая погони и подхватывания на руки, - указывают на желание воссоединения с объектом любви и страх поглощения им. Ребенок постоянно требует от матери участия и вовлеченности. Притом что он уже не такой зависимый и беспомощный, каким был всего полгода назад, и явно стремится к все большей независимости, он тем не менее настойчиво демонстрирует, что ожидает от матери участия в каждом аспекте его жизни.

На стадии воссоединения индивидуация стремительно прогрессирует, и ребенок упражняется в ней при каждой возможности. В то же время он все больше и больше осознает свою отделенность от матери и использует всевозможные механизмы с целью противостоять этому чувству.

Вербальная коммуникация становится все более и более необходимой; общения при помощи жестов со стороны ребенка или взаимной довербальной эмпатии между ним и матерью уже не хватает для удовлетворения.

Младший тоддлер постепенно осознает, что объекты его любви (его родители) являются независимыми индивидуумами со своими личными интересами. Он должен постепенно и не без страданий отказаться от иллюзии своего величия, часто посредством яростных сражений с матерью.

Субфазу воссоединения можно разделить на три периода: (1) начало воссоединения; (2) кризис воссоединения и (3) индивидуальное разрешение этого кризиса, проявляющееся в формировании паттернов и личностных характеристик, с которыми ребенок вступает на четвертую субфазу сепарации-индивидуации - консолидацию "Я".

(1) Начало воссоединения.

В 15 месяцев мать перестает быть всего лишь "домашней базой" и становится человеком, с которым тоддлер желал разделять все свои открытия. Самым важным поведенческим признаком этих новых отношений - стремление ребенка постоянно приносить и показывать матери заинтересовавшие его предметы. Тоддлер всеми доступными ему средствами показывает матери, что хочет заинтересовать ее своими "находками" и разделить с ней удовольствие от них.

Одновременно с началом осознания своей отдельности к ребенку приходит понимание того, что желания матери отнюдь не всегда совпадают с его собственными, а его желания подчас расходятся с материнскими.

Идет на убыль поглощенность тоддлера движением и исследованиями. Источник самого большого для ребенка удовольствия смещается на социальные взаимодействия.Любимым времяпрепровождением становятся игры в "ку-ку" и игры, связанные с подражанием.

Мать теперь воспринимается как отдельный человек в огромном мире, и это происходит параллельно с осознанием существования других детей, их похожести и в то же время отличности от себя. Это подтверждается тем фактом, что дети в этом возрасте демонстрируют большее желание иметьто же, что есть у другого ребенка, или делать то же, что делает он, т.е. желание отзеркаливать, подражать, идентифицироваться с другим ребенком. Они хотят игрушки или чашку с соком и печенье, которые дали другому ребенку.

Появляется специфическая целеориентированная злость, агрессия, если желаемая цель оказывается недоступной.

Тоддлер начинает лучше осознавать свое тело именно как свою принадлежность. Ему уже не нравится, когда над ним "производят действия". Наиболее заметно он сопротивляется тому, что его прижимают или держат в пассивном положении во время переодевания

или смены подгузника. Ему уже не очень нравится, когда его обнимают и целуют, если он к этому не готов.

Желание большей автономии ведет к активному расширению мира мать - дитя, прежде всего к включению в него отца.

(2) Кризис воссоединения

Примерно в 18 месяцев тоддлеры хотят повсюду проявлять свою быстро растущую автономию и предпочитают, чтобы ничто не напоминало им о том, что они временами не могут с чем-либо справиться сами. Конфликты возникают из-за того, что, с одной стороны, они хотят быть великими, всемогущими и отдельными, но при этом нуждаются в матери для магического выполнения своих желаний,

без осознания того, что помощь, на самом деле, приходит извне. В большинстве случаев преобладающее настроение изменяется на общую неудовлетворенность, проявляется склонность к быстрым сменам настроения и вспышкам гнева. Период характеризуется быстрым чередованием желаний оттолкнуть мать прочь и прильнуть к ней.

Для детей этого возраста характерно использовать мать как продолжениеЯ. Типичным поведением такого рода является, например, тянуть мать за руку и пользоваться ею как инструментом, чтобы достать желаемый объект, или ожидать, что мать, направляемая единственным магическим жестом, а не словами, догадается и выполнит промелькнувшее у тоддлера желание.

Появляется внезапный страх, что мать ушла, хотя она даже не поднималась со стула.

В этот период спектр аффектов, переживаемых тоддлером, расширяется и становится довольно дифференцированным. В период самого острого кризиса воссоединения все дети становятся особенно чувствительны к тому, где находится мать, и остро осознают ее отсутствие. Начинают развиваться трудности, связанные с уходами матери, выражаясь в реакциях прилипчивости к ней.

(3) Оптимальная дистанция.

К 21-му месяцу у ребенка можно наблюдать ослабление борьбы. Ребенок, очевидно, снова находит оптимальную дистанцию в отношениях с матерью - дистанцию, на которой он чувствует себя наиболее комфортно.

Происходит развитие языка в том, что касается наименований объектов и выражения желаний конкретными словами. Способность называть объекты сообщает тоддлеру ощущение способности контролировать окружающий мир. Использование личного местоимения "я" часто появляется именно в это время, так же как и способность узнавать и называть знакомых людей и себя на фотографиях.

Прогресс способности выражать желания и фантазии при помощи символической игры, а так же использовать игры для контроля над собственным поведением.

В то время как страх потерять объект и быть покинутым частично ослабевает, на данном этапе он усложняется интернализацией родительских требований.

Проблемы: капризность, колебания настроения, отдаление-прилипание, упрямство, агрессивность, отказ туалетных навыков.

Поведение взрослого, обеспечивающее оптимальное развитие: принятие чувств ребенка, возможность их выразить, не бороться с туалетом, «агрессивные игры», «грязные игры», тоддлеровские группы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: