Дифференциация (5 - 9 месяцев)




В данный период происходит созревание локомоторных функций, что приводит к снижению телесной зависимости от матери и приводит к первым пробным отдалениям от нее. Характерным поведением, которое делает возможным отграничения Я от не-Я, является тактильное и визуальное исследование материнского лица и тела; отстранение от матери, чтобы сканировать окружающий мир и разглядывать ее; сверка

матери с остальными людьми. Удовольствие от развивающихся эго-функций и внешнего мира выражается только в условиях непосредственной близости к матери. В то же время, очевидно, происходит дифференциация примитивного, но отдельного образа тела.

Улыбка постепенно переходит в специфическую (предпочтительную) реакцию улыбки на мать, что является ключевым показателем возникновения специфической связи между младенцем и его матерью. Внимание ребенкапостепенно расширяется, становясь внешне направленной в периоды его бодрствования, которые все увеличиваются.

Кажется, что ребенок перестает дрейфовать между состояниями включенности и выключенности, и реактивность его чувствительного центра становится более стабильной, когда он бодрствует. Примерно в шесть месяцев начинается пробное экспериментирование с сепарацией-индивидуацией. Это можно наблюдать в таких поведенческих проявлениях со стороны ребенка как хватание матери за волосы, уши или нос, попытки запихнуть еду ей в рот и отстранения от нее всем телом с целью получше разглядеть ее и то, что находится вокруг. Это не похоже на прежнюю манеру ребенка прижиматься к матери, когда та держит его на руках.

Существуют определенные признаки того, что ребенок начинает отличать свое тело от материнского. На шесть-семь месяцев приходится пик мануального, тактильного и визуального исследования материнского лица, также как и закрытых (покрытых одеждой) и непокрытых частей ее тела; на протяжении нескольких недель ребенок заворожено исследует брошь, очки или кулон, который носит мать. Его можно заинтересовать игрой в "ку-ку", в которой он все еще играет пассивную роль. Эти исследовательские паттерны позже превратятся в когнитивную функцию сверки незнакомого с уже известным.

В этот период у ребенка появляется переходный объект. По мнению Винникотта он является напоминанием о потребности в контакте с материнским телом. Ребенок предпочитает мягкие, прочные, податливые и теплые на ощупь объекты. Но главным требованием все-таки остаются свойственные ему запахи тела. Тот факт, что объект обычно прижимается к лицу, поближе к носу, вероятно, указывает на то, как хорошо он замещает материнскую грудь или мягкую шею.

На этой субфазе многие дети предпринимают первые пробные шаги к тому, чтобы высвободиться из прежде полностью пассивного младенчества-на-руках. Они стараются улизнуть из материнских объятий и побыть хотя бы немного вдали от нее; как только им позволяет моторное развитие, они жаждут соскользнуть с коленей матери, но в то же время стремятся оставаться или приползать обратно и играть как можно ближе к ее ногам.

Начиная с возраста семи-восьми месяцев у детей появляется визуальный паттерн "перепроверки на матери", который является самым значимым и относительно стабильным признаком начала соматопсихической дифференциации. По сути, он является самым важным паттерном нормального когнитивного и эмоционального развития. Ребенок начинает проявлять интерес к "матери" и как будто сравнивать ее с "другим", незнакомое - со знакомым, черта за чертой. Он как будто знакомится более тщательно, чем раньше, с тем, что естьмать, что ощущается, имеет вкус, запах, выглядит похожим и имеет "отзвук" матери. По мере того, как он изучает "мать как мать", он также выясняет, что относится и что не относится к материнскому телу - брошка, очки и т. п. Он начинает проводить различия между матерью и другими людьми и предметами, которые выглядят, ощущаются, двигаются отлично или похоже на то, как это делает мать.

У детей, пребывание которых в фазе симбиоза было благоприятным

и у которых превалировали "доверительные ожидания", при исследовании посторонних в ходе перепроверки преобладают любопытство и заинтересованность. У детей, чье базовое доверие было ниже оптимального уровня, напротив, может случиться внезапный переход к острой тревоге и страху перед незнакомым человеком.

Проблемы: страх незнакомых людей, страх одиночества.

Поведение взрослого, обеспечивающее оптимальное развитие: постепенная подготовка к взаимодействию с незнакомым, положительная реакция мамы, использование переходного объекта, постоянный контакт (хотя бы голосом).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: