НОРМЫ И ПЕРИОДИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

(информационно-методические материалы)

Екатеринбург

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Социально-эмоциональное развитие ребенка включает в себя проживание, выражение и регуляцию ребенком своих эмоций и способность устанавливать позитивные и успешные взаимоотношения с другими (Cohen et al, 2005).

Социально-эмоциональное развитие ребенка может проявляться в его способности:

· различать и понимать свои чувства

· различать и понимать чувства других людей

· конструктивно справляться со своими сильными эмоциями и их проявлением

· регулировать свое поведение

· устанавливать и поддерживать отношения.

НОРМЫИ ПЕРИОДИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Младенцы рождаются уже с готовностью и потребностью взаимодействовать со взрослыми.Это проявляется в целом наборе базовых навыков, которые способствуют успешному взаимодействию и являются предпосылками развития более сложных социально-эмоциональных навыков ребенка.

Базовые предпосылки навыков социально-эмоционального взаимодействия у младенцев:

· В большей степени предпочитают стимулы, исходящие от людей, а не от предметов

· Выделяют голос, лицо и прикосновения матери, отличают их от проявлений других людей

· Различают выражения основных эмоций на лице (радость, удивление, печаль, гнев)

· Могут имитировать мимику и некоторые движения другого человека.

При этом и поведение матери в ее взаимодействии с младенцем специфично и имеет характерные черты, выявленные клинически:

· Изменение тона голоса, выражения лица, положения тела и других телесных проявлений

· Изменение в структуре речи, упрощение и изменение слов, уменьшение скорости речи

· Увеличение пауз для ответа и реагирования младенца во время взаимодействия

· Увеличение продолжительности и интенсивности визуального контакта

Младенец в таком взаимодействии не просто реагирует на различные стимулы, а сразу является его активным участником. Это значит, что он может проявлять свою инициативу и волю во время общения с матерью – в частности, активно приглашать ее к взаимодействию или отказываться общаться с ней в данный момент.

Сигналы младенца:

o Приглашение к взаимодействию:

· Оживление, расширенные глаза

· Взгляд в лицо матери или поворот головы в ее сторону

· Приподнятые брови

· Ответная улыбка

· Вокализации

· Ровные, цикличные движения, движения руками и телом в сторону матери

o Отказ от взаимодействия:

· Хныканье, плач

· Закрытые глаза, отведенный взгляда, поворот головы в сторону от взрослого

· Опущенные брови, хмурость, сжатые губы, сердитое выражение лица, надутые щеки

· Усиленные движения, напряжение в теле

· Выгибание

· Замирание

· Зевание, икота, кашель, рвота

В 1980-х годах педиатр из Гарвардского университета Х. Эльс (H. Als) на основе более ранних трудов своего коллеги Т. Бразельтона (T. Brazelton) подробно описала три типа состояний младенца (открытость к взаимодействию, перегрузка с возможностью саморегуляции, перегрузка с невозможностью самостоятельной регуляции) по различным соматическим проявлениям и показателям взаимодействия:


Состояние ребенка   Показатели   Открытость и сосредоточенность Перегрузка с возможностью саморегуляции Перегрузка с невозможностью регуляции без помощи взрослого
Физиологические · Равномерное дыхание · Розовая кожа · Ребенок вздыхает, зевает, чихает · Гримасничает · Сдавленное, неравномерное дыхание, задержка дыхания · Мраморная, покрасневшая или слишком бледная кожа · Позывы на рвоту, срыгивание (у младенцев)
Двигательные · Голова повернута в сторону собеседника · Прижимается к взрослому · Мягкие, хорошо модулированные движения · Ненапряженное положение тела, равномерно распределенный по всему телу мышечный тонус · Вцепляется руками (например, в одежду) · Руки или ноги прижаты друг к другу · Рука находится во рту, прижата к голове или к уху · Рука прижата к телу, водит рукой по телу · Сосет палец, соску · Тело непроизвольно распрямляется · Пальцы руки растопырены и подняты вверх · Отклоняется всем телом, отворачивается · Стучит руками · Отводит, отталкивает от себя руки взрослого · Замирание, застывание всем телом
Сна и бодрствования (возбуждения и уравновешенности) · Ребенок бодр и внимателен · Устойчивый эмоциональный баланс · Хорошо выдерживает незначительные перемены ситуации и небольшое напряжение · Отчасти бодр и внимателен, отчасти утомлен и беспокоен · Неустойчивый эмоциональный баланс, частые перемены поведения · Дремота · Выпучивание глаз, остановившийся взгляд · Хнычет, плачет
Взаимодействия · Ищет взглядом контакта с взрослым, перенимает контакт и поддерживает · Улыбается (слегка раскачиваясь, приоткрыв рот), смеется · Открыт, активен, заинтересован · Лицо без всякого выражения · Отводит взгляд · Часто моргает, закрывает глаза · Недоступен для общения · Возбужден, чрезмерно бодр

 

Если взрослый замечает и всегда чутко реагирует на сигналы ребенка, это дает малышу ощущение надежности и предсказуемости поведения взрослого.

Для того чтобы знать, каких социально-эмоциональных навыков ожидать от ребенка в определенном возрасте и на что обращать внимание, чтобы вовремя выявить возможные риски, бывает важно ориентироваться на нормы развития ребенка. Удобным для использования инструментом являются вехи развития – перечень основных, ключевых навыков, которые в норме должны наблюдаться у ребенка того или иного возрастного диапазона. В сборниках, составленных Американской Педиатрической Академией для родителей и персонала под редакцией Ст. Шелова и Т. Ремер Альтманн (2009), а также П. Дункан, Дж. Хагана и Дж. Шоу (2008), можно найти следующие вехи социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста:

6 Месяцев

· Узнает знакомые лица и начинает понимать, если кто-то чужой

· Любит играть с другими людьми, особенно с родителями

· Отвечает на эмоции других людей и часто выглядит веселым

· Любит смотреть на себя в зеркало

12 Месяцев

· Стесняется или нервничает при незнакомых людях

· Плачет, когда мама или папа уходит

· Выделяет любимые предметы и людей

· Проявляет страх в некоторых ситуациях

· Протягивает взрослому книгу, когда хочет, чтобы ему/ей почитали

· Повторяет звуки или действия, чтобы добиться внимания

· Протягивает руку или ногу, чтобы помочь в одевании

· Играет в игры вроде «Ку-ку» или ладушек

18 Месяцев

· Любит протягивать предметы другим, чтобы поиграть

· Иногда может проявлять вспышки недовольства

· Может бояться незнакомцев

· Проявляет расположение к знакомым людям

· Играет в простую игру понарошку, например, кормит куклу

· Может льнуть к близким людям в незнакомых ситуациях

· Указывает пальцем, чтобы показать окружающим на что-то интересное

· Исследует самостоятельно, но в непосредственной близости к родителям

24 Месяца

· Повторяет за другими, особенно за взрослыми и старшими детьми

· Проявляет возбуждение, когда взаимодействует с другими детьми

· Проявляет все большую и большую независимость

· Ведет себя вызывающе (делает что-то, что ему или ей запретили)

· Играет в основном рядом с другими детьми, но начинает включать их в игры (например, в догонялки)

36 Месяцев

· Повторяет за взрослыми и друзьями

· Самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых проявляет любовь и расположение к друзьям

· Соблюдает очередность в игре

· Проявляет заботу, когда кто-то из друзей плачет

· Понимает, что значит «мое» и «его»/«ее»

· Демонстрирует широкий диапазон эмоций

· Легко разлучается с мамой и папой

· Может расстраиваться из-за значительных изменений в привычных делах

· Сам/сама одевается и раздевается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: