Периодизация эмоционального развития




Cогласно данным исследователей психоаналитического направления

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн – австрийский психоаналитик, работавшая в Лондоне. Кляйн занималась объяснением психологических процессов, происходящих в раннем детстве ребенка, с точки зрения психоанализа. Первые положения её теории были сформулированы в наблюдении за ее собственными детьми. Ее идеи, которые она активно развивала в 20-е-30-е года XX века, противопоставлялись идеям Анны Фрейд, работавшей в те же годы. Теория Кляйн с примерами из личной практики изложена в книге «Развитие в психоанализе», которая была впервые издана на английском языке в 1952 году и подводила итог многих лет работы психоаналитика.

Мелани Кляйн рассматривала первые месяцы жизни ребенка и эмоциональные отношения, которые формируются между ним и матерью в этот период, с точки зрения чувства тревоги преследования после утраты комфортного внутриутробного состояния и необходимости приспосабливаться к новым условиям. Идеи Кляйн основаны на ее клинических наблюдениях за детьми на первых неделях жизни и некоторых основных положениях психоанализа. Так как в этот период взаимодействие матери и ребенка в основном происходит в ситуации кормления, то Кляйн стала отмечать разницу между разными типами поведения детей в таком взаимодействии.

Согласно теории Кляйн, тепло, забота и пища, которые младенец получает от матери, помогают ему частично справиться с тревогой преследования, но у всех детей этот процесс происходит по-разному. В частности, Кляйн отмечала тенденцию некоторых детей уже с первых недель интересоваться матерью не только как источником пищи, но и как партнером по взаимодействию. Такие дети, даже будучи голодными и имея хороший аппетит, могут регулярно прерываться во время игры, чтобы поиграть или повзаимодействовать с матерью. Другие же, напротив, могли проявлять отказ от любого взаимодействия с матерью, крича и борясь с ней при попытках их покормить, однако демонстрировали исключительную «жадность» в отношении пищи во время следующего кормления.

В этом процессе в психике ребенка формируются внутренний объект, символизирующий источник всего хорошего в его мире – «хорошая» грудь. При этом если кормление не происходит вовремя или не производится с должной чуткостью в необходимом объеме, на передний план выходит «плохая» грудь, порожденная чувством тревоги.

В первый год жизни ребенка параллельно развиваются и преодолеваются:

1. Депрессивная позиция (депрессивная тревога)

2. Параноидно-шизоидная позиция (тревога преследования)

Обе они являются составляющими нормального развития ребенка, однако если они были выражены чрезмерно по сравнению со способностью Эго ребенка справиться с ними, это может привести к патологиям психического развития ребенка.

Маргарет Малер

Маргарет Малер – венгерский врач-психиатр, психоаналитик. М.Малер была одной из первых, кто начал исследовать наблюдаемое поведение детей младенческого и раннего возраста при установлении отношений с матерью. Свои выводы Малер делала на основании наблюдений в ходе своей врачебной практики. Основной работой Малер, в которой она изложила свои идеи о развитии ранних взаимоотношений младенца и матери, является «Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация», изданная в 1975г.

По мнению М.Малер биологическое рождение человеческого младенца и психологическое рождение индивидуума не совпадают во времени. Первое - это яркое, наблюдаемое и имеющее четкие границы событие, а второе - медленно разворачивающийся внутрипсихический процесс. Психологическое рождение индивидуума рассматривается как процесс сепарации-индивидуации:установление чувства собственной отдельности и формирование отношений с реальным миром, особенно в аспекте опыта, связанного с собственным теломи с главным представителем окружающего мира - первичным объектом любви.

Ребенок постоянно сталкивается с минимальными угрозами потери объекта. Однако, в отличие от ситуации травматической сепарации, нормальный процесс сепарации-индивидуации протекает в ситуации возрастной готовности к независимому функционированию и сопровождается удовольствием от этого состояния.

1. Фаза нормального аутизма (первые недели после рождения ребенка).

Первые недели внеутробной жизни, в течение которых новорожденный или младенец кажется практически исключительно биологическим организмом, его инстинктивные реакции на стимулы находятся на рефлекторном и таламическом уровне.

Маленький ребенок проводит большую часть дня в полуспящем-полубодрствующем состоянии: он просыпается, в основном, когда голод или другие потребности вызывают его плач, и погружается или впадает в сон снова, когда наступает удовлетворение. Доминируют скорее физиологические, нежели психологические процессы, и функционирование в данный период лучше рассматривать в физиологических терминах. Маленький ребенок защищен от переизбытка стимуляции, находясь в состоянии, приближенном к пренатальному, что облегчает задачу физиологического роста.

Определяя состояние, в котором находится чувственная сфера, метафорически, М.Малер применила по отношению к первым неделям жизни термин нормальный аутизм,поскольку на данном этапе кажется, что маленький ребенок пребывает в состоянии примитивной галлюцинаторной дезориентации, при которой удовлетворение нужд находится на его собственной всемогущей "аутистической орбите".

 

2. Симбиотическая фаза (1 - 5 месяцев).

Начинающееся со второго месяца смутное осознавание ребенком удовлетворяющего его потребности внешнего объекта свидетельствует о начале фазы нормального симбиоза, в котором младенец ведет себя так, как будто он и мать составляют единое целое.

Важную роль играет переживание чувственного контакта всем телом, особенно глубокая чувствительность всей поверхности тела (сила материнского объятия). Симбиоз является оптимальным, когда мать естественным образом позволяет ребенку видеть ее лицо, т. е. обеспечивает глазной контакт, что особенно важно во время кормления ребенка грудью (или из бутылочки), а также во время общения с ним, будь то песни или нежный разговор.Человеческое лицо («анфас»)является первым значимым объектом восприятия и вызывает социальную улыбку. Встреча глаза-в-глаза с лицом является пусковым механизмом неспецифической реакции социальной улыбки. Эта неспецифическая реакция улыбки означает переход на стадию удовлетворяющих потребности объектных отношений.

Маленький ребенок лишь смутно начинает воспринимать удовлетворение нужд как идущее от какого-то частичного объекта и обращается в сторону материнской заботы. Потребность постепенно становится желанием, а затем - специфическим "связанным с объектом" аффектом или сильным стремлением. Наряду с этим и в соответствии с циклами "удовольствие-боль", происходит формирование образа тела. Внутренние ощущения младенца формируют ядроего самости. Они остаются центральной точкой кристаллизации "чувства Я", вокруг которого будет формироваться "чувство идентичности".

Эта фаза является важной в формировании диадического союза, на базе которой будут формироваться все последующие человеческие взаимоотношения. Младенец может уже по-разному реагировать на внешние и внутренние стимулы.

Проблемы: ненадежная привязанность, плохие предпосылки для развития чувства собственного достоинства.

Поведение взрослого, обеспечивающее оптимальное развитие:

• теплый аффективный климат,

• своевременные и адекватные реакции на сигналы ребенка,

• главное внимание уделяется налаживанию цикличности - смены периодов насыщения и голода, сна и бодрствования и т.д.

 

3. Сепарация - индивидуация (5-6 мес. - 36 месяцев)

Сепарация и индивидуация представляют собой два комплементарных процесса развития: сепарация включает выход ребенка из симбиотического слияния с матерью, а индивидуация состоит из тех детских достижений, которые убеждают ребенка в наличии у него его собственных индивидуальных характеристик. Это два взаимосвязанных, но не идентичных процесса, они могут протекать с разной скоростью, запаздывая друг относительно друга или опережая один другой.

Данная фаза состоит из нескольких субфаз:

· дифференциация

· практика

· воссоединение

· консолидация "Я" и установление объектной константности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: