Отечественные периодизации социально-эмоционального развития ребенка – Л.С.Выготский




 

В отечественной психологии наиболее перспективным подходом к изучению психики младенца является подход с точки зрения культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского, концепции деятельности А.Н.Леонтьева и концепции о генезисе общения М.И.Лисиной. Данный подход рассматривает младенца как социальное существо, которое попадает после рождения в мир людей с его культурно-историческими законами и реализует в нем активность в форме деятельности.

Периодизация развития ребенка Л.С. Выготского, а также наиболее полное описание культурно-исторической концепции в приложении к детскому развитию могут быть найдены в сборнике избранных трудов ученого «Психология развития ребенка», (2004). С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды. Каждый кризисный период является переломным, поворотным пунктом в развитии, существенное содержание которого заключается в возникновении новообразования. Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить.

1. Кризис новорожденности (0 - 2 месяца)

Главная особенность данного возраста состоит в том, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в период новорожденности занимает среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Первый контакт ребенка с матерью до того тесен, что скорее можно говорить о слитном существовании, чем о контактном.

Переходный характер жизни ребенка в период новорожденности можно проследить на нескольких основных особенностях, отличающих его существование.

Во-первых, это питание ребенка. Непосредственная физическая связь между матерью и ребенком уже отсутствует, но он продолжает получать пущу от матери. Питание новорожденного представляет собой как бы переходную форму между внутриутробным и последующим внеутробным питанием.

Во-вторых, жизнь новорожденного отличается своей недостаточной дифференцированностью сна и бодрствования. Около 80% времени новорожденный проводит во сне. Таким образом, общее жизненное состояние ребенка в этом периоде может быть охарактеризовано как "среднее дремотное состояние", из которого постепенно и на краткие сроки выделяется состояние сна и бодрствования.

В-третьих, новорожденный обладает уже рядом двигательных реакций, но не способен к самостоятельному передвижению в пространстве.

Основным новообразованием новорожденного периода является индивидуальная психическая жизнь, своеобразие которой состоит в преобладании недифференцированных переживаний, неотдельности себя и своих переживаний от восприятия окружающего мира, единстве впечатлений окрашивающего их аффекта или чувственного тона.

В социальном поведении новорожденный "не обнаруживает никаких специфических форм социального поведения", она характеризуется полной пассивностью. Примитивной особенностью психической жизни может быть выделение фигуры взрослого человека из аморфного фона ситуации.

 

2. Младенческий возраст (2 - 12 месяцев)

Зависимость младенца от взрослого создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности: эти отношения всегда оказываются опосредованными другими, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. Вторая особенность социального развития в младенческом возрасте состоит в том, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности всего поведения младенца в социальное ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи.

Симптомом нового периода является появление улыбки на разговор, т.е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос.

К началу этого периода у ребенка возникают интерес к внешнему миру и возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для ребенка возникает внешний мир. Из новых форм поведения появляются первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, крик из-за неудавшегося намеренного движения, первое желание, экспериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиск потерянных игрушек, появление подражания. Знаменательным поворотным пунктом является 10-й месяц, когда по исчезновении бесцельных движений наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание.

Взрослый человек - центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Простая близость или удаление человека сразу означает для ребенка резкое и коренное изменение ситуации, в которой он находится. В отсутствие взрослого младенец попадает в ситуацию беспомощности. Его активность по отношению к внешнему миру как бы парализована.

Основным новообразованием младенческого возраста является сознание младенца, которое обозначается Л.С.Выготским как сознание "пра-мы". Оно предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного и выделенного "я").

Основным содержанием кризиса является становление ходьбы (когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или неходящий), развитие речи (когда тоже нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет) и аффективно-волевая сфера (возникновение первых актов протеста, оппозиции, противопоставления себя другим).

 

3. Раннее детство (1 - 3 года)

Поведение ребенка раннего возраста целиком и полностью определено ситуацией. От каждого предмета исходит как бы аффект, притягательный или отталкивающий. Ребенок находится в мире вещей и предметов. У него нет равнодушного или "бескорыстного" отношения к окружающим вещам (лестница манит его, чтобы он пошел по ней; дверь - чтобы он ее закрыл и открыл). Ребенок раннего детства не приносит в ситуацию знаний о других возможных вещах. Его вообще не привлекает то, что находится вне ситуации. Внимание, память, мышление еще не дифференцированы, они действую в сознании целостно, подчиняясь восприятию постольку, поскольку они участвуют в процессе восприятия.

Основным новообразованием данного этапа является развитие основ отношения человека к человеку, т.е. основ социальных отношений. Во второй стадии раннего детства появляется "я сам", когда ребенок противопоставляет свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым. Основным видом деятельности становится игра.

Ранний возраст есть та стадия, когда возникает смысловое и системное строение сознания, когда происходит возникновение исторического сознания человека, существующего для других и для самого ребенка. Это такой центр, исходя из которого можно понять и все качественные особенности отношения ребенка к внешней ситуации, и отношение ребенка к связи с другими людьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: