Немецкий экзистенциализм: П. Хайдеггер, К. Ясперс.




Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) возникает в Германии в 20-е годы ХХ в. Основная категория этой философии – “существование”. Но существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не поддается научному определению. Существовать – значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой. Экзистенциализм призывает человека бунтовать, находить в себе силы для борьбы с абсурдностью социального мира. Жить – значит бороться – в этом признание человека.

Хайдеггер Мартин (1889–1975) – философ, сыгравший решающую роль в становлении и развитии экзистенциализма, хотя сам себя он экзистенциалистом не называл. Одна из выдающихся его работ называлось «Бытие и время». Эта работа была написана своеобразным языком, так как Хайдеггер считал современный технизированный рационалистический язык не пригодным для разговора о бытии. Хайдеггер отказывается от традиционных философских терминов «субъект», «объект», «отражение», «противоречие», а также от слов типа «пресса, газета, радио, фильм». Он считает их рационалистическими конструкциями, которые следует заменить «экзистенциалами» – словами-образами. Бытие для него – это некое непредметное начало, фундамент мира вещей. Бытие непредметно и потому неопределимо. Ему противостоит «сущее» – предметная действительность. Поэтому Хайдеггер применяет разные термины: о бытии он говорит «онтологическое», а о сущем – «онтическое». Мир – это место, где бытие и сознание взаимодействуют, сплавляются. Хайдеггер считает, что в мире вещей есть единственное сущее, с которого можно считать смысл бытия. Это человеческая жизнь. Человеческое бытие это «вот-бытие», «тут-бытие», конечное, наличное бытие. Его сущность – экзистенция – открытость, устремленность к иному, переходность. Это выход за свои пределы, к Ничто. Постоянный выход в Ничто сопровождается изначальным Ужасом, который всегда с нами и просыпается от любого толчка. Устремленность к Ничто – выражение нашей конечности, временности, но одновременно это вступление в истину бытия. Существование человека в повседневном мире может быть охарактеризовано как «собственное» и «несобственное». «Несобственное бытие» – это жизнь «по типу других». «Собственное бытие» связано с осознанием своей смертности. Хайдеггер рассматривает человеческую целостность как темпоральную структуру и именует ее Заботой,т.к. человек в мире сущего всегда озабочен. Забота складывается из трех моментов: 1. Бытие-в-мире или прошлое. Мы находим условия своего существования уже готовыми, они определены до нас. 2. Забегание вперед – будущее. Модификация повседневности «быть впереди себя» становится возможной благодаря зову совести. Совесть для Хайдеггера сродни истине это призыв быть тем, что ты есть. 3. Настоящее – бытие при внутримировом сущем. Настоящее – это повседневность. Хайдеггер хочет преодолеть это состояние, хотя и не осуждает его, так как только из него можно прийти к бытию. Модусами повседневности являются: болтовня (пересуды), при которой говорение превращается в самоцель, а язык – в «информацию»; любопытство интерес, не связанный с сущностью вещей, двусмысленность которая стирает границы между подлинным и не подлинным. Все три модуса времени составляют единство при доминировании будущего. Таковы основные идеи работы «Бытие и время». Ведущей темой в произведениях позднего Хайдеггера является тема «бытие и язык». Бытие продолжает жить в лоне культуры – через язык. Нужно научиться прислушиваться к языку, не навязывая ему современных конструкций, позволить ему говорить. Язык – это «дом бытия». Для Хайдеггера бытие – суть разговор, причем это суть один разговор. Событие появления Разговора и явления Богов и мира – одновременны. Поэт стоит между Богами и людьми. Ясперс Карл (1883–1969) известный немецкий философ экзистенциалист. Для того чтобы вернуть современному человечеству его, все более и более утрачиваемые, смысложизненные ориентиры Ясперс проповедует необходимость философии нового типа – экзистенциальной философии. Ясперс выступает против всякого субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывается признать наличие в человеке некоторой неизменной природы, подчеркивая тем самым неклассичность своего теоретизирования и расхождение с западной философией Нового времени. Вместе с тем в философии Ясперса сохраняется претензия на создание универсальной картины человеческого существования и постижение смысла истории. Ясперс критикует притязания на исключительность, свойственные любой вере. Отказываясь видеть ось мировой истории в явлении Христа, Ясперс вместе с тем совсем не против веры как основы понимания смысла истории. Хотя мировые религии не смогли предложить общей для всех веры, она все же имеется. Это – философская вера. Ясперс убежден, что именно она призвана служить основой единства человечества. Время ее рождения он называет искомой осью мировой истории – «осевой эпохой». Осевой период – факт общезначимый для всего человечества. Становление философии он рассматривает как единое духовное движение, совершающееся самостоятельно» и «независимо» в Индии, Китае, Европе. Ясперс пытался решить задачу рационального обоснования веры. Философская вера, как ее мыслит Ясперс, находится как бы на границе между верой религиозной и научным знанием. Предметом философской веры является такая реальность, наличие которой хотя и признается, однако признается и то, что о ней не может быть получено рациональное знание, а только знание в форме «осознанного незнания». Вне сферы ограниченных возможностей научного познания лежат ответы, как полагает Ясперс, на все «экзистенциальные вопросы». Беспомощно рациональное познание и в отношении трансцендентной сферы. Бытие в целом, человек, а также «последние вопросы» – о мире. о душе, Боге, являясь недоступными науке, все же не являются неразрешимыми вообще. Их можно разрешить с помощью веры, ибо лишь вера постигает то, что лежит за пределами знания. При этом философия мыслится Ясперсом как особый вид познания, в котором познавательная функция не имеет никакой ценности, а поэтому он считает философскую истину экзистенциальной, то есть неповторимой и однократной. Она не имеет общезначимого и принудительного характера как наука, и поэтому не приводит ни к каким результатам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: