Направления логопедической работы
В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.
На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с ТНР к продуктивному усвоению школьной программы.
Обучение грамоте детей с ТНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале пра-
вильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями их различения на слух.
Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.
Педагогические ориентиры:
|
– вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
– формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Перспективно - тематический план НОД в подготовительной группе для детей с ОНР 4 уровняпо формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте
Задачи на первый период
Совершенствование произносительной стороны речи
- Закреплять навыки чёткого произношения звуков, имеющихся в речи у детей.
- Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
- Коррегировать произношение нарушенных звуков
- Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам.
- Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
- Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.
- Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.
- Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
- Развитие произвольное внимания, слуховую память
- Закреплять понятие «звук», «слог».
- Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных-согласных, твёрдых-мягких, звонких-глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т.д.
- Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова.
- Учить анализировать звуковой ряд, состоящих из двух-трёх-четырёх гласных звуков.
- Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога
- Формировать умение выделять последний согласный звук в слове
- Учить определять первый согласный звук в слове.
- Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного.
- Учить производить анализ и синтез прямых слогов
- Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам.
- Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом-прямые.
- Учить осуществлять звуко -буквенный анализ и синтез слогов.
- Развивать оптико-пространственные ориентировки.
- Развивать графо-моторные навыки.
Задачи на второй и третий период
|
Совершенствование произносительной стороны речи