МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@gmail.com
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
(информационно-методические материалы)
Екатеринбург
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Социально-эмоциональное развитие ребенка включает в себя проживание, выражение и регуляцию ребенком своих эмоций и способность устанавливать позитивные и успешные взаимоотношения с другими (Cohen et al, 2005).
Социально-эмоциональное развитие ребенка может проявляться в его способности:
· различать и понимать свои чувства
· различать и понимать чувства других людей
· конструктивно справляться со своими сильными эмоциями и их проявлением
· регулировать свое поведение
· устанавливать и поддерживать отношения.
НОРМЫИ ПЕРИОДИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Младенцы рождаются уже с готовностью и потребностью взаимодействовать со взрослыми.Это проявляется в целом наборе базовых навыков, которые способствуют успешному взаимодействию и являются предпосылками развития более сложных социально-эмоциональных навыков ребенка.
Базовые предпосылки навыков социально-эмоционального взаимодействия у младенцев:
· В большей степени предпочитают стимулы, исходящие от людей, а не от предметов
· Выделяют голос, лицо и прикосновения матери, отличают их от проявлений других людей
· Различают выражения основных эмоций на лице (радость, удивление, печаль, гнев)
· Могут имитировать мимику и некоторые движения другого человека.
При этом и поведение матери в ее взаимодействии с младенцем специфично и имеет характерные черты, выявленные клинически:
· Изменение тона голоса, выражения лица, положения тела и других телесных проявлений
· Изменение в структуре речи, упрощение и изменение слов, уменьшение скорости речи
· Увеличение пауз для ответа и реагирования младенца во время взаимодействия
· Увеличение продолжительности и интенсивности визуального контакта
Младенец в таком взаимодействии не просто реагирует на различные стимулы, а сразу является его активным участником. Это значит, что он может проявлять свою инициативу и волю во время общения с матерью – в частности, активно приглашать ее к взаимодействию или отказываться общаться с ней в данный момент.
Сигналы младенца:
o Приглашение к взаимодействию:
· Оживление, расширенные глаза
· Взгляд в лицо матери или поворот головы в ее сторону
· Приподнятые брови
· Ответная улыбка
· Вокализации
· Ровные, цикличные движения, движения руками и телом в сторону матери
o Отказ от взаимодействия:
· Хныканье, плач
· Закрытые глаза, отведенный взгляда, поворот головы в сторону от взрослого
· Опущенные брови, хмурость, сжатые губы, сердитое выражение лица, надутые щеки
· Усиленные движения, напряжение в теле
· Выгибание
· Замирание
· Зевание, икота, кашель, рвота
В 1980-х годах педиатр из Гарвардского университета Х. Эльс (H. Als) на основе более ранних трудов своего коллеги Т. Бразельтона (T. Brazelton) подробно описала три типа состояний младенца (открытость к взаимодействию, перегрузка с возможностью саморегуляции, перегрузка с невозможностью самостоятельной регуляции) по различным соматическим проявлениям и показателям взаимодействия:
Состояние ребенка Показатели | Открытость и сосредоточенность | Перегрузка с возможностью саморегуляции | Перегрузка с невозможностью регуляции без помощи взрослого |
Физиологические | · Равномерное дыхание · Розовая кожа | · Ребенок вздыхает, зевает, чихает · Гримасничает | · Сдавленное, неравномерное дыхание, задержка дыхания · Мраморная, покрасневшая или слишком бледная кожа · Позывы на рвоту, срыгивание (у младенцев) |
Двигательные | · Голова повернута в сторону собеседника · Прижимается к взрослому · Мягкие, хорошо модулированные движения · Ненапряженное положение тела, равномерно распределенный по всему телу мышечный тонус | · Вцепляется руками (например, в одежду) · Руки или ноги прижаты друг к другу · Рука находится во рту, прижата к голове или к уху · Рука прижата к телу, водит рукой по телу · Сосет палец, соску | · Тело непроизвольно распрямляется · Пальцы руки растопырены и подняты вверх · Отклоняется всем телом, отворачивается · Стучит руками · Отводит, отталкивает от себя руки взрослого · Замирание, застывание всем телом |
Сна и бодрствования (возбуждения и уравновешенности) | · Ребенок бодр и внимателен · Устойчивый эмоциональный баланс · Хорошо выдерживает незначительные перемены ситуации и небольшое напряжение | · Отчасти бодр и внимателен, отчасти утомлен и беспокоен | · Неустойчивый эмоциональный баланс, частые перемены поведения · Дремота · Выпучивание глаз, остановившийся взгляд · Хнычет, плачет |
Взаимодействия | · Ищет взглядом контакта с взрослым, перенимает контакт и поддерживает · Улыбается (слегка раскачиваясь, приоткрыв рот), смеется · Открыт, активен, заинтересован | · Лицо без всякого выражения · Отводит взгляд · Часто моргает, закрывает глаза | · Недоступен для общения · Возбужден, чрезмерно бодр |
Если взрослый замечает и всегда чутко реагирует на сигналы ребенка, это дает малышу ощущение надежности и предсказуемости поведения взрослого.
Для того чтобы знать, каких социально-эмоциональных навыков ожидать от ребенка в определенном возрасте и на что обращать внимание, чтобы вовремя выявить возможные риски, бывает важно ориентироваться на нормы развития ребенка. Удобным для использования инструментом являются вехи развития – перечень основных, ключевых навыков, которые в норме должны наблюдаться у ребенка того или иного возрастного диапазона. В сборниках, составленных Американской Педиатрической Академией для родителей и персонала под редакцией Ст. Шелова и Т. Ремер Альтманн (2009), а также П. Дункан, Дж. Хагана и Дж. Шоу (2008), можно найти следующие вехи социально-эмоционального развития ребенка раннего возраста:
6 Месяцев
· Узнает знакомые лица и начинает понимать, если кто-то чужой
· Любит играть с другими людьми, особенно с родителями
· Отвечает на эмоции других людей и часто выглядит веселым
· Любит смотреть на себя в зеркало
12 Месяцев
· Стесняется или нервничает при незнакомых людях
· Плачет, когда мама или папа уходит
· Выделяет любимые предметы и людей
· Проявляет страх в некоторых ситуациях
· Протягивает взрослому книгу, когда хочет, чтобы ему/ей почитали
· Повторяет звуки или действия, чтобы добиться внимания
· Протягивает руку или ногу, чтобы помочь в одевании
· Играет в игры вроде «Ку-ку» или ладушек
18 Месяцев
· Любит протягивать предметы другим, чтобы поиграть
· Иногда может проявлять вспышки недовольства
· Может бояться незнакомцев
· Проявляет расположение к знакомым людям
· Играет в простую игру понарошку, например, кормит куклу
· Может льнуть к близким людям в незнакомых ситуациях
· Указывает пальцем, чтобы показать окружающим на что-то интересное
· Исследует самостоятельно, но в непосредственной близости к родителям
24 Месяца
· Повторяет за другими, особенно за взрослыми и старшими детьми
· Проявляет возбуждение, когда взаимодействует с другими детьми
· Проявляет все большую и большую независимость
· Ведет себя вызывающе (делает что-то, что ему или ей запретили)
· Играет в основном рядом с другими детьми, но начинает включать их в игры (например, в догонялки)
36 Месяцев
· Повторяет за взрослыми и друзьями
· Самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых проявляет любовь и расположение к друзьям
· Соблюдает очередность в игре
· Проявляет заботу, когда кто-то из друзей плачет
· Понимает, что значит «мое» и «его»/«ее»
· Демонстрирует широкий диапазон эмоций
· Легко разлучается с мамой и папой
· Может расстраиваться из-за значительных изменений в привычных делах
· Сам/сама одевается и раздевается