Совершенствование произносительной стороны речи




Направления логопедической работы

В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.

На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с ТНР к продуктивному усвоению школьной программы.

Обучение грамоте детей с ТНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале пра-

вильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями их различения на слух.

Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.

Педагогические ориентиры:

– вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;

– формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

Перспективно - тематический план НОД в подготовительной группе для детей с ОНР 4 уровняпо формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте

Задачи на первый период

Совершенствование произносительной стороны речи

  • Закреплять навыки чёткого произношения звуков, имеющихся в речи у детей.
  • Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
  • Коррегировать произношение нарушенных звуков
  • Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам.
  • Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  • Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.
  • Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.
  • Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

  • Развитие произвольное внимания, слуховую память
  • Закреплять понятие «звук», «слог».
  • Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных-согласных, твёрдых-мягких, звонких-глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т.д.
  • Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова.
  • Учить анализировать звуковой ряд, состоящих из двух-трёх-четырёх гласных звуков.
  • Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога
  • Формировать умение выделять последний согласный звук в слове
  • Учить определять первый согласный звук в слове.
  • Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного.
  • Учить производить анализ и синтез прямых слогов
  • Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам.
  • Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом-прямые.
  • Учить осуществлять звуко -буквенный анализ и синтез слогов.
  • Развивать оптико-пространственные ориентировки.
  • Развивать графо-моторные навыки.

Задачи на второй и третий период

Совершенствование произносительной стороны речи

  • Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.
  • Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки.
  • Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.
  • Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков.
  • Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
  • Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, её богатой интонационно-мелодической окраски


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: